Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.08.2016 N Ф06-10828/2016 по делу N А57-24476/2015
Требование: О признании недействительным предписания административного органа.
Обстоятельства: Административный орган в ходе проведения проверки установил, что нанимателям дома горячим водоснабжением.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемое предписание признано законным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2016 г. в„– Ф06-10828/2016

Дело в„– А57-24476/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Савкиной М.А., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" - Букесова В.В., доверенность от 01.01.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2016 (судья Землянникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова С.А.)
по делу в„– А57-24476/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (ОГРН 1036405021047, ИНН 6450068585), заинтересованные лица: Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402204950, ИНН 6450049166), общество с ограниченной ответственностью "Поволжресурс" (ОГРН 1136450012445, ИНН 6450079724), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сфера" (ОГРН 1126450016978, ИНН 6452101051), о признании недействительными предписаний, выданных Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" от 30.07.2015 в„– 113 и от 04.09.2015 в„– 143,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее - общество, заявитель) с заявлением о признании недействительными предписаний, выданных Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по ЖКХ Администрации г. Саратова, административный орган) от 30.07.2015 в„– 113 и от 04.09.2015 в„– 143.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2016, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить вынесенные по делу судебные акты, принять новый судебный акт о признании оспариваемого предписания незаконным и его отмене.
В отзыве Комитет по ЖКХ Администрации г. Саратова, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от иных участвующих в деле лиц в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей (кроме заявителя) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Комитета по ЖКХ Администрации г. Саратова на основании поручения Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и распоряжения Комитета по ЖКХ Администрации г. Саратова от 27.07.2015 в„– 312-р проведена внеплановая выездная проверка в связи с поступившей в адрес Президента Российской Федерации жалобой гражданки Алимовой Ц.П. по вопросу отсутствия горячего водоснабжения.
В ходе проведения проверки установлено, что подача горячего водоснабжения (тепловой энергии) в многоквартирный жилой дом в„– 42 по ул. Исаева осуществляется из котельной, расположенной вблизи многоквартирного дома в„– 11 по 1-му проезду Скоморохова, владельцем которой является ООО "Поволжресурс". Для обеспечения работы котельной между ООО "Поволжресурс" и ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" заключен договор от 01.01.2014 в„– 46-5-101837/14. В связи с прекращением работы данной котельной 14.04.2015 прекратилась подача горячей воды (тепловой энергии) в многоквартирный жилой дом в„– 42 по ул. Исаева. Работа котельной была остановлена в связи с решением ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" о приостановлении поставки газа в указанную котельную из-за образовавшейся у ООО "Поволжресурс" перед ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" задолженности за потребленный газ. Факт приостановления поставки газа установлен закрытой на момент проверки задвижки, а также в соответствии с представленной информацией ООО "Поволжресурс".
ООО "Поволжресурс" неоднократно были направлены письма в ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" о необходимости подачи газа в котельную для возобновления подачи горячего водоснабжения в многоквартирный жилой дом в„– 42 по ул. Исаева. На момент проверки, а именно: 28.07.2015 года в 15 час. подача горячей воды в данной дом не восстановлена. Согласно информации, представленной ООО "Поволжресурс", большинство нанимателей (собственников) помещений многоквартирного жилого дома своевременно и в полном объеме оплачивают коммунальные услуги. В указанном доме одиннадцать квартир входят в муниципальный жилой фонд, что подтверждается справкой Администрации Волжского района г. Саратова.
По результатам проверки должностным лицом Комитета по ЖКХ Администрации г. Саратова составлен акт проверки от 30.07.2015 в„– 260.
На основании выявленных нарушений Комитетом по ЖКХ Администрации г. Саратова генеральному директору Новицкому А.Б. 30.07.2015 выдано предписание в„– 113 о необходимости в срок до 14.08.2015 года выполнить мероприятия по возобновлению подачи газа на котельную, расположенную по адресу: 1-й проезд Скоморохова, д. 11 для обеспечения нанимателей (собственников) дома в„– 42 по ул. Исаева, своевременно оплачивающих коммунальные услуги, горячим водоснабжением.
В целях проведения проверки исполнения ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" предписания от 30.07.2015 в„– 113 административным органом на основании распоряжения от 03.09.2015 в„– 383-р проведена внеплановая выездная проверка Общества, по результатам которой составлен акт от 04.09.2015 в„– 318. В данном акте зафиксировано, что ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" не производит поставку газа в котельную вблизи многоквартирного дома в„– 11 по 1-му проезду Скоморохова (задвижка опломбирована и закрыта), т.е. предписание от 30.07.2015 в„– 113 не исполнено.
Комитетом по ЖКХ Администрации г. Саратова ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" 04.09.2015 выдано предписание в„– 143 о необходимости в срок до 01.10.2015 выполнить мероприятия по возобновлению подачи газа на котельную, расположенную по адресу: 1-й проезд Скоморохова, д. 11, для обеспечения нанимателей (собственников) дома в„– 42 по ул. Исаева, своевременно оплачивающих коммунальные услуги, горячим водоснабжением.
Считая оспариваемые предписания Комитета по ЖКХ Администрации г. Саратова от 30.07.2015 в„– 113 и от 04.09.2015 в„– 143 незаконными, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением. По мнению заявителя, прекращение поставки газа в котельную не означает невозможность предоставления исполнителем (управляющей компанией или ООО "Поволжресурс") коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а само прекращение поставки газа является правомерным, в связи с неисполнением ООО "Поволжресурс" своих обязательств по оплате потребленного газа. Также, заявитель ссылается на то, что ООО "Поволжресурс" обязано было иметь резервное топливо для обеспечения бесперебойного теплоснабжения своих потребителей коммунальными ресурсами.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что газоснабжение многоквартирного жилого дома в„– 42 по ул. Исаева прекращено ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" в связи с образовавшейся у ООО "Поволжресурс" задолженности по оплате потребленного газа.
Последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (электрической энергии и газа) на основании пункта 5 статьи 486, пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором) определена Порядком прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 в„– 1 (далее - Порядок прекращения или ограничения подачи топливно-энергетических ресурсов).
Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг предусмотрен разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354).
При этом прекращение поставки газа (топлива) ресурсоснабжающей организации не предусмотрено в качестве основания для такого приостановления или ограничения. Напротив, пунктом 121 Правил в„– 354 предусмотрено, что не допускается ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Кроме того, согласно пункту 6 Порядок прекращения или ограничения подачи топливно-энергетических ресурсов в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Полное прекращение поставки газа ресурсоснабжающей организации и, как следствие, лишение данной организации возможности осуществлять подогрев воды для предоставления услуг горячего водоснабжения и отопления уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг.
Следовательно, на основании подпункта "в" пункта 3, пункта 121, подпункта "б" пункта 122 Правил предоставления коммунальных услуг, вопрос о прекращении газоснабжения ресурсоснабжающей организацией должен решаться с учетом обстоятельств наличия подключенных к сетям, принадлежащим организации-потребителю, абонентов, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в многоквартирном жилом доме в„– 42 по ул. Исаева имеются потребители, добросовестно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы.
Таким образом, прекращение ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" поставки газа в многоквартирный жилой дом в„– 42 по ул. Исаева привело к нарушению прав жильцов на получение коммунальных услуг, в том числе и тех, которые являются добросовестными потребителями данной услуги, полностью и своевременно осуществляющими их оплату.
При таких обстоятельствах дела судебные инстанции, установив, что действия по прекращению подачи газа на котельную, расположенную по адресу: 1-й проезд Скоморохова, д. 11, нарушают, в том числе, права и законные интересы добросовестных потребителей газа в многоквартирном жилом доме в„– 42 по ул. Исаева, не имеющих задолженности по оплате данной услуги, пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания, обязывающее заявителя возобновить подачу коммунального ресурса в спорный дом.
В кассационной жалобе общество оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, полагая, что Комитет по ЖКХ Администрации г. Саратова незаконно, с превышением своих полномочий вмешался в договорные отношения двух хозяйствующих субъектов по поставке газа; указывая, что исполнителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" для жильцов дома в„– 42 по ул. Исаева является ООО "Управляющая компания "Сфера", которая, по мнению заявителя, необоснованно освобождена от ответственности за непредоставление данной услуги; административным органом не доказано наличие в доме в„– 42 по ул. Исаева абонентов, полностью оплачивающих потребленный газ.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
В соответствии с частью 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Частью 2.1 статьи 20 ЖК РФ определено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 в„– 21-202 "О Положении о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" определено, что Комитет по ЖКХ Администрации г. Саратова является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова (пункт 1.1). При этом основными задачами Комитета, связанными с решением вопросов местного значения, являются:
- участие в организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункт 2.1.1).
- осуществление муниципального жилищного контроля (пункт 2.1.5).
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Частью 3 статьи 20 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального жилищного контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ административным органом в ходе проведения внеплановой проверки в отношении заявителя судами при рассмотрении дела не установлено.
Оспариваемые предписания выданы лицом, проводившим проверку - ведущим специалистом отдела муниципального контроля Комитета по ЖКХ Администрации г. Саратова Васильевой Г.Н., в пределах полномочий, предусмотренных пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ, и "Положением о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденном Решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 в„– 21-202.
Довод кассационной жалобы о том, что исполнителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" для жильцов дома в„– 42 по ул. Исаева является ООО "Управляющая компания "Сфера", которая, по мнению заявителя, необоснованно освобождена от ответственности за непредоставление данной услуги, суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку предметом рассмотрения настоящего дела является законность оспариваемых предписаний административного органа, осуществляющего публичные полномочия, а не установление (распределение) ответственности среди "цепочки" юридических лиц, задействованных в соответствии со своими обязательствами в обеспечении предоставления услуги "горячее водоснабжение" для жильцов дома в„– 42 по ул. Исаева.
Вопросы привлечения к гражданско-правовой ответственности конкретного юридического лица (лиц) за не предоставление услуги "горячее водоснабжение" для жильцов дома в„– 42 по ул. Исаева могут быть рассмотрены в ином судебном процессе в исковом порядке по иску заинтересованного лиц (лиц), однако это не входит в предмет судебного разбирательства по настоящему делу.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 по делу в„– А57-24476/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.В.МОСУНОВ

Судьи
М.А.САВКИНА
И.Ш.ЗАКИРОВА


------------------------------------------------------------------