Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2016 N Ф06-13152/2016 по делу N А72-12429/2015
Требование: О признании незаконным отказа во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов земельного участка, об обязании принять решение о внесении изменений в указанную схему путем включения в нее места размещения нестационарного торгового объекта .
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, не соответствующая целевому назначению.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку испрашиваемый участок находится в зоне зеленых насаждений общего пользования; данное обстоятельство не лишает заявителя права претендовать на размещение нестационарных торговых объектов в другом месте.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2016 г. в„– Ф06-13152/2016

Дело в„– А72-12429/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Таушкиной Людмилы Александровны
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.03.2016 (судья Пиотровская Ю.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу в„– А72-12429/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Таушкиной Людмилы Александровны о признании незаконным отказа администрации города Ульяновска во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов (временных сооружений) на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденную Постановлением администрации города Ульяновска от 22.03.2013 в„– 1183 земельного участка площадью 70 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, восточнее жилого дома в„– 38 по проспекту Созидателей, изложенного в Выписке из протокола заседания рабочей группы по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов от 03.07.2015 в„– 16, об обязании принять администрацию города Ульяновска решение о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов (временных сооружений) на территории муниципального образования "город Ульяновск", путем включения в нее места размещения нестационарного торгового объекта (торгового павильона), расположенного по вышеуказанному адресу,

установил:

индивидуальный предприниматель Таушкина Людмила Александровна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Таушкина Л.А.) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа администрации города Ульяновска (далее - администрация г. Ульяновска, госорган) во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов (временных сооружений) на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденную Постановлением администрации города Ульяновска от 22.03.2013 в„– 1183 земельного участка площадью 70 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, восточнее жилого дома в„– 38 по проспекту Созидателей, изложенного в Выписке из протокола заседания рабочей группы по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов от 03.07.2015 в„– 16, об обязании администрацию г. Ульяновска в пределах предоставленных ей полномочий, принять решение о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов (временных сооружений) на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденную постановлением Администрации города Ульяновска от 22.03.2013 в„– 1183, путем включения в нее места размещения нестационарного торгового объекта (торгового павильона), площадью 70 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, восточнее жилого дома в„– 38 по проспекту Созидателей.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, 01.06.2015 предпринимателем подано заявление в Комитет по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации города Ульяновска о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов (временных сооружений) на территории муниципального образования город Ульяновск, утвержденную постановлением администрации г. Ульяновска от 22.03.2013 в„– 1183, земельного участка, ориентировочной площадью 200 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, восточнее жилого дома в„– 38 по проспекту Созидателей.
В дальнейшем площадь испрашиваемого земельного участка скорректирована заявителем до 70 кв. м, приложена уточненная схема о предполагаемом размещении торгового павильона.
По результатам рассмотрения заявления предпринимателю отказано во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов (временных сооружений) на территории муниципального образования город Ульяновск.
Основанием отказа послужило то, что по информации Комитета по охране окружающей среды администрации города Ульяновска земельный участок относится к зоне зеленых насаждений общего пользования. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 61 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), пунктов 14.3.3, 14.3.4 постановления Главы города Ульяновска от 24.04.2008 в„– 2951 "О правилах благоустройства территории муниципального образования "город Ульяновск" на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, не соответствующая целевому назначению.
Заявитель, полагая, что отказ противоречит закону и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 данной статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 в„– 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Согласно статье 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе издавать муниципальные правовые акты.
Приказом Министерства сельского хозяйства Ульяновской области от 27.01.2012 в„– 47, с учетом изменений, внесенных приказами от 28.02.2014 в„– 8 и от 26.04.2012 в„– 233, утвержден "Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области" (далее - Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов).
Согласно пункту 2 данного Порядка размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на земельных участках, в зданиях и сооружениях, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности в соответствии со схемами размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Таким образом, целью утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов является не регулирование отношений по распоряжению земельными участками в границах муниципального образования, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением администрации города Ульяновска от 22.03.2013 в„– 1183 утверждена "Схема размещения нестационарных торговых объектов (временных сооружений) на территории муниципального образования "город Ульяновск".
Указанной Схемой размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск" размещение торгового павильона по адресу: г. Ульяновск, восточнее жилого дома в„– 38 по проспекту Созидателей, не предусмотрено.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными и пожарными нормами и правилами, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования в Ульяновской области (пункт 17 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов).
Как установлено судами, в рассматриваемом деле имеет место именно рассмотрение органом местного самоуправления заявления частного лица о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов нового торгового объекта, расположенного на землях муниципального образования.
Орган местного самоуправления, с учетом необходимости обеспечения соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования свободен в выборе мест (адресов), включаемых в схему размещения нестационарных торговых объектов, из всех возможных (допустимых) вариантов, а субъекты предпринимательской деятельности не наделены правом требовать включения конкретных мест (адресов) в схему. Отсутствие в схеме мест нахождения киосков, павильонов по адресу, указанному заявителем, не является ограничением доступа на рынок торговли, поскольку не лишает заявителя права претендовать на размещение нестационарных торговых объектов в другом месте, которое входит в перечень, содержащийся в схеме.
Кроме того, суды сослались на статью 61 Закона об охране окружающей среды, в соответствии с которой зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе, в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Согласно представленному в материалы дела фрагменту Генерального плана города Ульяновска и фотографий данной конкретной местности испрашиваемый участок находится в зоне зеленых насаждений общего пользования.
На испрашиваемом земельном участке имеются элементы озеленения (зеленые насаждения - молодые деревья); на указанном земельном участке присутствуют деревья, высаженные в рамках акции "Посади и вырасти свое дерево" в осенний период 2013 года.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, а также, принимая во внимание позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.06.2013 в„– 136/13, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 по делу в„– А72-12429/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ


------------------------------------------------------------------