Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.09.2016 N Ф06-10821/2016 по делу N А55-20369/2015
Требование: О признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, об обязании выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением обществом всех документов, необходимых для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемый отказ соответствует закону.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2016 г. в„– Ф06-10821/2016

Дело в„– А55-20369/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.11.2015 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Корнилов А.Б., Холодная С.Т.)
по делу в„– А55-20369/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" (ОГРН 1025202617461, ИНН 7701215046) к администрации г.о. Самара, г. Самара, к главе г.о. Самара, г. Самара, с участием в деле третьих лиц: Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, г. Самара, государственной инспекции строительного надзора Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" (далее - ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта - "Котельная, литер 16", расположенного по адресу: 443044, г. Самара, ул. Магистральная, 80 с кадастровым номером 63:01:0246001:16, и обязании выдать разрешение на ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.11.2015 по делу в„– А55-20369/2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судами нижестоящих инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" обратилось с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - "Котельная, литер 16", расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 80, с кадастровым номером 63:01:0246001:4.
Строительство осуществлялось на основании постановления главы города Самары от 10.09.1999 в„– 590 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Кока-Кола Ботлерс Самара" дополнительно в аренду земельного участка и разрешении строительства завода по производству безалкогольных напитков по улице Магистральной в Кировском районе", Архитектурно-планировочного задания от 28.08.1997 в„– 24 от администрации г. Самары управление главного архитектора города, положительного экспертного заключения от 23.10.2001 в„– 219.01 о рекомендации к утверждению скорректированную проектную документацию по котельной от Центра государственной вневедомственной экспертизы.
Строительство осуществлялось на земельном участке, принадлежащем заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности на земельный участок.
Право на пользование землей закреплено за ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" (ООО "Кока Кола Ботлерс Евразия" стало универсальным правопреемником всех прав и обязанностей реорганизованного ООО "Кока Кола Ботлерс Самара", ООО "Кока Кола Ботлерс Самара" при присоединении к ООО "Кока Кола Ботлерс Евразия" данные права переданы по передаточному акту в составе незавершенного строительства. 15.02.2002 ООО "Кока Кола Ботлерс Евразия" было переименовано в ООО "Кока Кола ЭйчБиСи Евразия".
На основании решения Арбитражного суда Самарской области от 14.01.2004 по делу в„– А55-16412/03-24 право собственности на земельный участок площадью 82 380,90 кв. м зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.02.2014 (свидетельство серия 63-АБ в„– 054787).
Финансирование строительства (реконструкции) застройщиком осуществлялось правопредшественником заявителя - ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия".
Работы производились подрядным (хозяйственным) способом в соответствии с договором, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "Предприятие импульс".
Право выполнения строительно-монтажных работ закреплено Разрешением на выполнение строительно-монтажных работ, выданным 08.08.2001 Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Департамента строительства и архитектуры г. Самары.
Государственный строительный надзор осуществлялся Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Департамента строительства и архитектуры г. Самары (далее - Инспекция), так как строительство объекта производилось в 2001 - 2002 (Постановление Госстроя СССР от 21.04.1987 в„– 84 "Приемка в эксплуатацию законченных строительных объектов. Основные положения").
Строительство котельной осуществлялось по проекту на основании Разрешения на строительство от 10.09.1999 в„– 590.
Данный проект получил следующие заключения и экспертизы контролирующих органов:
- Самарским государственным межрайонным Комитетом по охране окружающей среды в соответствии с Федеральным законом об экологической экспертизе от 23.11.1995 в„– 174-ФЗ проведена экологическая экспертиза проекта, получено положительное заключение на проект от 29.06.2001 в„– 675-э, а также санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии правилам и нормативам раздела проекта на котельную раздел "Охрана окружающей среды" от 13.06.2001 в„– 63.10.05.456.Т.000275.06.01;
- Проект согласован Управлением Государственной пожарной службы Главного Управления внутренних дел Самарской области 28.06.2001;
- Самарским управлением Госгортехнадзора рассмотрено заключение промышленной безопасности и зарегистрировано за в„– 52-ПД-03140-2001;
- Получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарно-эпидемиологическим требованиям от 13.06.2001;
- Проведена государственная экспертиза условий труда и получено заключение от 08.08.2001 в„– 171 о соответствии проекта требованиям правовых актов по охране труда.
- В соответствии с Актом проверки государственного пожарного надзора от 29.04.2010 в„– 290 объект (котельная) соответствует нормам противопожарной безопасности.
- Экспертным заключением санитарно-гигиенической экспертизы от 23.06.2010 в„– 321 подтверждено соответствие объекта (котельной) требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
- Заключениями общества с ограниченной ответственностью "Инженерный центр ЭДО" от 30.06.2009, общества с ограниченной ответственностью "Роспроектстрой" от 03.06.2010 подтверждено соответствие несущих конструкций котельной требованиям эксплуатационной надежности.
Свидетельством о регистрации опасных производственных объектов от 17.02.2014 в„– 40-01463 серии АА в„– 417141 система газопотребления "Котельная" ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" включена в перечень опасных производственных объектов. Гражданская ответственность владельца опасного объекта застрахована в открытом акционерном обществе "Ингосстрах", выдан страховой полис ОСАГО владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте серия 111 в„– 0100673994 сроком на 01.04.2015-31.03.2016.
27.04.2015 ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" обратилась к Главе администрации городского округа Самара с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - "Котельная, литер 16", расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, д. 80, с кадастровым номером 63:01:0246001:4.
Письмом от 08.05.2015 в„– 38-Д05-09/4553 Глава администрации городского округа Самары отказал в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (котельной) в связи с не предоставлением следующих документов:
- акта приемки объекта;
- документов, подтверждающих соответствие построенного объекта требованиям техрегламентов;
- документа, подтверждающего соответствие построенного объекта требованиям энергетической эффективности;
- документа, подтверждающего соответствие построенного объекта техническим условиям организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения;
- схемы, отображающей расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка.
Также обжалуемый отказ содержал ссылку на отсутствие у заявителя разрешения на строительство объекта капитального строительства, что служит обязательным условием выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Полагая, что данный отказ препятствует осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций правомерно руководствовались следующим.
Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно пункту 1 вышеуказанной статьи разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
Пункт 3 статьи 55 Кодекса предусматривает перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство.
Одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи.
Судами установлено, что администрация городского округа Самара отказала заявителю в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в связи с отсутствием документов, перечисленных частью 3 статьи 55 ГрК РФ, в частности, заключения органа государственного строительного надзора в отношении указанного объекта.
На основании представленных обществом документов должностным лицом Инспекции установлено, что строительно-монтажные работы завершены в 2002 году (до образования Инспекции), в связи с чем уполномоченному органу не представляется возможным в установленном порядке осуществить государственный строительный надзор и, как следствие, установить соответствие построенного объекта (в том числе в части скрытых работ) требованиям технических регламентов и проектной документации.Норма, установленная пунктом 17 Положения, предусматривающая представление застройщиком органу государственного строительного надзора документов, подтверждающих соответствие результатов строительства и строительных материалов требованиям законодательства, также не может быть применена Инспекцией, поскольку допускается в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых завершена в период с 30.12.2004 по 01.01.2007.
В силу данных обстоятельств, у Инспекции отсутствовали правовые основания для выдачи заявителю заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.
Таким образом, заявителем при обращении с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию формально не было соблюдено требование, предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ.
Как видно из представленного заявителем положительного заключения и экспертизы контролирующих органов, по смыслу приведенной нормы ГрК РФ, не могут заменить заключение органа государственного строительного надзора.
Ссылка заявителя на часть 5 статьи 55 ГрК РФ судами нижестоящих инстанций правомерно отклонена, поскольку строительство объекта окончено до вступления в силу в 2004 году ГрК РФ.
При таких обстоятельствах, у заинтересованных лиц отсутствовала обязанность осуществлять осмотр вводимого в эксплуатацию объекта.
Кроме того, в частности, в нарушение статьи 55 ГрК РФ заявителем не были представлены следующие документы:
- акта приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
- документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанного лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);
- документов, подтверждающих соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям, подписанным представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения;
- схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора).
Также в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2013 в„– 175 "Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" заявителем не был представлен технический план на объект.
Судами правомерно установлено, что без вышеуказанных документов проведение заинтересованными лицами осмотра вводимого в эксплуатацию объекта не имеет смысла, так как не позволит сравнить данные, полученные в результате осмотра с отсутствующими вышеуказанными документами.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Кроме того, в нарушение статьи 65 АПК РФ общество не представило в суд доказательств, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы общества.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций и считает, что они основаны на полном и всестороннем исследовании фактических обстоятельств дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии общества с вынесенными по делу судебными актами.
Кроме того, приведенные доводы фактически повторяют аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 27.11.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по делу в„– А55-20369/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------