Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.11.2016 N Ф06-14573/2016 по делу N А72-16043/2015
Требование: Об обязании устранить нарушение, выразившееся в использовании земельного участка не по целевому назначению.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления ссылался на то, что в результате обследования принадлежащего предпринимателю земельного участка было выявлено, что предприниматель использует указанный земельный участок не по целевому назначению.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предприниматель вправе самостоятельно определять вид разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка, орган местного самоуправления не доказал использование предпринимателем земельного участка не в соответствии с разрешенными видами использования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2016 г. в„– Ф06-14573/2016

Дело в„– А72-16043/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
ответчика - Мартяхина А.В., доверенность от 18.07.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.05.2016 (судья Рыбалко И.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2016 (председательствующий судья Карпов В.В., судьи Серова Е.А., Холодкова Ю.Е.)
по делу в„– А72-16043/2015
по иску администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573) к индивидуальному предпринимателю Правдину Андрею Валентиновичу (ОГРНИП 304732503300063, ИНН 732500442190) об обязании устранить нарушение, выраженное в использовании земельного участка не по целевому назначению, третьи лица: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области, Ульяновское областное государственное унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации",

установил:

Администрация города Ульяновска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к индивидуальному предпринимателю Правдину Андрею Валентиновичу (далее - Предприниматель) об обязании устранить допущенное нарушение, выраженное в использовании земельного участка с кадастровым номером 73:24:010203:54 площадью 471,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Минаева, 42.1, с видом разрешенного использования - под зданием магазина, не по целевому назначению и привести правоустанавливающие документы в соответствие с фактическим использованием данного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области, Ульяновское областное государственное унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.05.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2016, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит принятые по делу судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, не соответствием выводов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает, что нормами земельного и градостроительного законодательства предусмотрена необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка путем обращения с заявлением в уполномоченный орган при использовании его не по назначению и исключений для каких-либо категорий собственников не предусмотрено. Предприниматель использует земельный участок не только под магазин, но и под объект финансового назначения, что не находит отражения в земельно-правовых документах, тем самым нарушая права муниципального образования "город Ульяновск" как получателя средств местного бюджета.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 73:24:010203:54, площадью 471,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Минаева, 24.1, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под здание магазина.
На земельном участке расположено здание, в котором Предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 204,9 кв. м, расположенное в подвале и на 1 этаже здания, и нежилое помещение общей площадью 196,3 кв. м, расположенное на 1 этаже здания.
Между Предпринимателем (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Уральский банк реконструкции и развития" (арендатор) заключен договор аренды от 16.09.2013 в„– 18067, по условиям которого арендатору передано в аренду нежилое помещение общей площадью 196,3 кв. м, расположенное на 1 этаже здания по адресу: г. Ульяновск, ул. Минаева, д. 24.1, для осуществления банковских операций. Договор заключен на срок по 16.09.2018 и зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Также между Предпринимателем (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Феникс" (арендатор) заключен договор аренды недвижимого имущества от 01.08.2015, согласно которому арендатору передано в аренду нежилое помещение общей площадью 204,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Минаева, д. 24.1, для использования в производственных и непроизводственных целях, связанных с основными видами деятельности арендатора, указанными в учредительных документах - продажа цветов и сопутствующих товаров. Договор заключен на срок 11 месяцев.
Администрация, ссылаясь на то, что в результате обследования земельного участка с кадастровым номером 73:24:010203:54 было выявлено, что Предприниматель использует принадлежащий ему земельный участок не по целевому назначению, а именно: при наличии разрешенного использования - под здание магазина, участок используется для размещения объектов финансового назначения, чем нарушаются права и законные интересы муниципального образования "город Ульяновск", обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Положения указанной нормы устанавливают общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ) предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
При этом в силу части 4 указанной нормы основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента (часть 3 этой статьи).
Из системного толкования положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности Предпринимателя, невозможно без волеизъявления собственника такого земельного участка, при условии соответствия такого изменения градостроительному регламенту.
Действующим законодательством также не предусмотрена возможность понуждения собственника земельного участка изменять вид разрешенного использования этого земельного участка.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденными решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 в„– 90, земельный участок с кадастровым номером 73:24:010203:54 расположен в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения Ц3. Данная зона выделена для развития существующей и вновь строящейся комфортной застройки зон и территорий районного значения, для повышения деловой активности центров районного значения, для объектов общественно-делового назначения в сочетании с жилой застройкой, для развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания, обеспечивающей потребности жителей указанной территории.
Основными видами разрешенного использования для данной зоны, в том числе, являются: объекты торговли, досуга и развлечений; объекты делового и финансового назначения.
Судами установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что принадлежащие Предпринимателю нежилые помещения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 73:24:010203:54, используются под объект торговли (магазин) и банк.
Учитывая, что в соответствии с указанными нормами права Предприниматель вправе самостоятельно определять вид разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка и Администрация не доказала использование Предпринимателем земельного участка не в соответствии с разрешенными видами использования, установленными Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Ульяновск", для территориальной зоны Ц3, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Также судом первой инстанции принято во внимание, что в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 в„– 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" средний уровень кадастровой стоимости земель, предназначенных для размещения объектов торговли в г. Ульяновске составляет 3426,68 руб. за 1 кв. м земли, в то время как тот же показатель для земельных участков, предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, составляет 3367,70 руб. за 1 кв. м.
В случае внесения в государственный кадастр сведений о двух видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:010203:54, его кадастровая стоимость будет определяться исходя из удельного показателя стоимости земель для размещения объектов торговли, как это и происходит в настоящее время. То есть, размер земельного налога, уплачиваемого Предпринимателем, не увеличится.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.05.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2016 по делу в„– А72-16043/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА


------------------------------------------------------------------