Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.08.2016 N Ф06-11716/2016 по делу N А72-260/2016
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ за навязывание потребителям холодного водоснабжения услуги по обследованию внутридомовых инженерных сетей при вводе в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной воды.
Решение: Требование удовлетворено в части - снижен размер штрафа, поскольку учтены смягчающие вину обстоятельства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2016 г. в„– Ф06-11716/2016

Дело в„– А72-260/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водолей"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.03.2016 (судья Леонтьев Д.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу в„– А72-260/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водолей" (ИНН 7310106419, ОГРН 1097310001359), Ульяновская область, Новомалыклинский район, к Управлению федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ИНН 7325002331, ОГРН 1027301176902), г. Ульяновск, о признании незаконным и отмене постановления от 29.12.2015 в„– 246 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Водолей" (далее - общество, ООО "Водолей") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - антимонопольный орган, УФАС по Ульяновской области) о признании незаконным и отмене постановления от 29.12.2015 в„– 246 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением штрафа в размере 650 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.03.2016 заявленные требования удовлетворены частично. Суд изменил постановление от 29.12.2015 в„– 246 в части размера, подлежащего взысканию штрафа, установив его в сумме 300 000 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.03.2016 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Водолей" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 изменить, вынести по делу новое законное решение.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения коллективного обращения граждан (вх. от 15.12.2014 в„– 628/ог) по вопросу навязывания ООО "Водолей" потребителям холодного водоснабжения услуги по обследованию внутридомовых инженерных систем при опломбировке мест установки индивидуальных приборов учета холодной воды, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ООО "Водолей" выдано предупреждение о прекращении указанных действий в срок до 09.02.2015, на что ООО "Водолей" отказалось от исполнения предупреждения антимонопольного органа.
В отношении ООО "Водолей" возбуждено дело в„– 11787/04-2015 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании потребителям холодного водоснабжения услуги по обследованию внутридомовых инженерных сетей при вводе в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной воды; навязывании условий договора водоснабжения в части расчета платы за холодное водоснабжение исходя из пропускной способности трубы при отсутствии оснований, предусмотренных правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 в„– 354.
Не согласившись с данным решением ООО "Водолей" обжаловал его в Арбитражный суд Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.10.2015 по делу в„– А72-9938/2015 заявленные требования ООО "Водолей" оставлены без удовлетворения.
17.11.2015 УФАС по Ульяновской области в отношении ООО "Водолей" составлен протокол в„– 522 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
28.12.2015 постановлением руководителя антимонопольного органа ООО "Водолей" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 650 000 руб., за правонарушение, выразившиеся в навязывании потребителям холодного водоснабжения услуги по обследованию внутридомовых инженерных сетей при вводе в эксплуатацию индивидуальных приборов холодной воды, признаны нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции считает, что суды предыдущих инстанций, удовлетворив заявленные требования частично, правильно применили нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесены к услугам естественных монополий. Соответственно, ООО "Водолей" занимает доминирующее положение в границах присоединенной сети.
В границах территории МО "Старосахчинское сельское поселение" ООО "Водолей" оказывает услуги водоснабжения абонентам, присоединенным к централизованной системе водоснабжения.
На территории МО "Старосахчинское сельское поселение" объекты и инженерные системы, с использованием которых оказываются услуги по водоснабжению находятся на праве аренды у ООО "Водолей", иные централизованные сети водоснабжения на территории данного муниципального образования отсутствуют (в соответствии с договором аренды муниципального имущества от 10.09.2014 в„– 29, заключенному между Администрацией муниципального образования "Старосахчинское городское поселение" и ООО "Водолей".
Приказом Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 12.09.2013 в„– 06-259 с 01.10.2013 по 30.09.2014 тарифы на холодную воду для Старосахчинского сельского поселения установлены в размере 33,67 руб./куб. м.
Приказом Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 25.02.2014 в„– 06-37 с 04.03.2014 по 30.06.2014 тарифы на холодную воду для Старосахчинского сельского поселения установлены в размере 33,67 руб./куб. м, с 01.07.2014 по 03.03.2015 в размере 34,01 руб./куб. м.
Учитывая особенности предоставления услуг водоснабжения, в связи со сложившейся схемой водоснабжения, в силу физического расположения сетей абонентов предприятия, и привязкой их к определенному месту, а также наличия технологического присоединения водопроводных и сетей абонентов к сетям предприятия, рассматриваемый товарный рынок определен как локальный рынок услуг по водоснабжению, расположенный в границах МО "Старосахчинское сельское поселение".
Исходя из специфических физических характеристик водных ресурсов, они могут быть оказаны потребителю только посредством системы водоотведения, а услуга водоотведения может быть оказана только при наличии водопроводных сетей.
Продавцом на исследуемом рынке выступает ООО "Водолей" в силу технологических особенностей услуги. Потребителями являются лица, присоединенные к водопроводным сетям.
Также существуют административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе организациям необходимо участвовать в конкурсах на заключение договоров аренды муниципального имущества, так как услуга водоснабжения оказывается с использованием водопроводных сетей, являющихся муниципальной собственностью, высокие требования к качеству оказываемых услуг, установленные законодательством Российской Федерации (производственный лабораторный контроль качества питьевой воды обеспечивается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с требованиями нормативных документов), утверждение тарифов на услугу водоснабжения, устанавливаемую уполномоченным органом Ульяновской области.
Из изложенного следует, что ООО "Водолей" занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению в границах присоединенной сети.
Согласно пункту 1 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 в„– 776, настоящие правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно пунктам 6, 7 правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими правилами.
Из пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что для собственников домовладения исполнителем является ресурсоснабжающая организация при отсутствии уполномоченного на заключение договора на приобретение коммунальных услуг иного лица.
В соответствии с пунктом 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Ввод индивидуальных приборов учета энергоресурсов в эксплуатацию представляет собой документальное оформление в установленном порядке готовности средства измерений к использованию по назначению и является необходимой составляющей для осуществления расчетов за коммунальные услуги по приборам учета.
В соответствии с пунктом 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Указанными правилами не предусмотрено обязательного осуществления действий по обследованию внутридомовых инженерных сетей в процессе ввода прибора учета в эксплуатацию.
Таким образом, ввод в эксплуатацию установленного прибора учета для домовладений осуществляется на безвозмездной основе, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
У ООО "Водолей" с ООО "РКЦ-Димитровград" 01.08.2010 заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц и осуществлению начислений за жилищно-коммунальные услуги. Обязанность по начислению платы за коммунальные услуги по водоснабжению по МО "Старосахчинское сельское поселение" возложена на оператора в соответствии с соглашением от 01.08.2013 с указанной даты.
Приказом от 01.01.2014 в„– 01 ООО "Водолей" установило тариф на обследование внутридомовых систем и сетей инженерно-технического обеспечения в размере 1792 руб., повторный вызов 600 руб.
Письмом от 22.12.2014 ООО "Водолей" сообщило в ООО "РКЦ-Димитровград", что от абонентов необходимо принимать платежи по договору приема прочих платежей по следующим категориям: "Обследование внутридомовых инженерных систем 1792 руб., повторная опломбировка приборов учета 600 руб., прочие услуги - объявлению абонента.
ООО "Водолей" представлены кассовые чеки об оплате услуги по обследованию внутридомовых сетей на сумму 1792 руб. от 29.11.2014 абонентом Абрамовым Н.Н., Даниловым Н.П., Яранкиной О.Ф., от 13.11.2014 Шакирзяновой Р.М., Кузнецовой Л.А. (по данному абоненту представлен акт ввода в эксплуатацию прибора учета от 23.12.2014).
Ссылка ООО "Водолей" на Правила коммерческого учета организации коммерческого учета воды, как основание для обязательного взимания платы за обследование внутридомовых инженерных сетей признается необоснованной, так как приобретение отдельной услуги по обследованию внутридомовых инженерных сетей данными правилами не предусматривается, а обследование узла учета является комплексом работ, осуществляемым при допуске прибора учета.
Таким образом, анализ действий ООО "Водолей" по обязыванию абонентов в обязательном порядке приобрести услугу по обследованию внутридомовых инженерных систем домовладений абонентов до прихода сотрудников для ввода в эксплуатацию прибора учета абонента и его опломбирования, с оформлением по итогам осуществления данных действий только акта ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета свидетельствует о том, что абонентам при допуске прибора учета в эксплуатацию навязывается платная услуга, не предусмотренная законодательством.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, а также то, что часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в сумме от 300 000 руб. до1 000 000 руб., суды признали возможным изменить Постановление от 29.12.2015 в„– 246, вынесенное антимонопольным органом о привлечении ООО "Водолей" к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в части размера подлежащего взысканию штрафа, установив его по низшему пределу с учетом смягчающих обстоятельств в сумме 300 000 руб.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что размер административного штрафа не отвечает критериям справедливости и соразмерности административного наказания совершенному правонарушению, доказательств карательности штрафа.
Выводы судов являются обоснованными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 по делу в„– А72-260/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН


------------------------------------------------------------------