Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.09.2016 N Ф06-12212/2016 по делу N А57-23551/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору на оказание ветеринарных услуг.
Обстоятельства: Заказчик не оплатил оказанные исполнителем услуги.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку наличие задолженности подтверждено актами на оказание услуг, доказательства оплаты заказчиком не представлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2016 г. в„– Ф06-12212/2016

Дело в„– А57-23551/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Новая жизнь", Саратовская область, с. Пограничное
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.03.2016 (судья Конева Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Камерилова В.А., Клочкова Н.А.)
по делу в„– А57-23551/2015
по исковому заявлению областного государственного учреждения "Новоузенская районная станция по борьбе с болезнями животных", Саратовская область, г. Новоузенск (ИНН 6422086712, ОГРН 1046402200371) к закрытому акционерному обществу "Новая жизнь", Саратовская область, с. Пограничное (ИНН 6422037659, ОГРН 1026400962554), о взыскании задолженности, с участием третьего лица: Управления ветеринарии Правительства Саратовской области, г. Саратов,

установил:

областное государственное учреждение "Новоузенская районная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ОГУ "Новоузенская районная станция по борьбе с болезнями животных", учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к закрытому акционерному обществу "Новая жизнь" (далее - ЗАО "Новая жизнь", ответчик, общество) о взыскании 160 326 руб. задолженности за оказанные ветеринарные услуги, 5810 руб. государственной пошлины, 15 000 руб. расходов на оказание юридических услуг.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.03.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ЗАО "Новая жизнь" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, настаивая на том, что спорные услуги должны были быть оказаны истцом на безвозмездной основе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между ОГУ "Новоузенская районная станция по борьбе с болезнями животных" (исполнитель) и ЗАО "Новая жизнь" (заказчик) заключен договор от 01.01.2015 в„– 56, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанность по оказанию лечебной помощи животным, профилактических вакцинаций против заболеваний животных (не входящих в перечень особо опасных заболеваний, являющихся расходными обязательствами Российской Федерации, а также заболеваний, профилактика которых осуществляется за счет средств областных целевых программ), профилактические и вынужденные обработки, диспансеризация поголовья животных, лабораторно-диагностическим исследованиям патологического материала по постановке диагноза, копрологического, химического, химико-токсикологического, биохимического, бактериологического, микологического и иных исследований, проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации животноводческих помещений и прилегающих территорий, а также проведение предубойного, предварительного осмотров животных, ветеринарно-санитарной экспертизы безопасности продукции животного происхождения и оформление ветеринарных сопроводительных документов на платной основе.
Согласно пункту 1.2 договора проведение плановых профилактических мероприятий в отношении особо опасных инфекционных, инвазионных и иных заболеваний животных исполнителем осуществляется на безвозмездной основе в той части, финансирование которых осуществляется из казны Российской Федерации и областного бюджета, а именно в рамках проведения плановых противоэпизоотических мероприятий, утвержденных на территории Саратовской области Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, целевыми программами Саратовской области.
В рамках заключенного договора истец оказал ответчику следующие услуги: по комплексной весенней ветеринарной обработке крупного рогатого скота на сумму 94 884 руб., о чем составлен акт от 18.05.2015, о комплексной ветеринарной обработке крупного рогатого скота на сумму 65 442 руб. (акт от 01.06.2015), об исследовании крови крупного рогатого скота на бруцеллез и лейкоз на сумму 9017 руб. (акт от 07.07.2015).
После проведенных работ истец направил ответчику счета на оплату оказанных услуг, которые своевременно оплачены не были, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Судами установлено, что наличие задолженности ответчика перед истцом по договору на оказание услуг от 01.01.2015 в„– 56 в общей сумме 160 326 руб. подтверждена имеющимися в материалах дела актами об оказании услуг от 18.05.2015 на сумму 94 884 руб., от 01.06.2015 в„– 154 в размере 65 442 руб., подписанными исполнителем в одностороннем порядке. Заказчик акты не подписал, о чем на актах имеются отметки, сделанные в присутствии ветеринарного врача.
Доводы ответчика о том, что проведение плановых профилактических мероприятий в отношении особо опасных инфекционных, инвазионных и иных заболеваний животных исполнителем осуществляется на безвозмездной основе из бюджета Саратовской области в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 в„– 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии), что влечет оказание услуг истцом бесплатно, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
В соответствии со статьей 2 Закона о ветеринарии основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел; контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности во взаимодействии с ветеринарными службами других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с государственными ветеринарными службами субъектов Российской Федерации, а также аккредитованные в установленном порядке специалисты в области ветеринарии.
Согласно статье 3 Закона о ветеринарии к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению.
В соответствии со статьей 5 Закона о ветеринарии задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.04.2009 в„– 137 утвержден Административный Регламент исполнения данным министерством государственной функции организации проведения противоэпизоотических мероприятий (далее - Регламент).
Согласно данному Регламенту государственную функцию организации проведения противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по профилактике и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, исполняет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Также Регламент определяет сроки и последовательность действий Министерства, а также порядок взаимодействия между Министерством (его структурными подразделениями) и юридическими лицами, органами государственной власти, государственными учреждениями, иными организациями при организации проведения противоэпизоотических мероприятий.
Согласно пункту 1.4 Регламента результатом исполнения государственной функции является осуществление противоэпизоотических мероприятий, в том числе; обеспечение лекарственными средствами проведения противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опасных болезней животных.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона о ветеринарии финансовое и материально-техническое обеспечение полномочий в области ветеринарии, определенных статьей 3 настоящего Закона, различных уровней государственной власти осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу статьи 3 Закона о ветеринарии к полномочиям Российской Федерации относится обеспечение лекарственными средствами проведения противозпизоотических мероприятий против заразных и иных болезней животных. К полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению.
Полномочия Российской Федерации в области ветеринарии исполняются на основании Административного Регламента, согласно пункту 1.4 которого результатом исполнения государственной функции является осуществление противоэпизоотических мероприятий: обеспечение лекарственными средствами проведения противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опасных болезней животных; организация проведения противоэпизоотических мероприятий против заразных и иных болезней животных (в части обеспечения химическими, биологическими и иными препаратами для диагностики, профилактики и ликвидации болезней животных, а также дезинфекционными, дератизационными, инсекто-акарицидными и фунгицидными средствами для ветеринарного применения, за исключением лекарственных средств для ветеринарного применения).
Таким образом, полномочия Российской Федерации в области ветеринарии ограничиваются только обеспечением лекарственными средствами.
Полномочия же субъекта Российской Федерации в области ветеринарии ограничиваются лабораторно-диагностическими исследованиями при осуществлении противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия против карантинных и особо опасных болезней животных.
Данная позиция подтверждается письмом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.12.2010 в„– ЕС-25-П7/12747 "Об организации проведения субъектами Российской Федерации лабораторных исследований в 2011 году".
Приобретение расходного материала для проведения лабораторно-диагностических исследований из бюджета области не оплачивается, в материалы дела представлен Прейскурант цен на ветеринарные услуги, который согласован с Управлением ветеринарии Правительства Саратовской области.
Из справки Управления ветеринарии правительства Саратовской области от 20.10.2015 следует, что на проведение плановых профилактических мероприятий в отношении особо опасных заболеваний животных финансирование не выделялось.
Правила оказания платных ветеринарных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 в„– 898 (далее - Правила), регулируют отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании платных ветеринарных услуг.
Применительно к указанным Правилам исполнителем признается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие ветеринарные услуги потребителям по возмездному договору.
На основании пункта 2 Правил к платным ветеринарным услугам относится иммунизация (активная, пассивная). Пункт 3 Правил предусматривает, что их действие не распространяется на проведение лечебно-профилактических мероприятий при профилактике, диагностике и ликвидации болезней, особо опасных для человека и животных, а также при осуществлении государственного ветеринарного надзора.
Таким образом, вакцинация против особо опасных заболеваний для человека и животных относится к ветеринарным услугам, предоставляемым учреждениями государственной ветеринарной службы за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта, а привлечение к осуществлению данных полномочий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возможно только на договорной основе.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.12.2011 в„– 476 утвержден Перечень заразных, в том числе, особо опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин). Согласно данному приказу 75 заболеваний являются заразными болезнями, по которым могут быть установлены ограничительные мероприятий (карантин). Из данного перечня к категории особо опасных болезней относятся только 9 - африканская чума свиней, бешенство, блутанг, высокопатогенный грипп птиц, оспа овец и коз, сап, сибирская язва, чума крупного рогатого скота, ящур.
Согласно пояснениям истца вакцинация 798 голов КРС, принадлежащих ответчику, была проведена бесплатно. Стоимость вакцины от туберкулеза, сибирской язвы, ящура и эмкара истцом не взыскивается, так как вакцина была приобретена за счет средств бюджета. Взыскивается стоимость расходных материалов, которые приобретаются за счет собственных средств истца. Стоимость оказанных услуг сложилась по следующим видам услуг: клинический осмотр животных, взятие крови, расходный материал на взятие крови, расходные зарыты на туберкулинизацию, лабораторные услуги, регистрация животных. Расшифровка представлена в калькуляции на комплексные обработки КРС.
Общая стоимость оказанных услуг в отношении одной головы КРС составляет 200 руб., в отношении 798 голов - 159 600 руб. Также истцом в расходы включены затраты по выезд на автомобиле ветстанции 726 руб.
Оказание услуг и использование расходных материалов, поименованных в калькуляции, за счет средств бюджетов разных уровней законом не предусмотрено, поэтому оснований для отказа в иске у суда не имелось.
Факт проведения диагностического исследования, забора крови, вакцинации подтверждается представленными в материалы дела актами, подписанными со стороны заказчика главным ветврачом ответчика Кублановым А.Ж.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчик не доказал факт отсутствия задолженности перед истцом, не представил доказательств оплаты задолженности и доказательств, которые бы подтверждали неисполнение либо ненадлежащее исполнение истцом обязательств по договору, в связи с чем заявленные требования обоснованно удовлетворены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.03.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 по делу в„– А57-23551/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
Г.Н.МАХМУТОВА
А.А.ХАЙБУЛОВ


------------------------------------------------------------------