Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31.10.2016 N Ф06-13813/2016 по делу N А55-31081/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды земельного участка и пени.
Обстоятельства: Арендодатель утверждал, что арендатор в нарушение условий договора не исполнял обязанности по полному и своевременному внесению арендной платы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие задолженности и просрочка внесения арендной платы по рассматриваемому договору аренды не подтверждены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2016 г. в„– Ф06-13813/2016

Дело в„– А55-31081/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Александрова В.В., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителя:
ответчика - Сергеевой Т.А.,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.04.2016 (судья Ануфриева А.Э.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2016 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Пышкина Н.Ю.)
по делу в„– А55-31081/2015
по исковому заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара к обществу с ограниченной ответственностью "Спарта" о взыскании задолженности,

установил:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Спарта" (далее - ответчик, ООО "Спарта") о взыскании 3 808 542,93 руб., в том числе задолженность за период с июля 2013 по 31.10.2015 в сумме 3 431 374,18 руб., пени за период с 11.10.2013 по 31.10.2015 в сумме 377 168,75 руб. по договору аренды земельного участка от 22.11.2012 в„– 2517/а-2012/2013.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.04.2016, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2016, в иске отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, истец просит состоявшиеся судебные акты отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы указал, что судами не дана оценка акту сверки взаиморасчетов от 30.03.2015, а также справке Департамента о задолженности по арендной плате от 11.12.2015 в„– 15-97-02/56585, на основании которых задолженность ответчика возникла с 3 квартала 2013 года.
В судебном заседании представитель ответчика с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 18.10.2016 был объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 25.10.2016 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же составе суда.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством имущественных отношений Самарской области (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор от 22.11.2012 в„– 2517/а-2012/2013 аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, площадью 1103,50 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара Советский район ул. 22 партсъезда с кадастровым номером 63:01:0915003:1, под временный универсальный розничный рынок, сроком на один год с даты подписания акта приема-передачи земельного участка.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 20.12.2012.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Разделом 3 договора предусмотрено, что арендная плата в размере, определяемом в соответствии с приложением в„– 2 к договору, вносится ежеквартально до десятого дня начала следующего квартала, а за 4 квартал - до 25 ноября текущего года.
Пунктом 3.3. договора определено, что арендатор согласен с односторонним пересмотром арендной платы арендодателем на основании правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления с даты, указанной в данном правовом акте.
В соответствии с пунктом 6.2.1 договора за просрочку аренды платежей начисляется пеня в размере 0,06% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Дополнительным соглашением от 23.12.2013 стороны изменили назначение участка под временные павильоны без устройства фундамента, изменили расчет арендной платы.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 в„– 67, Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74, в соответствии с Законом Самарской области от 11.03.2005 в„– 94-ГД "О земле" в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, с 01.07.2006 полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством было наделено Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Законом Самарской области от 26.02.2015 в„– 11-ГД, вступившим в силу 01.03.2015, внесены изменения в Закон Самарской области от 29.12.2014 в„– 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", в Закон Самарской области от 11.03.2005 в„– 94-ГД "О земле" в части исключения из компетенции органов государственной власти Самарской области полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" должно быть осуществлено органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Устава городского округа Самара (принят решением Думы городского округа Самары от 10.07.2006 в„– 294) администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
Согласно подпункту 7 пункта 2 Постановления администрации городского округа Самара от 19.08.2015 в„– 929 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" Департамент управления имуществом городского округа Самара обеспечивает контроль за соблюдением условий договоров аренды земельных участков, а также в силу подпункта 8 пункта 2 является администратором доходов от договоров аренды земельных участков, подпунктом 13 пункта 2 вправе в судебном порядке взыскивать суммы задолженности по арендной плате, процентов за использование земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Департамент, считая, что в нарушение условий договора и норм права, регулирующих арендные правоотношения, ответчик не исполнял обязанности по полному и своевременному внесению арендной платы, в связи с чем за ним образовалась задолженность за период с июля 2013 года по 31.10.2015, обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из следующего.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2015 по делу в„– А55-2044/2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного суда от 26.08.2015 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2015, с муниципального образования городской округ Самара в лице администрации городского округа Самара за счет казны муниципального образования городской округ Самара в пользу ООО "Спарта" взыскано неосновательное обогащение в виде излишне уплаченной арендной платы за 2014 год в сумме 235 654,62 руб. по договору аренды земельного участка от 22.11.2012 в„– 2517/а-2012/2013.
Судебными актами установлено неправильное применение арендодателем удельного показателя кадастровой стоимости и коэффициента вида использования земельного участка.
Как правильно указали суды, в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные вышеуказанными судебными актами обстоятельства, имеют преюдициальное значение для рассмотрения данного спора.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суд первой инстанции неоднократно предлагал истцу представить: - расчет взыскиваемой суммы, - подробный расчет начислений арендной платы за весь спорный период с указанием методики и документальным подтверждением каждого примененного показателя, - обосновать расчет арендной платы с учетом утвержденной кадастровой стоимости и вида разрешенного использования земельного участка; - уточнить исковые требования.
Однако данные определения истцом выполнены не были.
На основании положений статей 614, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами.
Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Из разъяснений, данных в пункте 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 в„– 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", следует, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Методикой определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 в„– 308, размер арендной платы за земельные участки определяется по формуле: Ап = S x Скад x Ка x Кпр x Кв x Ки, где Скад - удельный показатель кадастровой стоимости земли, Ка - коэффициент категории арендатора, для данного арендатора равный - 1; Кв - коэффициент вида использования земельного участка; Кпр - коэффициент приближенности к культурно-административному центру для данного земельного участка равный 0,4; Ки - коэффициент инфляции расчетного года.
В соответствии с указанной Методикой, при определении размера арендной платы за земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, значение Скад определяется по состоянию на 1 января расчетного года.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 в„– 610 утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 11 780 745,30 руб.
В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 09.06.2014 в„– 14/18с-54 утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 5 595 848,50 руб., что при площади земельного участка 1103,5 кв. м соответствует удельному показателю кадастровой стоимости 5 071 руб./кв. м, который в силу указанных норм подлежит применению с 01.01.2014.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 20.09.2013 следует, что спорный земельный участок сформирован 21.03.2005 площадью 1103,5 кв. м с кадастровым номером 63:01:0915003:1 разрешенным использованием под временные павильоны без устройства фундамента.В соответствии с Порядком организации и проведения ярмарок на территории Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 22.12.2010 в„– 699 Решением Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области торговые объекты, организуемые ООО "Спарта", включены в реестр ярмарок Самарской области с номером записи в реестре: 1-20/1 - универсальная ярмарка по адресу: г. Самара ул. 22 партсъезда/ул. Красных Коммунаров, с 17.05.2014 по 30.04.2015, что подтверждается письмом от 20.04.2014 в„– 7-30/112 Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Аналогичное решение о включении в реестр ярмарок Самарской области торговых объектов, организуемых ООО "Спарта" с номером записи в реестре: 1-20/1 - универсальная ярмарка по адресу: г. Самара ул. 22 партсъезда/ул. Красных Коммунаров, с 14.08.2015 по 12.08.2016 (письмо от 11.08.2015 в„– 7-30/242 Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области).
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что в соответствии с Методикой определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, должен применяться Коэффициент вида использования земельного участка, расположенного на территории городского округа Самара (Кв) в период с 01.01.2015 по 30.04.2015 и с 14.08.2015 по 31.12.2015 для ярмарок, который составляет 0,13, а в период с 01.05.2015 по 13.08.2015 - 0,6 для под торговыми киосками, павильонами.
При этом, как правильно указали суды, применение значения Кв - 0,13 для ярмарок в период с 01.01.2015 по 30.04.2015 и с 14.08.2015 по 31.12.2015 по своей сути не изменяет разрешенное использование земельного участка под объектами торговли, а отвечает фактическому виду целевого использования с учетом решения о включении в реестр ярмарок торгового объекта истца, и, кроме того, соответствует ненормативному акту Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о включении в реестр ярмарок Самарской области торгового объекта, организуемого ООО "Спарта", принятого в пределах компетенции.
В связи с этим, размер арендной платы в 2015 году составляет: с 01.01.2015 по 30.04.2015 - 102 329,41 руб., с 01.05.2015 по 13.08.2015 - 405 381,90 руб., с 14.08.2015 по 31.12.2015 - 116 826,07 руб., а всего за 2015 год - 624 537,38 руб.
Материалами дела подтверждается, и истцом не оспаривается, что ответчиком в течение 2015 года периодически ежемесячно вносилась арендная плата всего в сумме 624 537,38 руб.
При таких условиях, учитывая, что истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано наличие задолженности и просрочка внесения арендной платы за период с июля 2013 года по 31.10.2015 по договору аренды земельного участка от 22.11.2012 в„– 2517/а-2012/2013, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 22.04.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2016 по делу в„– А55-31081/2015 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.А.НАФИКОВА

Судьи
В.В.АЛЕКСАНДРОВ
И.Р.НАГИМУЛЛИН


------------------------------------------------------------------