Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.08.2016 N Ф06-11496/2016 по делу N А57-26291/2015
Требование: О взыскании с Российской Федерации имущественного ущерба, причиненного в результате незаконной выдачи гражданину удостоверения ветерана боевых действий.
Обстоятельства: Орган Пенсионного фонда РФ полагал, что в результате действий государственного органа, выразившихся в неправомерной выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, из федерального бюджета были произведены необоснованные ежемесячные денежные выплаты.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку ущерб в размере произведенных денежных выплат подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2016 г. в„– Ф06-11496/2016

Дело в„– А57-26291/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Хакимова И.А., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителя:
ответчика - Головко Т.А. (доверенность от 30.10.2015),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации и Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.03.2016 (судья Волкова М.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 (председательствующий Макаров И.А., судьи Агибалова Г.И., Самохвалова А.Ю.)
по делу в„– А57-26291/2015
по исковому заявлению Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова, к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Москва, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, г. Саратов, о взыскании ущерба в размере 215 903 руб., 02 коп., третье лицо: Гончаров Андрей Николаевич, г. Саратов,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Управление пенсионного фонда в Ленинском районе г. Саратова (далее - УПФР в Ленинском районе г. Саратова, истец) о взыскании с Российской Федерации, в лице Министерства Внутренних дел Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации имущественного ущерба в размере 215 903 руб. 02 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10.03.2016 с Российской Федерации, в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, за счет средств казны Российской Федерации в пользу государственного учреждения - УПФР в Ленинском районе г. Саратова взыскан имущественный ущерб в размере 215 903 руб. 02 коп.; в удовлетворении исковых требований к Главному управлению Министерства внутренних дел по Саратовской области (далее - ГУ МВД по Саратовской области, ответчик) отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что УПФР в Ленинском районе г. Саратова произвело назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты гражданину, предоставившему документы установленной законодательством формы, которые впоследствии были признаны МВД Российской Федерации по Саратовской области неправомерно выданными; на лицо причинение УПФР в Ленинском районе г. Саратова материального вреда в размере 215 903,02 рублей, который в соответствии с действующим законодательством должен быть возмещен в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.03.2016 по делу в„– А57-26291/2015 оставлено без изменения. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Министерство внутренних дел Российской Федерации, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова заявило письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Представитель Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области в судебном заседании поддержал кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
УПФР в Ленинском районе г. Саратова, полагая, что в результате действий ответчика, выразившихся в неправомерной выдаче удостоверения ветерана боевых действий серии РМ в„– 0031756 Гончарову А.Н., из федерального бюджета за период с 01.01.2005 по 31.09.2015 произведены необоснованные ежемесячные денежные выплаты в сумме 215 903 руб. 02 коп., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
Согласно подпунктам 4 пункта 1 и пункту 6 статьи 23.1. Федерального закона от 12.01.1995 в„– 5-ФЗ "О ветеранах" право на ежемесячную денежную выплату имеют, в том числе, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", ЕДВ устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.В силу пункта 3 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 в„– 294, в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, следует принимать удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения.
В соответствии с пунктом 17 Перечня документов, рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой в качестве документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий, указанного в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 в„– 5-ФЗ "О ветеранах", принимается удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 в„– 763 или свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 в„– 59-27.
Согласно пункту 8 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 в„– 294, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
С 01 января 2005 года УПФР в Ленинском районе г. Саратова, на основании заявления Гончарова А.Н. и представленных с заявлением документов, а именно: удостоверения ветерана боевых действий серии РМ в„– 0031756, выданного ГУВД Саратовской области 02.08.2004 - производили Гончарову А.Н., 21.07.1976 года рождения, ежемесячную денежную выплату, установленную статьей 23.1 Закона о ветеранах.
В результате проверки сведений, подтверждающих законность выдачи удостоверений военнослужащим, которым были назначены пенсии в рамках Закон о ветеранах, проведенной сотрудниками управления кадров ГУ МВД по Саратовской области, выяснилось, что удостоверение Гончарову А.Н. выдано необоснованно.
22 сентября 2015 года в адрес УПФР в Ленинском районе г. Саратова поступило уведомление ГУ МВД России по Саратовской области от 15.09.2015 в„– 15/8-1640 о том, что удостоверение ветерана боевых действий, выдано ГУ МВД России по Саратовской области Гончарову А.Н. неправомерно и подлежит снятию с учета. В связи с чем, с 01.10.2015 выплата ЕДВ Гончарову А.Н. была прекращена.
Истцом за период с 01.01.2005 по 31.09.2015 произведена Гончарову А.Н. оплата ЕДВ, на основании неправомерно выданного ГУ МВД России по Саратовской области удостоверения, в размере 215 903 руб. 02 коп.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к выводу о доказанности УПФР в Ленинском районе г. Саратова наличия совокупности всех элементов, необходимых для взыскания убытков.
Взыскивая указанную сумму с Российской Федерации в лице МВД за счет средств казны Российской Федерации, судебные инстанции правомерно исходили из того, что вред, причиненный незаконными действиями ГУВД, подлежит взысканию с публично-правового образования в лице главного распорядителя средств федерального бюджета.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Согласно пунктам 1, 2 Положения "О Пенсионном фонде Российской Федерации", утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, при этом денежные средства, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В результате неправомерных действий по выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, финансово-кредитному учреждению (Пенсионный фонд) причинены убытки в размере выплаченных денежных выплат.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо, гражданина.
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.
С учетом положений Федерального закона от 15.08.1996 в„– 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности. В данном случае получателем и главным распорядителем средств федерального бюджета для органов внутренних дел является МВД, что также подтверждается приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 в„– 145н.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанции фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов, предусмотренных частью 4 статьей 288 АПК РФ, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.03.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 по делу в„– А57-26291/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.

Председательствующий судья
А.В.ТОПОРОВ

Судьи
И.А.ХАКИМОВ
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА


------------------------------------------------------------------