Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.09.2016 N Ф06-3824/2015 по делу N А65-7116/2014
Требование: О признании земельных участков включенными в границы национального парка без изъятия указанных участков из хозяйственной эксплуатации.
Обстоятельства: Истец указал, что при создании национального парка и при описании границ участков в ходе лесоустройства закон не предусматривал требование о кадастровом учете земельных участков, а для проведения землеустроительных работ по выделу земельных участков необходимо представление правоустанавливающих документов, содержащих описание границ либо кадастровые номера земельных участков, относящихся к землям запаса.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку границы земель, включенных в состав парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, определены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2016 г. в„– Ф06-3824/2015

Дело в„– А65-7116/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
истца - Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама" - Гумеровой Ч.Н., доверенность от 27.01.2016,
ответчика - акционерного общества "Земельная корпорация "Лидер" - Рыбакова С.А., доверенность,
третьего лица - акционерного общества "Танеко" - Чекашовой Э.М., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Земельная корпорация "Лидер", г. Казань,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу в„– А65-7116/2014
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама", Республика Татарстан, к муниципальному казенному учреждению "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан", г. Елабуга, акционерному обществу "Земельная корпорация "Лидер", г. Казань, о признании земельных участков, при участии: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Татарстан, г. Казань, открытого акционерного общества "Земельное бюро Елабужского района и города Елабуги Республики Татарстан", г. Елабуга, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, открытого акционерного общества "АИКБ "Татфондбанк", акционерного общества "Танеко", Стулова Алексея Дмитриевича, Зинова Александра Юрьевича,

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Нижняя Кама" (далее - Национальный парк "Нижняя Кама") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к муниципальному казенному учреждению "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан" (далее - Земельно-имущественная палата) о признании земельных участков включенными в границы Национального парка "Нижняя Кама" без изъятия земельных участков.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан суда от 15.07.2014 по ходатайству истца и в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее дело объединено с делом в„– А65-14304/2014 по иску Национального парка "Нижняя Кама" к Земельная имущественная палата о признании земельных участков включенными в границы Национального парка "Нижняя Кама" и признания права собственности Российской Федерации.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - управление), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" (далее - кадастровая палата), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - теруправление), открытое акционерное общество "Земельное бюро Елабужского района и города Елабуга Республики Татарстан" (далее - земельное бюро), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - министерство).
До принятия судебного акта истец уточнил, что размер общей площади земельных участков, которые подлежат включению в состав Национального парка, составляет 6916,2748 га.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2014 требования удовлетворены. Суд признал включенными в границы Национального парка "Нижняя Кама" как "земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации" земельные участки общей площадью 6916,2748 гектаров с кадастровыми номерами 16:18:000000:114, 16:18:000000:130, 16:18:000000:137, 16:18:000000:139, 16:18:000000:140, 16:18:000000:152, 16:18:000000:237, 16:18:000000:242, 16:18:000000:243, 16:18:000000:247, 16:18:000000:249, 16:18:000000:250, 16:18:000000:251, 16:18:000000:254, 16:18:000000:255, 16:18:000000:256, 16:18:000000:258, 16:18:000000:264, 16:18:000000:276, 16:18:000000:277, 16:18:000000:279, 16:18:000000:284, 16:18:000000:289, 16:18:000000:289, 16:18:000000:290, 16:47:011501:1, как земли "Государственного запаса Елабужского района", земельные участки с кадастровыми номерами 16:18:140401:1352 площадью 47 0217 кв. м, 16:18:140401:1618 площадью 948 649,11 кв. м, 16:18:140401:756 площадью 555 084,00 кв. м, 16:18:140401:758 площадью 371 036,00 кв. м, расположенные по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район. Также суд признал право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 16:18:140401:1352 площадью 470 217 кв. м, 16:18:140401:1618 площадью 948 649,11 кв. м, 16:18:140401:756 площадью 555 084,00 кв. м, 16:18:140401:758 площадью 371 036,00 кв. м, расположенные по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район.
Не согласившись с принятым судебным актом, лицо не участвующее в деле, акционерное общество "Земельная корпорация "Лидер" (далее - общество), обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что суд первой инстанции, признавая за Российской Федерацией право собственности на обособленный земельный участок с кадастровым в„– 16:18:140401:1352, входящий в состав единого землепользования с кадастровым в„– 16:18:000000:258, не учел, что право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано 24.07.2014 обществом, в связи с чем существенно нарушил права заявителя. При этом заявитель исходил из того, что на момент принятия Арбитражным судом Республики Татарстан решения от 02.10.2014 право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 16:18:000000:152, 16:18:000000:251, 16:18:000000:254, 16:18:000000:264, 16:18:000000:258 было зарегистрировано за корпорацией в управлении на основании договоров купли-продажи земельных участков от 14.11.2011, заключенных по результатам проведенного Земельно-имущественной палатой Елабужского муниципального района Республики Татарстан аукциона, о чем ответчику было достоверно известно.
Определением Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд от 09.12.2015 перешел к рассмотрению дела в„– А65-7116/2014 по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, общество и назначил судебное разбирательство на 24.12.2015.
Определением Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд от 24.12.2015 привлек к участию в деле в качестве соответчика общество, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора открытое акционерное общество "Акционерный инвестиционный коммерческий Банк "Татфондбанк" (далее - банк).
Определением Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд от 02.02.2016 привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Танеко" (далее - ОАО "Танеко"), Стулова Алексея Дмитриевича, Зинова Александра Юрьевича.
Определением Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд от 24.03.2016 предложил сторонам разрешить вопрос о назначении по делу землеустроительной экспертизы на предмет определения границ спорных земельных участков.
Стороны от назначения по делу землеустроительной экспертизы на предмет определения границ спорных земельных участков отказались.
В судебном заседании 26.04.2016 представитель истца поддержал ранее направленное в суд ходатайство об уточнении исковых требований и пояснил, что на основании принятого по настоящему делу Арбитражным судом Республики Татарстан решения из состава единых землепользований с кадастровыми номерами 16:18:000000:290, 16:18:000000:130, 16:18:000000:108, 16:18:000000:258 были выделены земельные участки, которым присвоены новые кадастровые номера: 16:00:000000:638, 16:18:140401:2813, 16:18:140401:2814, 16:18:140401:2816 (соответственно). В связи с этим просил признать право собственности Российской Федерации на следующие земельные участки, расположенные по адресу Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район: 1. с кадастровым номером 16:00:000000:638 площадью 948 649,11 кв. м, выделенный из состава единого землепользования с кадастровым номером 16:18:000000:290; 2. с кадастровым номером 16:18:140401:2813 площадью 555 084,00 кв. м, выделенный из состава единого землепользования с кадастровым номером 16:18:000000:130; 3. с кадастровым номером 16:18:140401:2814 площадью 371 036,00 кв. м, выделенный из состава единого землепользования с кадастровым номером 16:18:000000:108; 4. с кадастровым номером 16:18:140401:2816 площадью 470 217 кв. м, выделенный из состава единого землепользования с кадастровым номером 16:18:000000:258. Исковые требования в остальной части поддерживал в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2014 отменено. Принят новый судебный акт, об удовлетворении требований. Суд признал включенными в границы Национального парка "Нижняя Кама" как "земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации" земельные участки общей площадью 6916,2748 гектаров. Признал включенными в границы Национального парка "Нижняя Кама" как земли "Государственного запаса Елабужского района" земельные участки с кадастровыми номерами: 16:00:000000:638 площадью 948 649,11 кв. м, 16:18:140401:2813 площадью 555 084 кв. м, 16:18:140401:2814 площадью 371 036 кв. м, 16:18:140401:2816 площадью 470 217 кв. м, расположенные по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район. Признал право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 16:00:000000:638 площадью 948 649,11 кв. м, 16:18:140401:2813 площадью 555 084 кв. м, 16:18:140401:2814 площадью 371 036 кв. м, 16:18:140401:2816 площадью 470 217 кв. м, расположенные по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район.
Общество, обжалуя постановление апелляционного суда, в кассационной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неверную оценку судом кассационной инстанции имеющихся в деле доказательств.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель кассатора уточнил требования по жалобе, указав на обжалование постановления апелляционного суда только в части касающейся земельного участка с кадастровым номером 16:18:000000:258, ранее приобретенного у муниципалитета по договору купли-продажи от 14.11.2011 в„– 32 и в дальнейшем преобразованного (кадастровый номер 16:18:140401:2816).
Национальный парк в отзыве на жалобу полагает ее необоснованной, обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
ОАО "Танеко" в отзыве на жалобу считает судебный акт принятым без оценки всех обстоятельств дела и доводов сторон.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части законность постановления апелляционного суда, считает его подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением от 10.06.1988 в„– 193 "Об организации природного национального парка" Исполнительный комитет Елабужского муниципального района Елабужского СНД Татарской АССР просил Совет Министров ТАССР включить в состав указанного парка из базы лесных массивов Елабужского мехлесхоза в составе кварталов в„– 5-118 на площади 8835 га и пойменно-лугового ландшафтного комплекса из земель совхозов "Елабужский" на площади 2540 га, "Танайка" на площади 3050 га, колхозов им. Свердлова - 430 га, "Власть Советов" - 700 га из земель Горисполкома - 430 га. Всего на площади 15985 га.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 20.04.1991 в„– 223 и постановлением Кабинета Министров ТАССР от 19.09.1991 в„– 410 создан государственный природный национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР в Татарской ССР общей площадью 26112 га с предоставлением в пользование Национального парка 17 518 га земель государственного лесного фонда Елабужского мехлесхоза Министерства лесного хозяйства РСФСР и 553 га земель государственного запаса (Елабужский район) и включением в состав национального парка 7111 га земель сельскохозяйственных предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, 436 га земель г. Елабуги и 494 га земель, переданных промышленным предприятиям и организациям под учреждения отдыха без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
К постановлению Кабинета Министров ТАССР от 19.09.1991 в„– 410 определена экспликация земель Национального парка, согласно которой Национальному парку предоставлены земли государственного запаса (Елабужский район) общей площадью 553 га.
Местонахождение земельных участков, включенных в состав Национального парка, закреплено в карте-схеме функциональных зон, являющейся неотъемлемым приложением к положению "О Национальном парке "Нижняя Кама" от 30.12.1999, утвержденному руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России. Карта-схема согласована с председателем Елабужского районного комитета по земельным ресурсам и земельной реформе.
Кроме того, схема расположения земельных участков, предоставленных в пользование Национальному парку постановлением Кабинета Министров ТАССР от 19.09.1991 в„– 410, закреплена в материалах лесоустройства, изготовленных Государственным объединением "Леспроект".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 в„– 990 во исполнение Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Нижняя Кама" (ныне - ФГБУ "НП "Нижняя Кама").
В настоящее время земельным участкам, включенным в состав Национального парка "Нижняя Кама" из земель сельскохозяйственных предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия ТАССР, присвоены следующие кадастровые номера: 16:47:011501:1, 16:18:000000:108, 16:18:000000:114, 16:18:000000:130, 16:18:000000:137, 16:18:000000:139, 16:18:000000:140, 16:18:000000:152, 16:18:000000:237, 16:18:000000:242, 16:18:000000:243, 16:18:000000:247, 16:18:000000:249, 16:18:000000:250, 16:18:000000:251, 16:18:000000:254, 16:18:000000:255, 16:18:000000:256, 16:18:000000:258, 16:18:000000:264, 16:18:000000:276, 16:18:000000:277, 16:18:000000:279, 16:18:000000:284, 16:18:000000:289, 16:18:000000:290.
29.07.2013 истец обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации обременения на земельные участки, входящие в состав Национального парка "Нижняя Кама".
В регистрации обременения было отказано в связи с отсутствием сведений о месте расположения участков.
Также в границах Национального парка "Нижняя Кама", определенных землеустроительными делами, расположены земельные участки из земель государственного запаса с кадастровыми номерами 16:18:140401:1352, 16:18:140401:1618, 16:18:140401:756, 16:18:140401:758, являющиеся частями единых землепользований 16:18:000000:258, 16:18:000000:290, 16:18:000000:130, 16:18:000000:108 соответственно. Разрешенное использование указанных единых землепользований: "Для сельскохозяйственного производства (Госфонд)", что подтверждается представленными кадастровыми выписками.
08.10.2013 истец обратился в Елабужский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением о регистрации права на указанные земельные участки.
Сообщением от 13.11.2013 в государственной регистрации права было отказано по тем основаниям, что указанные земельные участки являются частью единого землепользования и необходимо проведение землеустроительных работ по их выделу.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящими требованиями, истец указывал на то, что при создании Национального парка "Нижняя Кама" и при описании границ участков в ходе лесоустройства в 1992 - 1993 г.г. закон не предусматривал требование о кадастровом учете земельных участков, а для проведения землеустроительных работ по выделу земельных участков необходимо предоставление правоустанавливающих документов, содержащих описание границ, либо кадастровые номера земельных участков, относящихся к землям запаса, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Режим национальных парков определяется нормами Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон в„– 33-ФЗ).
Из содержания пункта 2 статьи 12 Закона в„– 33-ФЗ, пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности.
Законодательство, действующее на момент создания Национального парка "Нижняя Кама", также устанавливало федеральный уровень правового статуса национальных природных парков.
В силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", принятого во исполнение требований Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" и Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" с целью ускорения процессов приватизации, а также пункта 2 приложения в„– 1 к названному постановлению, национальные природные парки независимо от того, на чьем балансе они находятся, являются исключительно федеральной собственностью.
Согласно пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Территория национального парка как природоохранного объекта в силу закона может включать в себя помимо земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного национальному парку на праве постоянного (бессрочного) пользования, также земельные участки иных пользователей, а также собственников. При этом режим особой охраны распространяется на всю совокупность земельных участков, входящих в его состав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона в„– 33-ФЗ земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Давая оценку имеющимся в деле доказательствам в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции признал, что истцом представлены в материалы дела землеустроительные дела, которые содержат описание границ участков, общая площадь которых составляет 7625,06 га: 1. Танайские луга 4940,87 га; 2. Елабужские луга 2470,69 га (в том числе указано наличие земель запаса 241 га); 3. Нижнекамский район 213,5 га.
В указанных землеустроительных делах имеются надлежащим образом оформленные акты согласования границ территорий пойменных лугов, в том числе подписанные ответчиком.
В связи с чем пришел к выводу о том, что границы земель, включенных в состав парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, определены и не изменялись.
В результате землеустроительных работ в государственный кадастр недвижимости на земельные участки общей площадью 6916,2748 га внесено обременение "Особый режим использования земли. Особо охраняемая природная территория. Ограничение прав на земельный участок, предусмотренное статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации (Особый режим использования земли)" в пользу Национального парка "Нижняя Кама", что подтверждается представленными кадастровыми выписками земельных участков, а также представленными управлением и кадастровой палатой данными, содержащими сведения о наличии обременений.
Общая площадь земельных участков, включенных в состав Национального парка "Нижняя Кама" без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, в Елабужском муниципальном районе составляет 6916,2748 гектаров, в границах, определенных землеустроительными делами в„– 307-06 (утверждено 15.11.2006), в„– 328-06 (утверждено 15.11.2006).
Также в материалы дела представлены первоначальные документы 1988 - 1989 г.г., а именно: решения колхозов и совхозов Елабужского района, Исполкома г. Елабуга о выделении земель национальному парку. При этом площадь выделенных участков, указанная в Экспликации части земель Елабужского района, предполагаемая к включению в состав Национального парка "Нижняя Кама", совпадает с площадью, указанной в постановлении Совета Министров РСФСР от 20.04.1991 в„– 223 и постановлении Кабинета Министров ТАССР от 19.09.1991 в„– 410 о создании парка.
С учетом представленных в материалы дела документов, суд апелляционной инстанции признал обоснованными требования истца в части признания включенными в границы Национального парка "Нижняя Кама" земельных участков общей площадью 6916,2748 гектаров с кадастровыми номерами 16:18:000000:114, 16:18:000000:130, 16:18:000000:137, 16:18:000000:139, 16:18:000000:140, 16:18:000000:152, 16:18:000000:237, 16:18:000000:242, 16:18:000000:243, 16:18:000000:247, 16:18:000000:249, 16:18:000000:250, 16:18:000000:251, 16:18:000000:254, 16:18:000000:255, 16:18:000000:256, 16:18:000000:258, 16:18:000000:264, 16:18:000000:276, 16:18:000000:277, 16:18:000000:279, 16:18:000000:284, 16:18:000000:289, 16:18:000000:289, 16:18:000000:290, 16:47:011501:1, как "земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации".
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона в„– 33-ФЗ, территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
04.02.2014 истец обращался в адрес Земельно-имущественной палаты с заявлением о предоставлении информации о местоположении и границах земель государственного запаса.
Согласно письму председателя Земельно-имущественной палаты от 13.03.2014, сведений о месторасположении и границах земель государственного запаса, предоставленных Национальному парку "Нижняя Кама", не имеется.
Кадастровой палатой в материалы дела представлены сведения относительно следующих земельных участков: обособленный земельный участок с кадастровым номером 16:18:140401:1352, уточненная площадь 470 217 кв. м, входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:18:000000:258, числится на праве государственной собственности (право не зарегистрировано); обособленный земельный участок с кадастровым номером 16:18:140401:1618, уточненная площадь 948 649,11 кв. м, входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:18:000000:290, сведения о правах отсутствуют; обособленный земельный участок с кадастровым номером 16:18:140401:756, уточненная площадь 555 084 кв. м, входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:18:000000:130, сведения о правах отсутствуют; обособленный земельный участок с кадастровым номером 16:18:140401:758, уточненная площадь 371 036 кв. м, входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:18:000000:108, сведения о правах отсутствуют.
По сведениям кадастровой палаты в отношении указанных земельных участков установлено обременение: "Особый режим использования земли. Особо охраняемая природная территория" в пользу Национального парка "Нижняя Кама".
В настоящее время из состава единых землепользований с кадастровыми номерами 16:18:000000:290, 16:18:000000:130, 16:18:000000:108, 16:18:000000:258 выделены земельные участки, которым присвоены новые кадастровые номера: 16:00:000000:638 площадью 948 649,11 кв. м, 16:18:140401:2813 площадью 555 084 кв. м, 16:18:140401:2814 площадью 371 036 кв. м, 16:18:140401:2816 площадью 470 217 кв. м (соответственно). В связи с данными обстоятельствами истцом уточнены исковые требования в части указания кадастровых номеров земельных участков.
Общая площадь обособленных земельных участков составляет 2 344 986,11 кв. м (234,4986 гектара).
Расположение земельных участков в границах земель государственного запаса подтверждается кадастровыми паспортами, границы земельных участков установлены материалами землеустроительного дела в„– 328-06 по упорядочению (восстановлению) границ земельного участка.
Принимая во внимание, что доказательств отнесения указанных земельных участков к землям иной категории не представлено, а в связи с отсутствием регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, включенные в границы Национального парка "Нижняя Кама", нарушаются права истца и создаются препятствия к обеспечению режима особо охраняемых природных территорий, суд апелляционной инстанции признал исковые требования в части признания включенными в границы Национального парка "Нижняя Кама", как земли "Государственного запаса Елабужского района", земельные участки с кадастровыми номерами 16:00:000000:638 площадью 948649,11 кв. м, 16:18:140401:2813 площадью 555084 кв. м, 16:18:140401:2814 площадью 371036 кв. м, 16:18:140401:2816 площадью 470217 кв. м, и признания права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом апелляционный суд исходил из того, что права Российской Федерации на рассматриваемые земельные участки подтверждаются представленными землеустроительными делами, наличием согласований уполномоченных органов, сведениями из Государственного кадастра недвижимости об установлении обременений в пользу Национального парка "Нижняя Кама".
Поскольку земельные участки национальных парков являются исключительной федеральной собственностью и не подлежат приватизации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Земельно-имущественная палата не имела права распоряжаться земельным участком с кадастровым в„– 16:18:000000:258 и передавать его в собственность общества.
Однако земельный участок с кадастровым номером 16:18:000000:258 преобразован в земельный участок с кадастровым номером 16:18:140401:2816, и вопрос законности сделки между муниципалитетом и обществом рассматривается в отдельном арбитражном процессе с участием тех же сторон, где будет дана оценка договору купли-продажи земельного участка, являющегося частью национального парка.
При наличии самостоятельного спора относительно законности вышеупомянутой сделки от 14.11.2011, доводы кассатора о правомерности указанного приобретения получат надлежащую оценку.
Доводы кассатора об отсутствии в материалах дела бесспорных доказательств о границах национального парка отклоняются ввиду того, что апелляционный суд дал оценку имеющимся в деле доказательствам, а стороны уклонились от проведения землеустроительной экспертизы, в связи с чем несут риск неблагоприятных последствий несовершения процессуальных действий (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Переоценка судом кассационной инстанции установленных обстоятельств и доказательств апелляционного суда по делу в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустима.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление апелляционного суда в оспариваемой части отмене не подлежит.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены постановления апелляционного суда, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 по делу в„– А65-7116/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН


------------------------------------------------------------------