Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.09.2016 N Ф06-10945/2016 по делу N А55-14209/2015
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в переоформлении договоров аренды участков лесного фонда, понуждении устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что данные участки лесного фонда отнесены к категории лесопарковых зон, в которых в силу закона запрещается осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не установлено, когда данные участки лесного фонда были отнесены к лесопарковым зонам, не рассмотрена возможность их использования для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства, а также возможность приведения спорных договоров в соответствие с действующим законодательством.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2016 г. в„– Ф06-10945/2016

Дело в„– А55-14209/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2015 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Корнилов А.Б., Холодная С.Т.)
по делу в„– А55-14209/2015
по заявлению Новокуйбышевского муниципального предприятия "Пойменное" (ИНН 6330021345, ОГРН 1026303122119), г. Новокуйбышевск Самарской области, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в переоформлении договоров аренды участков лесного фонда и понуждении устранить допущенные нарушения, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственного казенного учреждения Самарской области "Самарские лесничества" (ИНН 6315856519, ОГРН 1116315006433), г. Самара,

установил:

Новокуйбышевское муниципальное предприятие "Пойменное" (далее - НМП "Пойменное", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Минлесхоз) в переоформлении договоров аренды участков лесного фонда от 10.01.2006 в„– в„– 330, 331, изложенного в письме от 19.03.2015 в„– 270502/4641; понуждении устранить допущенные нарушения прав заявителя путем приведения указанных договоров в соответствие с требованиями действующего Лесного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016, заявленные требования удовлетворены.
Минлесхоз, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании протокола о результатах лесного аукциона по приобретению права аренды участков лесного фонда Самарской области от 27.12.2005, между Федеральным государственным учреждением "Самарский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Самарской области (арендодатель) и Новокуйбышевским муниципальным охотничьим, рыболовным предприятием "Пойменное", в настоящее время НМП "Пойменное", (арендатор) заключены договоры аренды участка лесного фонда от 10.01.2006 в„– 330, в„– 331, по условиям которых предприятию в аренду сроком на 49 лет предоставлены участки лесного фонда площадью 5454,50 га в кварталах в„– 9 - 64,71 - 78 Новокуйбышевского лесничества Самарского лесхоза и площадью 5928,00 га в кварталах в„– 10 - 60, 62, 64 - 74, 99 - 102 Чапаевского лесничества Самарского лесхоза для нужд охотничьего хозяйства, соответственно.
Вышеуказанные участки лесного фонда переданы заявителю по актам приема-передачи от 10.01.2006.
Договоры аренды участка лесного фонда от 10.01.2006 в„– 330, в„– 331 в установленном законом порядке зарегистрированы не были.
В связи с введением в действие с 01.01.2007 Лесного кодекса Российской Федерации на основании постановления Правительства Самарской области от 09.02.2007 в„– 9 полномочия по заключению договоров аренды участков лесного фонда были переданы Департаменту лесного хозяйства Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 в„– 34 "О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области" Департамент лесного хозяйства Самарской области реорганизован путем присоединения к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2009 в„– 367 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 18.02.2009 в„– 34 "О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.
НМП "Пойменное" 24.02.2015 на основании части 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" обратилось в Минлесхоз с заявлением о приведении договоров аренды участка лесного фонда от 10.01.2006 в„– 330 и в„– 331 в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации, с последующей регистрацией в установленном законом порядке.
Минлесхоз письмом от 19.03.2015 в„– 270502/4641 отказало предприятию в приведении вышеуказанных договоров в соответствие с действующим Лесным кодексом Российской Федерации, поскольку участки лесного фонда, являющиеся предметом договоров от 10.01.2006 в„– 330, в„– 331, лесохозяйственным регламентом Волжского лесничества, утвержденного приказом Минлесхоза от 17.08.2012 в„– 215 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на территории Самарской области, в новой редакции", новыми материалами таксации, утвержденными приказом Минлесхоза от 01.04.2014 в„– 140 "О введении в действие материалов таксации лесов Безенчукского, Волжского, Красноярского, Ново-Буянского, Похвистневского, Рачейского и Ставропольского лесничеств" отнесены к категории лесов - лесопарковые зоны, в которых в силу пункта 2 части 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации запрещается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
НМП "Пойменное", полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что договоры аренды участка лесного фонда от 10.01.2006 в„– 330, в„– 331 являются действующими, пришли к выводу, что оспариваемый отказ Минлесхоза противоречит требованиям части 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", которой предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009, поскольку в рассматриваемом случае переоформление вышеуказанных договоров не является новым предоставлением участка лесного фонда, а является лишь приведением уже действующих договоров участков лесного фонда в соответствие с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации.
Отклоняя довод Минлесхоза о том, что договоры аренды участка лесного фонда от 10.01.2006 в„– 330, в„– 331 не могут быть приведены в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации, поскольку участки лесного фонда, являющиеся предметом вышеуказанных договоров, относятся к категории лесов - лесопарковые зоны, в которых в силу пункта 2 части 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации запрещается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, суды исходили из того, что в соответствии с приказом Минлесхоза от 16.06.2014 в„– 229 "О внесении изменений в приказ Минлесхоза от 17.08.2012 в„– 215 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на территории Самарской области, в новой редакции" (Таблица в„– 5), действие данной таблицы не распространяется на договоры, заключенные до 17.08.2012.
В порядке восстановления нарушенных прав заявителя суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязал Минлесхоз переоформить договоры аренды участка лесного фонда от 10.01.2006 в„– 330, в„– 331 в соответствии с требованиями действующего Лесного кодекса Российской Федерации.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание следующее.
По смыслу части 1 статьи 4, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права.
Согласно положениям части 1 статьи 198, пунктов 3 части 4 и части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рамках дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд, помимо рассмотрения вопроса о признании этих решений, действий незаконными, рассматривает вопрос о возможности принятия каких-либо мер к устранению допущенных этими решениями, действиями нарушений прав и законных интересов заявителей.
В соответствии со статьями 16, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное решение должно быть исполнимым.
Указанные нормы призваны обеспечить обязательное исполнение принятых арбитражными судами судебных актов и соответственно - восстановление нарушенных прав лиц, обратившихся в суд за их защитой.
Меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права. Поэтому судебный акт о принятии таких правовосстановительных мер должен соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым.
На момент рассмотрения в суде первой инстанции настоящего дела в производстве Арбитражного суда Самарской области находилось дело в„– А55-17714/2015 по иску Минлесхоза к НМП "Пойменное" о расторжении договора аренды участка лесного фонда от 10.01.2006 в„– 330 (принято к производству 24.07.2015).
По смыслу части 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" приведение в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 01.01.2007, возможно только действующих договоров аренды участков лесного фонда.
В силу пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции должен был рассмотреть вопрос о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения дела в„– А55-17714/2015, поскольку при удовлетворении требований о расторжении договора аренды участка лесного фонда от 10.01.2006 в„– 330, будет невозможно исполнение решения суда первой инстанции по настоящему делу о приведении указанного договора в соответствие с действующим Лесным кодексом Российской Федерации.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что решением Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2016 по делу в„– А55-17714/2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2016, договор аренды участка лесного фонда от 10.01.2006 в„– 330, заключенный с НМП "Пойменное", расторгнут.
При рассмотрении дела в„– А55-17714/2015 судами было установлено, что участок лесного фонда, являющийся предметом договора аренды лесного участка от 10.01.2006 в„– 330, с 1995 года относится к категории лесов - лесопарковые зоны, в которых в силу пункта 2 части 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.01.2007, запрещается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Таким образом, суды в рамках настоящего дела и в рамках дела в„– А55-17714/2015 при одних и тех же обстоятельствах пришли к разным выводам о возможности использования участков лесного фонда, являющихся предметом спорных договоров, для нужд охотничьего хозяйства, что в силу действующего законодательства недопустимо.
Согласно части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.
Вышеуказанное нарушение норм процессуального права могло привести к принятию неправильного решения по настоящему делу, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016.
Поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело в„– А55-14209/2015 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, в том числе установить, когда участки лесного фонда, являющиеся предметом договоров от 10.01.2006 в„– 330, в„– 331, были отнесены к лесопарковым зонам и возможность их использования для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, возможность приведения спорных договоров в соответствие с действующим Лесным кодексом Российской Федерации, и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 по делу в„– А55-14209/2015 отменить.
Данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.

Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
С.Ю.МУРАВЬЕВ


------------------------------------------------------------------