Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.08.2016 N Ф06-11710/2016 по делу N А06-11318/2015
Требование: О признании недействительным решения органа Фонда социального страхования РФ в части.
Обстоятельства: Орган фонда социального страхования РФ доначислил страховые взносы, начислил пени и штраф, ссылаясь на неправомерное занижение учреждением базы для начисления страховых взносов на сумму единовременных пособий, выплаченных молодым специалистам.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами, так как не связаны с исполнением работниками учреждения трудовых обязанностей, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2016 г. в„– Ф06-11710/2016

Дело в„– А06-11318/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24.02.2016 (судья Ковальчук Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу в„– А06-11318/2015
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" (ОГРН 1023000841555, ИНН 3005002215) к Государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным решения в части,

установил:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) от 08.09.2015 в„– 576 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части начисления 1600 рублей недоимки по страховым взносам, 317 рублей 79 штрафа и 59 рублей 77 копеек пени.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 24.02.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе фонд просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Фондом проведена выездная проверка учреждения по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, о чем составлен акт от 13.08.2015 в„– 697.
Решением фонда от 08.09.2015 в„– 576 учреждение привлечено к ответственности по части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 в„– 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде 706 рублей 20 копеек штрафа. Кроме того, данным решением заявителю доначислены 3536 рублей 88 копеек страховых взносов, начислены 132 рублей 83 копеек пени.
Не согласившись с указанным решением в обжалуемой части, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что выплаты, производимые учреждением на основании постановления Правительства Астраханской области от 11.08.2010 в„– 361-П "О мерах социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области" (далее - Постановление в„– 361-П), не связаны с выполнением физическими лицами трудовых обязанностей, осуществлялись вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и, соответственно, не подлежат обложению страховыми взносами.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона в„– 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона в„– 212-ФЗ).
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением в„– 361-П в целях усиления социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Астраханской области, закрепления их в системе здравоохранения и обеспечения медицинскими кадрами государственных бюджетных учреждений здравоохранения Правительством Астраханской области для молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области установлены меры социальной поддержки в виде единовременного пособия из бюджета Астраханской области из расчета 30 000 рублей и 50 000 рублей на одного медицинского работника.
Согласно пункту 6.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки молодым специалистам системы здравоохранения Астраханской области, утвержденного Постановлением в„– 361-П, финансирование мер социальной поддержки осуществляется министерством в виде предоставления из бюджета Астраханской области медицинским учреждениям в установленном порядке субсидии на иные цели.
Судами установлено, что в 2012 - 2014 годах на основании Постановления в„– 361-П произведены выплаты единовременных пособий работникам учреждения: Мельничук А.П., Кусалиеву К.К., Хромых (Краморовой) Я.Ю., Мурадову Р.К., Тарасовой А.А., Худайбердиевой М.Д., Павленко А.С., Джумаевой З.З., Куанышевой А.Т., Измайловой А.М., Пластун О.В., Ерину В.В., Катакаеву И.Т., по 50 000 рублей, Шишкиной А.В., Абубекеровой И.Г., Каражегитовой М.Т., Ширяеву А.Н., Нурсултановой А.Е. по 30 000 рублей.
В отношении такой выплаты заявитель не является плательщиком страховых взносов, поскольку их получение работниками не предполагает выполнение с их стороны каких-либо работ или услуг для работодателя.
Данное обязательство возникает между органом исполнительной власти (министерством здравоохранения Астраханской области) и работниками, замещающими врачебные должности, должности среднего и младшего медицинского персонала учреждения.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.
Данные спорные выплаты не зависят от трудовых достижений работников и не являются вознаграждением за труд, то есть не носят систематический характер, не зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, уровня квалификации работников, не исчисляются от окладов, тарифов, трудового стажа и не предусмотрены трудовым договором, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения.
Предоставление указанных денежных выплат, предусмотренных Постановлением в„– 361-П, относится к расходным обязательствам Астраханской области и финансируется за счет средств областного бюджета.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона в„– 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Государственное пособие - безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства.
С учетом приведенной нормы, единовременные пособия, выплаченные страхователем молодым специалистам, являются государственными пособиями, то есть относятся к необлагаемым страховыми взносами выплатам.
Судами правомерно указано, что спорные выплаты единовременного пособия молодым специалистам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.05.2013 в„– 17744/12, выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Единовременная выплата молодым специалистам также носит социальный характер и не может являться объектом обложения страховыми взносами.
Поскольку единовременные пособия медицинским работникам не являются вознаграждением работников за исполнение ими трудовых обязанностей, не гарантированы трудовым либо коллективным договорами, носят единовременный и социальный характер, данные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 24.02.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 по делу в„– А06-11318/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ


------------------------------------------------------------------