Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.08.2016 N Ф06-12019/2016 по делу N А06-10049/2015
Требование: О признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности общества в связи с его ликвидацией и обязании устранить допущенные нарушения, о признании недействительным решения об оставлении жалобы без удовлетворения.
Обстоятельства: Заявитель указал на не погашенную перед ним задолженность общества, о наличии которой ликвидатор общества был уведомлен.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что при государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией был нарушен порядок ликвидации, в результате чего были нарушены права и законные интересы заявителя как кредитора в сфере предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2016 г. в„– Ф06-12019/2016

Дело в„– А06-10049/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 6 по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.02.2016 (судья Колмакова Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу в„– А06-10049/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фантом" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 6 по Астраханской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Астраханской области, третье лицо: ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Конкорд" Мендикян М.В., учредитель общества с ограниченной ответственностью "Конкорд" Мендикян М.В. о признании недействительными решений от 10.08.2015, от 30.09.2015 в„– 51,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фантом" (далее - ООО "Фантом", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просит признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за регистрационным номером в„– 2153025078039 от 10.08.2015 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Конкорд" (далее - ООО "Конкорд") в связи с его ликвидацией и обязании устранить допущенные нарушения; признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее - УФНС по Астраханской области) от 30.09.2015. в„– 51.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.02.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы в„– 6 по Астраханской области (далее - МРИ ФНС в„– 6 по Астраханской области, инспекция), ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия установила следующее.
Решением от 10.08.2015 МРИ ФНС в„– 6 по Астраханской области внесена запись за государственным органом в„– 2153025078039 о прекращении деятельности ООО "Конкорд" в связи с ликвидацией.
Не согласившись с указанным решением инспекции, ООО "Фантом" обжаловало данное решение в УФНС по Астраханской области.
Решением УФНС по Астраханской области от 30.09.2015 в„– 51 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
ООО "Фантом", полагая, что действия ликвидатора, выразившиеся в невключении в ликвидационный баланс ООО "Конкорд" задолженности перед обществом, а также, что вышеуказанная запись в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Конкорд" не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права заявителя как кредитора, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что при государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Конкорд" в связи с его ликвидацией был нарушен порядок ликвидации, предусмотренный действующим законодательством, в результате чего были нарушены права и законные интересы заявителя как кредитора в сфере предпринимательской деятельности.
Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с вышеназванным Кодексом, другими законами (пункты 1 и 2 статьи 62 ГК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 1 и пункта 4 статьи 63 данного Кодекса ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) (пункт 4 статьи 61, статья 65 ГК РФ).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах, как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 в„– 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 в„– 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
В соответствии с подпунктом "а", "б" пункта 1 статьи 21 вышеназванного Закона для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных данным Законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с указанным Законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В ходе судебного разбирательства, судами установлено, что на момент подачи заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией у ООО "Конкорд" имелись неисполненные обязательства перед ООО "Фантом". Кроме того, ликвидатор письменно не уведомил заявителя о ликвидации общества, в связи с чем суды пришли к правомерному выводу о том, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что регистрация ликвидации ООО "Конкорд" и последующее исключение данного предприятия из ЕГРЮЛ произведены на основании документов, содержащих недостоверные сведения, суды правомерно признали решение инспекции о государственной регистрации прекращения деятельности предприятия, в связи с его ликвидацией, нарушающим права заявителя как кредитора, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для признания ненормативного правового акта недействительным.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что порядок государственной регистрации ликвидации ООО "Конкорд" соблюден, поскольку на государственную регистрацию ликвидатором представлен полный пакет документов, установленный Законом о государственной регистрации, а у инспекции отсутствует обязанность проверять достоверность представленных на государственную регистрацию документов, судами рассмотрен и обоснованно отклонен, переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иные доводы кассационной жалобы, изученные судом, подлежат отклонению как несостоятельные, направленные на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, а нормы процессуального права не нарушены, судебные акты законны и отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.02.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 по делу в„– А06-10049/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
И.Ш.ЗАКИРОВА

Судьи
С.В.МОСУНОВ
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------