Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.10.2016 N Ф06-8527/2016 по делу N А55-17714/2015
Требование: О расторжении договора аренды участка лесного фонда.
Обстоятельства: В связи с изменением лесного законодательства лесной участок, предоставленный в аренду для охотхозяйственной деятельности, был отнесен к лесопарковой зоне, в которой охотхозяйственная деятельность запрещена. Арендодатель указал на то, что изменение правового режима лесного участка, предоставленного в аренду, привело к невозможности использования данного участка в целях, согласованных сторонами в договоре аренды.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для расторжения данного договора.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2016 г. в„– Ф06-8527/2016

Дело в„– А55-17714/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Коноплевой М.В., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
ответчика - Бондарева Г.А., директора (приказ от 15.01.2016 в„– 26), Рудневой А.В. (доверенность от 01.09.2016 в„– 1-Ю),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Новокуйбышевского муниципального предприятия "Пойменное"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2016 (судья Ануфриева А.Э.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2016 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Пышкина Н.Ю.)
по делу в„– А55-17714/2015
по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, к Новокуйбышевскому муниципальному предприятию "Пойменное", Самарская область, г. Новокуйбышевск (ОГРН 1026303122119) о расторжении договора, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного казенного учреждения Самарской области "Самарские лесничества", г. Самара,

установил:

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Новокуйбышевскому муниципальному предприятию "Пойменное" (далее - НМП "Пойменное") о расторжении договора аренды участка лесного фонда от 10.01.2006 в„– 330.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2016, договор аренды лесного участка от 10.01.2006 в„– 330, заключенный с НМП "Пойменное", расторгнут.
С НМП "Пойменное" взыскана госпошлина в доход федерального бюджета в размере 6000 руб.
НМП "Пойменное" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить полностью, принять новый судебный акт, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права и несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании протокола о результатах лесного аукциона от 27.12.2005, между Федеральным государственным учреждением "Самарский лесхоз" (далее - ФГУ "Самарский лесхоз") (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды участка лесного фонда от 10.01.2006 в„– 330 в кварталах 9-64, 71-78 Новокуйбышевского лесничества площадью 5454,5 га для использования для нужд охотничьего хозяйства на 49 лет.
Площадь и границы участка лесного фонда приводятся в планово-картографических материалах (пункт 1.3 договора).
Разделом 2 договора установлен размер арендной платы в соответствии с результатами аукциона и порядок ее внесения.
Земельный участок передан по акту приема-передачи.
В связи с введением в действие с 01.01.2007 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ) полномочия по заключению договоров аренды участков лесного фонда были переданы уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На территории Самарской области таким уполномоченным органом являлся Департамент лесного хозяйства Самарской области, образованный на основании постановления Правительства Самарской области от 09.02.2007 в„– 9.
Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 в„– 34 "О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области" Департамент реорганизован путем присоединения к Министерству, и последнее, как правопреемник Департамента лесного хозяйства Самарской области, является надлежащим полномочным лицом на предъявление данных требований.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 06.08.2009 в„– 367 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 18.02.2009 в„– 34 "О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.
В соответствии со статьей 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2012 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
Установлено и сторонами не оспаривается, что расположение и границы лесного участка в достаточной степени индивидуализирован в аукционной документации и в приложении к договору, фактически передан в пользование ответчика.
Согласно пункту 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 в„– 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (с учетом дополнений, внесенных постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 в„– 13), в случае если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который в соответствии с пунктом 2 статьи 609 ГК РФ подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, то при рассмотрении споров между ними судам надлежит исходить из следующего. Если судами будет установлено, что собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, то в таком случае следует иметь в виду, что оно связало их обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (статья 310 ГК РФ).
Согласно акту обследования от 24.06.2015 арендуемый участок используется для заявленных целей.
В соответствии с долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира от 20.08.2007 в„– 6783, выданной Управлением Россельхознадзора по Самарской области НМП "Пойменное" было разрешено осуществлять охоту в границах территории, определенной согласно приложению к приказу Минсельхозпрода Самарской области от 15.08.2007 в„– 151-п.
На основании указанного приказа Минсельхозпрода Самарской области от 15.08.2007 в„– 151-п с НМП "Пойменное" был заключен договор о предоставлении в пользование территории, акватории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, не находящимся в федеральной собственности от 20.08.2007.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 63-АБ 213047 от 22.07.2004 участок лесного фонда площадью 50 880 000 кв. м Новокуйбышевского лесничества Самарского лесхоза, относится к лесам первой группы, категория защищенности леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов (рег. запись в„– 63-01/01/2004-18707 от 20.04.2004), является собственностью Российской Федерации на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (действовавшего на тот момент), согласно которой лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Указывая, что предоставленный по договору аренды от 10.01.2006 лесной участок располагается в лесопарковой зоне, на котором пунктом 3 статьи 105 Лесного кодекса РФ запрещено осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства в лесопарковых зонах, ответчик оставил без внимания полученное им 22.04.2015 письмо от 08.04.2015 в„– 270502/6128 с предложением расторгнуть договор аренды лесного участка от 10.01.2006 в„– 330, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным в пункте 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны.
Частью 2 статьи 24 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.
В статье 25 Лесного кодекса РФ указаны виды использования лесов.
В силу статьи 27 Лесного кодекса РФ использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Допускается установление следующих ограничений использования лесов: запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса.
Таким образом, арендатор лесного участка обязан использовать его в соответствии с его целевым назначением при условии соблюдения лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов.
Целевое использование лесного участка является существенным фактором, определяющим правовой режим лесного участка и пределы осуществления прав на него, в связи с чем при решении вопроса о возможности продолжения арендных правоотношений сторон, в том числе, связанных с возможным внесением изменений в договор аренды в части вида использования лесного участка, арендодатель связан установленным порядком предоставления лесного участка для тех или иных целей использования и ограничений использования лесов, которые предусмотрены Лесным кодексом Российской Федерации или федеральными законами.
Согласно статье 8 Федерального закона от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 102 Лесного кодекса РФ.
В силу статьи 102 Лесного кодекса РФ лесопарковые зоны относятся к защитным лесам.
Федеральным законом от 14.03.2009 в„– 32-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в действие с 17.03.2009, внесены изменения в Федеральный закон от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", в том числе данный закон дополнен статьей 8.1, согласно которой лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 102 Лесного кодекса РФ.
Частью 7 статьи 105 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 в„– 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон (далее - Положение).
Данное постановление вступило в действие 29.12.2009.
В соответствии с пунктом 5 Положения границы лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, являются соответственно границами лесопарковых зон и зеленых зон.
Как установлено судами, последнее лесоустройство Самарского лесничества, содержащее таксационное описание лесничества датировано 1995 годом.
Согласно данным таксационного описания Самарского лесничества лесные кварталы 9-64, 71-78 относились к лесопарковой части зеленых зон, в связи, с чем в соответствии со статьей 8.1 Федерального закон от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в редакции, действующей с 17.03.2009, подлежал преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 102 Лесного кодекса РФ.
Приказом Минлесхоза от 17.08.2012 в„– 215 утвержден Лесохозяйственный регламент Волжского лесничества, расположенного на территории Самарской области.
В соответствии с разделом 1.6. "Подразделение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" Лесохозяйственного регламента от 17.08.2012 в„– 215 спорный лесной участок квартала в„– 1-83 отнесены к лесопарковой зоне.
Согласно таблице в„– 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" квартал 1-83 Самарского участкового лесничества отнесены к лесопарковым зонам (приложение к приказу Минлесхоза от 16.06.2014 в„– 229).В силу пункта 3 части 3 статьи 105 Лесного кодекса РФ в лесопарковых зонах запрещается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Таким образом, в результате изменения правового режима спорного лесного участка от 10.01.2006, предметом которого хотя и является этот же лесной участок, но имевший иные характеристики, использование по назначению и в целях, согласованных сторонами договора аренды, стало невозможным, что правильно квалифицировано судами двух инстанций как существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора аренды от 10.01.2006 в„– 330, и которое является основанием для расторжения данного договора на основании статьи 451 ГК РФ и в силу части 2 статьи 24 Лесного кодекса РФ.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.10.2016 по делу в„– А55-32122/15.
Довод заявителя жалобы о том, что Лесной кодекс РФ вступил в силу 01.01.2007 и указанному акту на основании статьи 4 ГК РФ не могла быть придана обратная сила, судебной коллегией отклоняется ввиду неправильного толкования закона. Если в качестве правового обоснования иска о расторжении договора истцом указана статья 451 ГК РФ, суд должен рассмотреть и оценить изменения в законодательстве, произошедшие после заключения договора, на предмет наличия в них признаков существенного изменения обстоятельств применительно к имеющимся между сторонами правоотношениям.
В соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
В силу частей 2 и 3 статьи 74.1 Лесного кодекса РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.05.2014 в„– 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ о недопустимости - при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом РФ ранее был установлен и продолжает действовать запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, по волеизъявлению его участников. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 в„– 12157/13, определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 в„– 301-ЭС14-448.
Поскольку в настоящее время законодательно установлен запрет на осуществление на спорном лесном участке деятельности в сфере охотничьего хозяйства, процедура перевода земель лесного фонда из категории лесопарковых зон в другую, допускающую использование лесного участка для целей охотничьего хозяйства, не проводилась, суды обоснованно отклонили довод заявителя жалобы о возможности внесения изменений в спорный договор без расторжения последнего.
При таких обстоятельствах требования Министерства удовлетворены правомерно.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2016 по делу в„– А55-17714/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА


------------------------------------------------------------------