Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2016 N Ф06-14105/2016 по делу N А12-61103/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал учреждение, занимающее доминирующее положение на рынке, нарушившим законодательство о защите конкуренции в связи с установлением монопольно высокой цены на услугу предрейсового/послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт совершения правонарушения не подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2016 г. в„– Ф06-14105/2016

Дело в„– А12-61103/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Еланская центральная районная больница Волгоградской области" - Федорова Д.В., доверенность от 18.10.2016, Загоруйко Г.Ю., доверенность от 12.10.2016, Саяпиной Л.И., доверенность от 12.10.2016, Савушкиной Г.Б., приказ от 09.09.2014 в„– 13-03-612,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Дьяковой А.С., доверенность от 14.10.2016,
Комитета здравоохранения Волгоградской области - Федорова Д.В., доверенность от 01.08.2016 в„– 116,
в отсутствие:
иных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.04.2016 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2016 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу в„– А12-61103/2015
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Еланская центральная районная больница Волгоградской области", р.п. Елань Волгоградской обл. (ИНН: 3406200091, ОГРН: 1023405761961) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН: 3444051210, ОГРН: 1023403460596) о признании недействительным решения и предписания, третьи лица: Комитет здравоохранения Волгоградской области, г. Волгоград, акционерное общество "Газпром газораспределение Волгоград", г. Волгоград,

установил:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Еланская центральная районная больница Волгоградской области" (далее - ГБУЗ "Еланская ЦРБ", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительными и не соответствующими требованиям Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее Управление, антимонопольный орган) от 10.12.2015 по делу в„– 15-01-10-04/453, предписание от 26.11.2015 по делу в„– 15-01-10-04/453.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.04.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2016, заявленные требования удовлетворены.
Антимонопольный орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
ГБУЗ "Еланская ЦРБ", в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом, по результатам рассмотрения заявления акционерного общества "Газпром газораспределение Волгоград", вынесено решение от 10.12.2015 по делу в„– 15-01-10-04/453, которым ГБУЗ "Еланская ЦРБ" признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в злоупотреблении доминирующем положением на рынке оказания услуг предрейсового/послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств путем установления монопольно высокой цены (111,07 руб.) на услугу предрейсового/ послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств.
Кроме того, учреждению выдано предписание от 26.11.2015 по делу в„– 15-01-10-04/453 о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ГБУЗ "Еланская ЦРБ" в Арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходили из следующего.
Приказом Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области от 30.12.2010 в„– 2611 "Об утверждении порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, подведомственных комитету по здравоохранению администрации Волгоградской области, оказываемые сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных действующим законодательством, в пределах установленного государственного задания" (далее - приказ Комитета от 30.12.2010 в„– 2611) не предусмотрен метод расчета продолжительности проведения предрейсового медицинского осмотра. При этом законодателем не установлен высший и низший предел стоимости на данную услугу, а также порядок определения средней стоимости оказываемой услуги.
Согласно приказу Комитета от 30.12.2010 в„– 2611 платные услуги оказываются учреждением по ценам, целиком покрывающим издержки учреждения на оказание данных услуг. Учреждение самостоятельно определяет возможность оказания платных услуг в зависимости от материальной базы, численного состава и квалификации персонала, спроса на услугу, работу и т.д. Учреждение формирует и утверждает перечень платных услуг по согласованию с Комитетом по здравоохранению Администрации Волгоградской области. Стоимость платных услуг определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов (далее - затраты).
Согласно материалам дела, ГБУЗ "Еланская ЦРБ" ссылается на то, что плата за услуги (работы), оказываемые сверх установленного государственного задания должна покрывать издержки Учреждения, что и было учтено при расчете цены на медицинскую услугу "Предрейсовое медицинское освидетельствование водителей".
Судами установлено, что Управлением применен метод расчета средней продолжительности проведения предрейсового медицинского осмотра одного водителя, взятый путем определения среднеарифметического взвешенного.
Вместе с тем, из проведенного Управлением анализа рынка услуги "предрейсовое медицинское освидетельствование водителя" не следует однозначный вывод о нарушении заявителем антимонопольного законодательства.
Из материалов дела следует и судами установлено, что ГБУЗ "Еланская ЦРБ" является лечебно-профилактическим учреждением, целью и задачей которого является оказание качественной первичной медико-санитарной помощи.
Приказом Минздрава России от 15.12.2014 в„– 835н утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее - Порядок от 15.12.2014 в„– 835н).
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что при расчете времени оказания данной услуги в 2014 году Учреждением использовался простой арифметический метод, на основании проведенного хронометража времени, затраченного на проведение предрейсового медицинского осмотра водителей с учетом времени оказания медицинской помощи, водителям с повышенным артериальным давлением и состоянием водителя, не позволяющим в данный момент осуществлять выезд в рейс (заболевшим). Время для оказания данной услуги при расчете составило 30 минут.
В расчет стоимости услуги "предрейсовый медицинский осмотр" было заложено время, фактически затраченное медицинским работником на основании проведенного хронометража.
Учреждением проведен расчет средней арифметической взвешенной по количеству всех случаев за 2015 год. Средняя продолжительность проведения одного осмотра составила 22 минуты.
Из материалов дела следует, что стоимость платных услуг определяется учреждениями на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов и должна покрывать издержки учреждения на оказание данных услуг. При расчете цены платной услуги должны учитываться расходы на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания платной услуги, сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги, накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги, а также рентабельность.
Согласно материалам дела, учреждением произведен расчет стоимости на медицинскую услугу "предрейсовый медицинский осмотр" по фактическим расходам за 2015 год, при этом судами установлено, что при уменьшении продолжительности времени осмотра стоимость услуги не снижается. В связи с ростом фонда оплаты труда и уменьшением расходов на остальные статьи снизился коэффициент накладных расходов. В расчет добавлены фактические расходы, которые были непосредственно использованы, т.е. на медикаменты, начислена амортизация на тонометр, алкометр, кушетку; изменены цены на халат, полотенце, простынь, исходя из фактических расходов за 2015 год.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу, что метод расчета, используемый Учреждением, не противоречит действующему законодательству.
Антимонопольный орган не представил относимых, достоверных и достаточных доказательств, однозначно и бесспорно свидетельствующих о том, что цена услуги в размере 111,07 руб. является завышенной.
Кроме того, материалами дела не опровергнуты расчеты заявителя, согласно которым средняя стоимость услуги предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств за первое полугодие 2015 года составила 112,71 руб., а за весь 2015 год - 133,05 руб.
С учетом вышеизложенного суды правомерно пришли к выводу об удовлетворении заявленных ГБУЗ "Еланская ЦРБ" требований.
Доводы антимонопольного органа, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.04.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2016 по делу в„– А12-61103/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН


------------------------------------------------------------------