Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.08.2016 N Ф06-11539/2016 по делу N А06-7146/2015
Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непостановке на государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости, обязании поставить на государственный учет изменения объектов недвижимости.
Обстоятельства: Отказ во внесении изменений мотивирован отсутствием в государственном кадастре недвижимости информации о поставленных на кадастровый учет границах населенных пунктов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку из представленных органу кадастрового учета документов описания объекта невозможно понять, изменился или нет ранее заявленный перечень кадастровых номеров земельных участков, входящих в границы соответствующего населенного пункта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2016 г. в„– Ф06-11539/2016

Дело в„– А06-7146/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Коноплевой М.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет", Астраханская область,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2016 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016 (председательствующий судья Луговский Н.В., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу в„– А06-7146/2015
по заявлению администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области, о признании незаконным бездействия, выразившегося в не постановке на государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости (изменений генерального плана муниципального образования), и понуждении устранить допущенные нарушения, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Муниципального образования Приволжский район; закрытого акционерного общества "Информ-Аудит", Нургалиева Армана Аскаровича, Мухамбетьяровой Акканым Митхатовны, Кереевой Румьи Утешовны, Колесова Дениса Сергеевича,

установил:

администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области" (далее - кадастровая палата), с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непостановке на государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости (изменений генерального плана муниципального образования "Яксатовский сельсовет", утвержденных решениями Совета муниципального образования "Яксатовский сельсовет" от 22.07.2014 в„– 15, 08.08.2014 в„– 15 "а"), обязании поставить на государственный учет изменения объектов недвижимости (изменения генерального плана муниципального образования "Яксатовский сельсовет", утвержденные решениями Совета муниципального образования "Яксатовский сельсовет" от 22.07.2014 в„– 15, 08.08.2014 в„– 15 "а").
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве кадастровая палата просит в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными, рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
На основании решений Совета муниципального образования "Яксатовский сельсовет" от 22.07.2014 в„– 15, 08.08.2014 в„– 15 "а" утверждены изменения в генеральном плане муниципального образования "Яксатовский сельсовет"; в границы населенного пункта села Яксатово Приволжского района Астраханской области введены земельные участки с кадастровыми номерами 30:09:150101:329 площадью 3999 кв. м, 30:09:150101:59 площадью 36 688 кв. м. Кроме того, в границы населенного пункта поселка Нартовский Приволжского района Астраханской области введены земельные участки с кадастровыми номерами 30:09:150501:23 площадью 20 000 кв. м, 30:09:150602:49 площадью 2000 кв. м, 30:09:150602:39 площадью 1000 кв. м, 30:09:150602:40 площадью 1000 кв. м.
В связи с чем администрация обратилась в кадастровую палату с заявлением от 08.05.2015 в„– 723 о внесении соответствующих изменений в базу данных государственного кадастрового учета земельных участков.
Кадастровая палата письмом от 18.06.2015 в„– ВП/3590 сообщила администрации об отказе внесения изменений связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости информации о поставленных на кадастровый учет границ населенных пунктов с. Яксатово и п. Нартовский, рекомендовала поставить на учет утвержденные генеральным планом муниципальным образованием "Яксатовский сельсовет" границы вышеуказанных населенных пунктов и направить в орган кадастрового учета перечень кадастровых номеров земельных участков, включенных в границы интересующего заявителя населенного пункта с целью изменения категории земель на "Земли населенных пунктов".
Не согласившись с бездействием кадастровой палаты по непостановке на государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
По смыслу пункта 1 статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 в„– 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости. Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в данном случае, является карта (план) объекта землеустройства.
Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, осуществляется на основании заявления о внесении сведений о земельных участках и местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, и карты-плана территории, представленных исполнителем комплексных кадастровых работ в орган кадастрового учета. Кроме того, землеустройство проводится в обязательном порядке в случае изменения границ объектов землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Согласно пункту 21 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 в„– 71, документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных.
Таким образом, для постановки на государственный кадастровый учет изменений генерального плана муниципального образования в связи с включением в границы населенного пункта дополнительных земельных участков, заявителем органу кадастрового учета необходимо представить карту (план) объекта землеустройства, составленную, в том числе, с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, отображающими границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования со сведениями о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов.
Давая оценку действиям кадастровой палаты, суды двух инстанций признали, что из имеющихся материальных носителей, направленных администрацией в орган кадастрового учета для удовлетворения вышеприведенного заявления о постановке на государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости (изменений генерального плана муниципального образования) заявителем первоначально в формате XML не было представлено карты (план) объекта землеустройства с необходимыми указанными выше сведениями.
Как установлено судами, впоследствии, 17.06.2015 карта (план) объекта землеустройства была представлена органу кадастрового учета в формате XML только в отношении пос. Нартовский, однако в нарушение вышеприведенных норм в повторном обращении администрации (соответствующих описаниях объекта) отсутствовал перечень кадастровых номеров земельных участков, входящих в границы обозначенного населенного пункта.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с тем, что из представленных органу кадастрового учета документов описания объекта невозможно понять о том, изменился или нет ранее заявленный перечень кадастровых номеров земельных участков, входящих в границы соответствующего населенного пункта. В отношении же с. Яксатово соответствующей карты (плана) объекта землеустройства администрацией органу кадастрового учета представлено не было.
Согласно заключению экспертной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области по проведению государственной экспертизы землеустроительного дела по описанию местоположения и установлению на местности границ населенного пункта село Яксатово муниципальное образование "Яксатовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области от 10.07.2015 местоположение границ объекта - с. Яксатово установлены с нарушением действующего законодательства. Границы населенного пункта с. Яксатово Приволжского района Астраханской области в государственный кадастр недвижимости до сегодняшнего дня не внесены.
С 01.01.2015 вступили в силу изменения, вносимые в Закон о кадастре, в том числе предусматривающие, что уполномоченные органы направляют в порядке межведомственного взаимодействия документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости также и в случаях принятия ими решений об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую (пункт 12 части 1 статьи 15 Закона о кадастре).
Однако, администрация не относится к уполномоченному органу, поскольку полномочия об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории принадлежат исполнительному органу государственной власти субъектов Российской Федерации - Правительству Астраханской области.
Таким образом, для внесения изменений в категорию земельных участков с кадастровыми номерами 30:09:150101:329, 30:09:150101:59, кроме, как установление границ населенного пункта с. Яксатово, других оснований не предусмотрено.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды двух инстанций исходили, в том числе, из постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 08.12.2015 по делу в„– А49-822/2015.
При таких обстоятельствах, суды не нашли законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают указанных выводов судов первой и апелляционной инстанций и установленных ими обстоятельств, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016 по делу в„– А06-7146/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
В.А.КАРПОВА
М.В.КОНОПЛЕВА


------------------------------------------------------------------