Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.11.2016 N Ф06-14442/2016 по делу N А57-28513/2015
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 6.33 КоАП РФ за реализацию фальсифицированных биологически активных добавок к пище.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2016 г. в„– Ф06-14442/2016

Дело в„– А57-28513/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зиганшиной Э.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Новосибирской области представителей акционерного общества НПК "Катрен" - Колесникова А.С., доверенность от 10.04.2016, Тереховой Ю.А., доверенность от 16.02.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества НП "Катрен"
на решение арбитражного суда Саратовской области от 19.03.2016 (судья Викленко Т.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу в„– А57-28513/2015
по заявлению управления Роспотребнадзора по Саратовской области к акционерному обществу НПК "Катрен" (ИНН 5408130693), третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Нарекс" - производитель БАД "Наринэ", общество с ограниченной ответственностью "Пробивит", о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 6.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

установил:

управление Роспотребнадзора по Саратовской области (далее - административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении акционерного общества НПК "Катрен" (далее - Общество, АО НПК "Катрен") к административной ответственности по части 1 статьи 6.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда Саратовской области от 19.03.2016 оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016, заявленные требования удовлетворены. АО НПК "Катрен" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.33 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
При назначении Обществу наказания суд первой инстанции счел возможным снизить его размер ниже низшего предела, предусмотренного санкцией указанной статьи на 50%, в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ.
АО НПК "Катрен", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании распоряжения от 10.09.2015 в„– 563 проведена внеплановая выездная проверка деятельности АО НПК "Катрен" с целью установления соответствия требованиям нормативно-правовых актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также законодательства в сфере защиты прав потребителей, по результатам которой составил акт проверки от 07.10.2015 в„– 563.
В ходе проверки административный орган также произвел отбор образцов (проб) продукции для проведения лабораторных исследований, а именно: биологически активной добавки к пище (БАД) "Наринэ", таблетки по 500 мг в„– 20, дата изготовления 20.08.2015, изготовитель ООО "НАРЭКС" р. Армения, г. Бюрегаван, ул. В-Н.Карапетяна, 30/2, находящейся в обороте предприятия оптовой торговли АО НПК "Катрен" по адресу: г. Саратов, ул. Фабричная, д. 1-а.Согласно протоколу лабораторных исследований от 29.09.2015 в„– 7270 А и экспертному заключению от 29.09.2015 в„– 3510 испытательного центра ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" установлено, что указанная БАД к пище по исследованному микробиологическому показателю - Lactobacillus acidophilus не соответствует данным, указанным на этикетке (инструкции по применению), при нормативе, указанном в инструкции - не менее 1х108 КОЕ в одной таблетке 500 мг, результат исследований - 2,5х103 КОЕ в одной таблетке, что не соответствует требованиям статьи 3, статьи 4, части 4.12 пункта 1 ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", пункта 8.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", пунктам 2.2, 2.7, пунктам 1.2.12 СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище".
По данному факту административным органом в отношении АО НПК "Катрен" вынесено предписание от 07.10.2015 о приостановлении реализации вышеуказанной продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (санитарных правил), обеспечив ее изъятие из торговой сети и утилизацию сроком до 03.11.2015, составлен протокол от 03.11.2015 в„– 453 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.33 КоАП РФ.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с требованиями о привлечении к административной ответственности АО НПК "Катрен".
Удовлетворяя заявленные требований, судебные инстанции исходили из доказанности события и состава административного правонарушения, документального подтверждения вины Общества в совершенном правонарушении, назначении наказания в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 6.33 КоАП РФ, но посчитали возможным применить положение части 3.2, части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер административного штрафа на 50%. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не установлено.
Суды также сделали вывод, что наличие свидетельства о регистрации БАД на момент их приобретения АО НПК "Катрен", не является обстоятельством, исключающим ответственность продавца при наличии признаков фальсификации товара, выявленных при обороте, а подтверждает лишь легитимность продукции.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судебных инстанций в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 6.33 КоАП РФ производство, продажа или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств, либо производство, реализация или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных медицинских изделий, либо продажа или ввоз на территорию Российской Федерации контрафактных лекарственных средств, либо реализация или ввоз на территорию Российской Федерации контрафактных медицинских изделий, либо оборот фальсифицированных биологически активных добавок, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до шестисот тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Руководствуясь положениями статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 в„– 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон в„– 29-ФЗ), статьи 4 главы 4.12 пункта 1 Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки", пункта 8.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", пункта 2.2. СанПиН 2.3.21290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище", судебные инстанции пришли к выводу о нарушении Обществом требований законодательства в области оборота фальсифицированных биологически активных добавок.
В соответствии со статьей 3 Закона в„– 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в том числе: не соответствуют требованиям нормативных документов, не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Пунктом 2.7. СанПиН 2.3.21290-03 определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения биологически активных добавок к пище, несут ответственность за обеспечение качества БАД.
Исследовав доводы заявителя, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, судебными инстанциями установлен факт несоответствия продукции (БАДов), находившейся на реализации в АО НПК "Катрен", требованиям технических регламентов (санитарных правил).
Данное обстоятельство подтверждено материалами административного дела, в том числе: протоколом лабораторных исследований от 29.09.2015 в„– 7270А, экспертным заключением от 29.09.2015 в„– 3510.
АО НПК "Катрен" не отрицает факт реализации БАД в спорный период. Однако указывает, что при приобретении БАД получило от поставщика свидетельство о государственной регистрации от 03.06.2015 RU.77.99.11.003.Е.006820.06.15, разрешающее обращение соответствующей продукции.
Судебные инстанции обоснованно не приняли во внимание данный довод, указав, что наличие свидетельства о регистрации БАД не является обстоятельством, исключающим ответственность продавца - АО НПК "Катрен" при наличии признаков фальсификации товара, выявленных в ходе оборота, поскольку свидетельство о регистрации БАД подтверждает лишь его легитимность на момент введения в оборот от изготовителя.
Кроме того, событие вмененного АО НПК "Катрен" правонарушения касается оборота фальсифицированного БАД Обществом, а не легитимности введения в оборот производителем данного товара.
С учетом изложенного выводы судебных инстанций о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.33 КоАП РФ, основаны на материалах дела и установленных по делу обстоятельствах.
Далее, в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль включает проведение лабораторных исследований и испытаний, контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, в том числе и на этапе реализации продукции. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном Санитарными правилами и государственными стандартами.
В соответствии с пунктом 2.4 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 в„– 18, производственный контроль включает, в частности, осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний, в том числе готовой продукции при осуществлении ее производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.
Производственный контроль юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять и в отношении готовой продукции в процессе ее хранения, реализации и выпуска в обращение.
Субъект обращения лекарственных средств должен предпринять все возможные меры для предотвращения попадания в цепь поставки фальсифицированных лекарственных препаратов, в том числе путем организации системы внутреннего контроля качества поставляемых лекарственных средств.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судебных инстанций, что в данном случае АО НПК "Катрен" не была организована надлежащая система внутреннего контроля по предотвращению фактов реализации фальсифицированных лекарственных средств.
Материалами дела установлено, что административным органом при отборе проб были соблюдены требования, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; пробы на исследование отобраны в соответствии с ГОСТ 31904-2012 "Межгосударственный стандарт. Продукты пищевые и вкусовые. Методы отбора проб для микробиологических испытании" (введен в действие Приказом Росстандарта от 05.06.2013 в„– 148-ст), принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 15.11.2012 в„– 42-2012, за принятие которого проголосовала и Армения, а также в соответствии с ГОСТ 18321-73* (СТ СЭВ 1934-79) "Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции" (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 09.01.1973 в„– 33).
Согласно инструкции по применению БАД "Наринэ" (таблетки 500 мг) следует, что содержание молочнокислых бактерий Lactobacillus acidophilus в одной таблетке (500 мг) - 1х108 - не соответствует фактическому наличию молочнокислых бактерий в исследованных образцах товара 1 таблетка 500 мг содержит - 2,5х103 КОЕ, что меньше, чем указано в Инструкции (маркировке товара) и не соответствует требованиям ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки.
При этом производитель БАД "Наринэ" указывает на допущенную техническую ошибку в инструкции по применению биологически активной добавки к пище при оформлении проектов этикетки и инструкции.
Судебные инстанции обоснованно не приняли во внимание данное обстоятельство, указав, что в данном случае имеет место введение АО НПК "Катрен" в оборот фальсифицированного БАД, то есть товара, имеющего скрытые свойства и качество, информация о котором является заведомо неполной или недостоверной в инструкции по его применению, а также на этикетке.
Следовательно, связь недостоверной информации о БАД "Наринэ" с качеством продукта признается установленной материалами дела.
Таким образом, приняв во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих факт принятия Обществом исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения административного правонарушения, судебные инстанции сделали правильный вывод о наличии вины АО НПК "Катрен" в совершении вменяемого административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенное, а также обстоятельства того, что административным органом в соответствии со статьей 65 АПК РФ, частью 4 статьи 210 АПК РФ доказано нарушение АО НПК "Катрен" требований технических регламентов (санитарных правил), факта совершения правонарушения и вины Общества, соответствуют материалам дела и нормам права выводы судебных инстанций о законности и обоснованности привлечения Общества к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено.
Действие Общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, руководствуясь правовой позицией, изложенной в постановлении от 25.02.2014 в„– 4-П Конституционного Суда Российской Федерации, частью 2 статьи 211 АПК РФ, суд первой инстанции снизил Обществу наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией частью 1 статьи 6.33 КоАП РФ, на 50% до 500 000 рублей. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение арбитражного суда Саратовской области от 19.03.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 по делу в„– А57-28513/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.А.САВКИНА

Судьи
Э.Г.БАШИРОВ
И.Ш.ЗАКИРОВА


------------------------------------------------------------------