Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.10.2016 N Ф06-14221/2016 по делу N А49-1998/2016
Требование: О расторжении договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, возврате муниципального имущества.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления ссылался на то, что муниципальное предприятие признано банкротом, переданное предприятию имущество является социально значимым объектом коммунальной инфраструктуры, который не подлежит включению в конкурсную массу и должен быть возвращен в казну муниципального образования.
Решение: Требование оставлено без рассмотрения, поскольку данное требование подлежит рассмотрению в деле о банкротстве.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пензенской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2016 г. в„– Ф06-14221/2016

Дело в„– А49-1998/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Коноплевой М.В., Хайруллиной Ф.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Пашиной Ж.А.,
при участии представителей в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Пензенской области:
истца - Медведевой С.Л. (доверенность от 02.11.2015), Кусмаровой Ю.В. (доверенность от 30.03.2016),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Пензенской области кассационную жалобу администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 14.06.2016 (судья Гук Н.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2016 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Пышкина Н.Ю.)
по делу в„– А49-1998/2016
по исковому заявлению администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (ОГРН 1025800975122, ИНН 5827007298) к муниципальному унитарному предприятию г. Нижний Ломов "Водоснаб" (ОГРН 1045801608038, ИНН 5827010861), третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Чистая вода", г. Нижний Ломов, Пензенская область (ОГРН 1135827000044, ИНН 5827901900), муниципальное унитарное предприятие "Спектр", г. Нижний Ломов, Пензенская область (ОГРН 1145827000681, ИНН 5827902420) о расторжении договора и о возврате муниципального имущества,

установил:

администрация города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию г. Нижний Ломов "Водоснаб" (далее - МУП "Водоснаб", предприятие) о расторжении договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения в части следующих объектов: здание насосной станции 1 подъема, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Тархова, д. 35; здание насосной станции 2 подъема, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Тархова, д. 1Б; здание насосной станции 1 подъема в„– 1, адрес объекта: с. Кривошеевка, ул. Пролетарская, д. 6А; здание насосной станции с подъема в„– 2, адрес объекта: с. Кривошеевка, ул. Школьная, д. 127Б; здание КНС в„– 4, адрес объекта: г. Нижний Ломов, пер. Восточный, д. 24; здание насосной станции 2 подъема, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Маяковского, д. 4А; здание насосной станции, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Красноармейская, д. 49; здание КНС в„– 3, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Иванова, д. 22А; здание КНС в„– 1, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Заовражная, д. 25; здание КНС в„– 2, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Красноармейская, д. 14; здание производственный корпус, адрес объекта: с. Овчарное, ул. Луговая, д. 39; здание решеток, адрес объекта: с. Овчарное, ул. Луговая, д. 39; здание насосной станции 1 подъема, адрес объекта: с. Овчарное, ул. Луговая, д. 2Б; водопроводная башня, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Луначарского, д. 52, и о понуждении возвратить указанное муниципальное имущество по акту приема-передачи.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Чистая вода", муниципальное унитарное предприятие "Спектр".
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 14.06.2016 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что после возбуждения производства по делу о банкротстве должника - унитарного предприятия собственник имущества утрачивает свои права в отношении такого предприятия и его имущества в силу законодательства о несостоятельности (банкротстве), при этом запрет на изъятие имущества предприятия его собственником прямо установлен указанным законодательством.
В кассационной жалобе администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что разрешение вопрос о возврате спорных объектов водоснабжения и водоотведения допустимо в сфере правового регулирования законодательства о несостоятельности (банкротства).
В судебном заседании представители администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Пензенской области.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании постановления главы г. Нижний Ломов от 20.12.2004 в„– 747 "О создании муниципальных предприятий" создано МУП "Водоснаб" с закреплением за предприятием на праве хозяйственного ведения муниципального имущества.
Во исполнение данного постановления между администрацией г. Нижний Ломов и МУП "Водоснаб" заключен договор от 29.12.2004 в„– 4 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, по условиям которого администрация передает и закрепляет за предприятием на праве хозяйственного ведения имущество, в том числе спорные объекты недвижимости, представляющие собой имущество системы водоснабжения городского поселения.
Факт передачи имущества подтверждается актом приема-передачи.
24.06.2009 за МУП "Водоснаб" зарегистрировано право хозяйственного ведения на следующие объекты недвижимости: здание насосной станции 1 подъема, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Тархова, д. 35; водопроводная башня, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Луначарского, д. 52; здание насосной станции 2 подъема, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Тархова, д. 1Б; здание насосной станции, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Красноармейская, д. 49; здание насосной станции 1 подъема в„– 2, адрес объекта: с. Кривошеевка, ул. Школьная, д. 127Б; здание насосной станции 1 подъема в„– 1, адрес объекта: с. Кривошеевка, ул. Пролетарская, д. 6А; здание насосной станции 2 подъема, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Маяковского, д. 4А; здание производственный корпус, адрес объекта: с. Овчарное, ул. Луговая, д. 39; административное здание, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Красноармейская, д. 49; здание решеток, адрес объекта: с. Овчарное, ул. Луговая, д. 39; здание гаража и котельной, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Красноармейская, д. 49; здание технических служб, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Красноармейская, д. 49; здание КНС в„– 4, адрес объекта: г. Нижний Ломов, пер. Восточный, д. 24; здание КНС в„– 2, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Красноармейская, д. 14; здание КНС в„– 3, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Иванова, д. 22А; здание КНС в„– 1, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Заовражная, д. 25, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны соответствующие записи регистрации.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 13.02.2012 по делу в„– А49-5996/2011, вступившим в законную силу, утверждено мировое соглашение, согласно которому администрация обязуется отменить постановление главы г. Нижний Ломов от 20.12.2004 в„– 747 "О создании муниципальных предприятий", как противоречащее законодательству, в срок не позднее 01.03.2012.
Во исполнение указанного определения суда администрация постановлением от 01.03.2012 в„– 50 отменила постановление главы г. Нижний Ломов от 20.12.2004 в„– 747 "О создании муниципальных предприятий".
Одновременно администрацией принято постановление от 01.02.2012 в„– 171 о ликвидации МУП "Водоснаб", а также утвержден состав ликвидационной комиссии.
В связи с выявлением значительной задолженности по налогам и сборам в сумме 15 331 551,34 руб. и недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов ликвидационной комиссией 23.08.2012 принято решение об обращении в арбитражный суд о признании предприятия несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 02.10.2012 по делу в„– А49-7230/2012 МУП "Водоснаб" признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, в отношении него открыто конкурсное производство, впоследствии определением Арбитражного суда Пензенской области от 13.01.2016 срок конкурсного производства в отношении предприятия продлен до 02.07.2016.
Администрация направила в адрес предприятия требование от 18.01.2016 в„– 66 о невключении в конкурсную массу социально-значимых объектов - объектов водоснабжения и водоотведения г. Нижний Ломов, переданных в хозяйственное ведение предприятию, о расторжении договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 29.12.2004 и о передаче данных объектов в муниципальную собственность.
В ответе на данное требование предприятие не согласилось с расторжением спорного договора.
Администрация, полагая, что спорные объекты являются частью общей системы водоснабжения и водоотведения г. Нижний Ломов, т.е. являются социально-значимыми объектами, изъятыми из оборота, которые не подлежат включению в конкурсную массу и должны быть возвращены в казну муниципального образования, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Анализ имеющихся в деле доказательств и принятых судебных актов показал, что выводы, сделанные судебными инстанциями, не основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
В силу пункта 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 в„– 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2012 в„– 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", с даты принятия судом решения о признании должника банкротом все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 Закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В связи с этим в ходе конкурсного производства подлежат предъявлению только в деле о банкротстве также возникшие до возбуждения этого дела требования кредиторов по неденежным обязательствам имущественного характера (о передаче имущества в собственность, выполнении работ и оказании услуг), которые рассматриваются по правилам статьи 100 Закона о банкротстве. При этом для целей определения количества голосов на собрании кредиторов и размера удовлетворения такого требования оно подлежит при его рассмотрении денежной оценке, сумма которой указывается в реестре.
По правилам статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу за исключением имущества, указанного в названном Законе.
При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий обязан уведомить об этом собственника изъятого из оборота имущества, который обязан принять от конкурсного управляющего это имущество и закрепить его за другими лицами (статья 132 Закона о банкротстве).
Поскольку иные принципы к определению оборотоспособности объектов гражданских прав, находящихся у должника, не установлены специальными положениями законодательства о несостоятельности, в этом случае необходимо применять общие положения части 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации и правила специальных законов, которые могут вводить ограничения оборотоспособности в отношении объектов гражданских прав.
Системные положения статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 в„– 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве позволяют сделать вывод о том, что по общему правилу, унитарные предприятия отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
Вместе с тем специальными положениями пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматриваются особенности распоряжения объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности не допускается отчуждение таких объектов в частную собственность, их внесение и прав пользования ими в уставный капитал, а также передача их и прав пользования ими в залог.
Пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве устанавливает особый порядок реализации социально значимых объектов, включая объектов коммунальной инфраструктуры, и только не проданные на повторных торгах такие объекты подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Разрешая спор, суды двух инстанций установили, что сам факт принадлежности объектов коммунальной инфраструктуры к социально значимым объектам не является безусловным основанием для исключения этого имущества из конкурсной массы.
Однако, установив факт нахождения спорного имущества в конкурсной массе МУП "Водоснаб", в отношении которого решением Арбитражного суда Пензенской области от 02.10.2012 по делу в„– А49-7230/2012 введена процедура конкурсного производства, судебные инстанции не учли установленный специальным законом порядок рассмотрения споров, связанных с возвратом социально значимых объектов должнику, включенных в конкурсную массу.
Исходя из указанных положений статей 126, 131 Закона о банкротстве и пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 в„– 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" при разрешении спора, направленного на прекращение права по договору, следует установить возможность включения в конкурсную массу и дальнейшую реализацию этого права в процедуре конкурсного производства для удовлетворения требований кредиторов.
Учитывая, что требования администрации о расторжении договора и возврате муниципального имущества, закрепленного за должником на праве хозяйственного ведения, направлены на изъятие объектов водоснабжения из конкурсной массы, вопросы об обязанности передать такие объекты по основаниям, предусмотренным законом о банкротстве, подлежат рассмотрению в деле о несостоятельности должника, при этом вне зависимости от того, подлежали ли такие объекты включению в конкурсную массу.
Данные правовые подходы сформулированы в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016 в„– 301-ЭС16-4180, от 08.09.2016 в„– 309-ЭС16-4636.
При таких обстоятельствах данные исковые требования администрации к предприятию, признанного банкротом, подлежат оставлению без рассмотрения в силу пункта 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Допущенные судами при разрешении дела нарушения норм процессуального права являются существенными, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а исковые требования об обязании возвратить имущество оставлению без рассмотрения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 4 статьи 148, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 14.06.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2016 по делу в„– А49-1998/2016 отменить.
Исковое заявление администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области о расторжении договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения в части следующих объектов: здание насосной станции 1 подъема, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Тархова, д. 35; здание насосной станции 2 подъема, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Тархова, д. 1Б; здание насосной станции 1 подъема в„– 1, адрес объекта: с. Кривошеевка, ул. Пролетарская, д. 6А; здание насосной станции с подъема в„– 2, адрес объекта: с. Кривошеевка, ул. Школьная, д. 127Б; здание КНС в„– 4, адрес объекта: г. Нижний Ломов, пер. Восточный, д. 24; здание насосной станции 2 подъема, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Маяковского, д. 4А; здание насосной станции, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Красноармейская, д. 49; здание КНС в„– 3, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Иванова, д. 22А; здание КНС в„– 1, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Заовражная, д. 25; здание КНС в„– 2, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Красноармейская, д. 14; здание производственный корпус, адрес объекта: с. Овчарное, ул. Луговая, д. 39; здание решеток, адрес объекта: с. Овчарное, ул. Луговая, д. 39; здание насосной станции 1 подъема, адрес объекта: с. Овчарное, ул. Луговая, д. 2Б; водопроводная башня, адрес объекта: г. Нижний Ломов, ул. Луначарского, д. 52 и о понуждении возвратить указанное муниципальное имущество по акту приема-передачи оставить без рассмотрения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА


------------------------------------------------------------------