Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.09.2016 N Ф06-12532/2016 по делу N А55-22777/2015
Требование: О признании права муниципальной собственности на протяженный объект недвижимого имущества - сооружение коммунального хозяйства.
Обстоятельства: Истец указал на невозможность оформления права собственности в административном порядке по причине изменений в законодательстве, произошедших по сравнению с требованиями законодательства на момент начала строительства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истец не подтвердил наличие спора о праве между сторонами, нарушений ответчиком прав и законных интересов истца как собственника имущества или их оспаривание, истцом не представлены документы, подтверждающие факт создания сооружения и право истца на земельный участок.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2016 г. в„– Ф06-12532/2016

Дело в„– А55-22777/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
истца - Даниленко М.С. (доверенность от 30.05.2016),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.02.2016 (судья Богданова Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 (председательствующий судья Ефанов А.А., судьи Кузнецов С.А., Туркин К.К.)
по делу в„– А55-22777/2015
по иску администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области (ОГРН 1026303857436, ИНН 6377002690) к администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, администрации сельского поселения Кулешовка муниципального района Нефтегорский Самарской области, администрации сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области, с участием третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании права собственности,

установил:

администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области (далее - истец) обратилась в Арбитражного суда Самарской области с исковым заявлением к администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, администрации сельского поселения Кулешовка муниципального района Нефтегорский Самарской области, администрации сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области о признании права муниципальной собственности района Нефтегорский Самарской области на протяженный объект недвижимого имущества - сооружение коммунального хозяйства: водовод, расположенный по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, протяженностью 9000 м, кадастровые номера земельных участков, в пределах которых расположен объект: 63:27:0704001:504, 63:27:0704002:471, 63:27:0704002:20, 63:27:0603004:16, 63:27:0704002:470, 63:27:0603004:26, 63:27:0603004:22, 63:27:0704022:123, 63:27:0706001:2996, 63:27:0000000:499, 63:27:0706001:2993, 63:27:0706002:6, 63:27:0706002:5, 63:27:0706001:3000, 63:27:0703006:1 и кадастровые кварталы 63:27:0703001, 63:27:0704002, 63:27:0603004, 63:27:0704021, 63:27:0704022, 63:27:0706001, 63:27:0705010, 63:27:0706002, 63:27:0703003.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что при строительстве спорного объекта недвижимости были соблюдены требования законодательства, утверждены границы сложного земельного участка для строительства объекта, имеются акт рабочей комиссии, договора подряда и документы, подтверждающие перечисление денежных средств на строительство объекта, предъявления иска о признании права собственности связано с утратой возможности оформления права собственности в административном порядке по причине изменений в законодательстве произошедших в настоящее время по сравнению с требованиями законодательства на момент начала строительства.
В судебном заседании представитель администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, отделом архитектуры и строительства при администрации Нефтегорского района на основании акта выбора земельного участка под строительство инженерных сооружений водоснабжения в городе Нефтегорске от 11.05.2001, постановления администрации Нефтегорского района Самарской области от 20.08.2001 в„– 744 "О согласовании места расположения земельного участка под строительство инженерных сооружений водоснабжения г. Нефтегорск" выдано архитектурно-планировочное задание от 30.08.2001 в„– 8 на разработку рабочего проекта "Водоснабжение г. Нефтегорска Самарской области".
Между администрацией Нефтегорского района Самарской области (заказчик) и ООО "Центр гидрогеологии "Геоводсервис" (исполнитель) заключен договор от 11.03.2003 в„– 14/2003, по условиям которого исполнитель принимает на себя разработку рабочего проекта, выполнение строительно-монтажных работ по бурению и оснащению водоподъемным оборудованием разведочно-эксплуатационных скважин I очереди Семеновского водозабора для обеспечения питьевой водой (реконструкция) г. Нефтегорска Самарской области, в состав которого включено строительство водовода от насосной станции I подъема до насосной станции III подъема.
Согласно положительному заключению от 15.08.2003 в„– 112-03 по технико-экономическому обоснованию "Водоснабжение г. Нефтегорска Самарской области", выполненному Территориальным управлением Гавгосэкспертизы России по Саратовской области (филиал), рабочий проект по строительству объекта "Водоснабжение г. Нефтегорска" отвечает современным требованиям и с учетом положительных заключений органов специализированной экспертизы (заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Самарской области за в„– 2583 от 17.07.2002, утвержденное приказом в„– 583-Э от 17.07.2002; санитарно-эпидемиологическое заключение в„– 63.08.03.456.И.000024.01.03 от 22.01.2003, выданное ГСЭС РФ Главным государственным санитарным врачом по Самарской области; экспертное заключение министерства по делам ГО и ЧС по Самарской области от 01.08.2003 в„– 199), которое было утверждено администрацией Нефтегорского района и г. Нефтегорска Самарской области постановлением от 14.03.2003 в„– 382 (в редакции постановления от 23.10.2003 в„– 1748).
С 2004 по 2006 администрацией муниципального района Нефтегорский Самарской области за счет средств федеральных, областных и местных бюджетов по договорам подряда от 13.10.2003 в„– 71, от 01.06.2004 в„– 48, от 08.02.2005 в„– 4 осуществлено строительство магистрального водовода по рабочему проекту, разработанному ООО "Центр гидрологии "Геоводсервис" в составе объекта "Водоснабжение г. Нефтегорска Самарской области".
Строительство водовода входило в 1 очередь строительства по объекту "Водоснабжение г. Нефтегорска Самарской области".
В целях улучшения обеспечения населения качественной питьевой водой в составе вышеуказанного объекта было выделено 2 пусковых комплекса:
- 1 пусковой комплекс - водовод от камеры в„– 1 до микрорайона "Г" (распоряжение администрации Нефтегорского района Самарской области от 16.06.2004 в„– 108);
- 2 пусковой комплекс - водовод протяженностью 3762 п. м от распределительной камеры в„– 8 до насосной станции III подъема (распоряжение Администрации Нефтегорского района от 28.12.2006 в„– 179).
Согласно акту рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию 1 пускового комплекса с устройством водовода протяженностью 4,094 км от камеры в„– 1 до микрорайона "Г" от 26.12.2005, акту приема-передачи законченного строительством объекта "Водоснабжения г. Нефтегорска 1-ая очередь строительства II пусковой комплекс с устройством водовода протяженностью 5,156 км от камеры в„– 8 до РЧВ-10000 м3 станции III подъема от 25.12.2007, водовод принят в эксплуатацию.
В соответствии с кадастровым паспортом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области от 03.02.2016 в„– 63-00-102/16-80083 сооружению (Водовод в составе объекта "Водоснабжение г. Нефтегорская Самарской области") протяженностью 9000 м присвоен кадастровый номер 63:27:0000000:2629, дата внесения в государственный кадастр недвижимости - 02.02.2016, год ввода в эксплуатацию 2007, кадастровый номер земельных участков, в пределах которых расположен объект недвижимого имущества: 63:27:0704002:20, 63:27:0703006:1, 63:27:0000000:102, 63:27:0000000:81, 63:27:0000000:153, 63:27:0000000:499.
Из технического плана сооружения от 15.01.2016 следует, что подземная часть объекта (водовод) проходит по земельным участкам с кадастровыми номерами: 63:27:0704001:504, 63:27:0704002:471, 63:27:0704002:20, 63:27:0603004:16, 63:27:0704002:470, 63:27:0603004:26, 63:27:0603004:22, 63:27:0704022:123, 63:27:0706001:2996, 63:27:0706001:2993, 63:27:0706002:5, 63:27:0706001:3000, 63:27:0706002:6, 63:27:0703006:1, 63:27:0000000:499, и кадастровые кварталы 63:27:0703001, 63:27:0706001, 63:27:0705010, 63:27:0706002, 63:27:0703003 (территория сельского поселения Семеновка), 63:27:0603004 (территория сельского поселения Кулешовка), 63:27:0704002, 63:27:0704021, 63:27:0704022 (территория городского поселения Нефтегорск), при этом земельные участки с кадастровыми номерами 63:27:0704002:471, 63:27:0603004:22, 63:27:0704022:123, 63:27:0706001:3000 входят в состав единого землепользования с кадастровым номером 63:27:0000000:102, земельные участки с кадастровыми номерами 63:27:0603004:16, 63:27:0704002:470, 63:27:0603004:26, 63:27:0704001:504 входят в состав единого землепользования с кадастровым номером 63:27:0000000:81, земельные участки с кадастровыми номерами 63:27:0706002:6, 63:27:0706001:2993, 63:27:0706002:5, 63:27:0706001:2996 входят в состав единого землепользования с кадастровым номером 63:27:0000000:153.
Уведомлением администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 10.09.2015 в„– 3697 истцу было отказано в выдаче разрешения на ввод капитального строительства в эксплуатацию по причине непредставления документов на земельный участок и технического плана на объект.
Сообщением от 12.02.2016 в„– 027/300/2015-2431 Управление Росреестра по Самарской области истцу отказало в государственной регистрации по причине отсутствия документа, подтверждающего постановку объекта на кадастровый учет и документов, подтверждающих право собственности.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения истца с иском о признании права собственности на спорное имущество в порядке статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами.
Признание права на основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации посредством обращения в арбитражный суд является способом судебной защиты, когда такое право оспаривается третьими лицами. Требование о признании права предъявляется управомоченным лицом при неопределенности правовой ситуации, наличии сомнений в принадлежности спорного права указанному субъекту. Предметом иска о признании права является лишь констатация факта принадлежности субъекту ранее возникшего вещного права на имущество.
Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума в„– 10/22) разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Исходя из статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 1 статьи 25 Закона в„– 122-ФЗ разъяснено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Законом в„– 122-ФЗ установлен заявительный порядок регистрации права собственности на недвижимое имущество. Признание права собственности в судебном порядке не должно подменять собой установленный законом порядок регистрации права собственности.
На вновь созданное в соответствии с нормами действующего законодательства недвижимое имущество по основаниям статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности не может быть признано в судебном порядке при отсутствии спора, поскольку такое право предусматривается государственной регистрацией, проведенной в установленном порядке.
Право собственности на спорный объект могло возникнуть только с момента государственной регистрации данного права, а поскольку право собственности истца на указанный в исковом заявлении объект недвижимости никогда не было зарегистрировано и не является ранее возникшим, то исковые требования о признании права собственности на данный объект, по заявленным основаниям, не могут быть признаны обоснованными.
В данном случае до государственной регистрации права собственности истца на спорный объект недвижимости такое право у истца не возникло, и потому не подлежит защите путем предъявления вещного-правового иска.
Из обстоятельств установленных судебными инстанциями следует, что в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации от 31.12.2005 в„– 865, в части модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет средств федерального бюджета, в соответствии Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", распределением средств федерального бюджета, предоставляемых в 2008 - 2010 годах в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе муниципального района г. Нефтегорский.
Постановлением главы администрации Нефтегорского района от 20.08.2001 в„– 744 (в редакции постановления от 03.08.2006 в„– 934) согласовано место размещения объекта "Водоснабжение г. Нефтегорск Самарской области" на земельных участках общей площадью 808 750 кв. м. При наличии положительного заключения по технико-экономическому обоснованию, рабочего проекта, санитарно-эпидемиологического заключения, в период с 2004 - 2006 за счет средств федерального, областного и местного бюджетов осуществлено строительство магистрального водовода в составе объекта "Водоснабжение г. Нефтегорска Самарской области".
Распоряжением администрации Нефтегорского района от 16.06.2004 в„– 108 в составе объекта "Водоснабжение г. Нефтегорска" (реконструкция Семеновского водозабора) выделено строительство 1 пускового комплекса, в состав которого входит водовод длиной 4022 м, 4 новых артезианских скважины в„– 13, 21, 22, 23.
Актом рабочей комиссия о приемке в эксплуатацию законченного строительством сооружения от 26.12.2005, утвержденным главой Нефтегорского района, принят в эксплуатацию объект "Водоснабжение г. Нефтегорска. 1 пусковой комплекс".
Из имеющегося в материалах дела технического плана сооружения следует, что спорное сооружение расположено в границах земельных участков с кадастровыми номерами 63:27:0704001:504, 63:27:0704002:471, 63:27:0704002:20, 63:27:0603004:16, 63:27:0704002:470, 63:27:0603004:26, 63:27:0603004:22, 63:27:0704022:123, 63:27:0706001:2996, 63:27:0000000:499, 63:27:0706001:2993, 63:27:0706002:6, 63:27:0706002:5, 63:27:0706001:3000, 63:27:0703006:1.
Из представленного технического паспорта на сооружение по состоянию на 05.06.2012 следует, что сооружение коммунального хозяйства построено в 2007 году, водопровод имеет протяженность 9000 м.
По решению ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области от 19.06.2015 в„– 63-00-119/15-56696 проведение кадастрового учета было приостановлено вследствие отсутствия технического плана сооружения с включенными сведениями о земельных участках, координатами характерных точек сооружения, подготовленный на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Уведомлением от 10.09.2015 в„– 3697 администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области отказала отделу капитального строительства при администрации муниципального района Нефтегорский в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок и технический план, предусмотренный законодательством о кадастре недвижимости.
Управлением Росреестра по Самарской области сообщением от 12.02.2016 в„– 027/300/2015-2431 отказано в государственной регистрации права, поскольку объект не был поставлен на кадастровый учет и не имеется документов подтверждающих основания для возникновения права на объект.
Согласно разъяснениям, указанным в пункте 59 постановления Пленума в„– 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона в„– 122-ФЗ и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 указанного, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако данное сооружение как объект недвижимости было создано как объект гражданских прав после вступления в силу Закона в„– 122-ФЗ, что не исключает обязанность публичного собственника осуществить оформление прав на земельные участки, обеспечить технический и кадастровый учет объекта недвижимости для целей получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и последующей регистрации права на созданный объект недвижимости.
Администрацией в установленном порядке не были устранены нарушения, послужившие основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и регистрации права на вновь созданный объект недвижимости.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что им утрачена возможность оформления права в административном порядке вследствие изменения законодательства в период строительства объекта, не основаны на материалах дела и действующем законодательстве, регулирующем спорные отношения.
На момент принятия постановления главы Нефтегорского района от 28.04.2006 в„– 449 (в редакции постановления от 16.05.2006 в„– 540) и утверждения границ сложного земельного участка действовал Земельный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 30.10.2001, в связи с чем права на использование и предоставление земель из состава, в том числе межселенных территорий, при согласии собственников должны быть подтверждены документально.
На основании пункта 1 статьи 6 Закона в„– 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
С учетом имеющихся в деле доказательств следует, что объект по сведениям технического паспорта построен в 2007 году и поставлен на кадастровый учет в 2016 году, таким образом, право публичного образования не может признаваться возникшим до момента вступления в силу Закона в„– 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона в„– 122-ФЗ регистрация право собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.09.2012 в„– 5698/12 было отмечено, что по создаваемым в настоящее время объектам недвижимости к числу обязательных удостоверяющих документов относятся разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статьи 51 - 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принятого в 2004 году). Причем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при наличии разрешения на строительство, а последнее подлежит выдаче до начала строительства. По объектам, построенным до введения в действие названного Градостроительного кодекса Российской Федерации, для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми на момент создания этих объектов.
В период строительства спорного сооружения с 2004 по 2006 год предусматривалась обязанность получения разрешения до начала строительства в порядке, предусмотренном статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако такое разрешение истцом было получено только в 2007 году после принятия объектов в эксплуатацию (акт от 26.12.2005), кроме того, сооружение как объект недвижимости было построено после 2004 года, в связи с чем для регистрации права необходимо предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое являлось необходимыми в силу закона на момент создания объекта.
Доказательств, подтверждающих отсутствие возможности воспользоваться установленным порядком ввода объекта в эксплуатацию, построенного в 2007 году, администрация не представила.
Из содержания сообщения Управления Росреестра по Самарской области от 12.02.2016 в„– 027/300/2015-2431 следует, что основанием для отказа в регистрации права муниципальной собственности на сооружения являлось только отсутствие кадастрового учета и документов, подтверждающих создание объекта.
Однако, учитывая, что акт выбора земельного участка под строительство и согласование места расположения земельного участка для размещения инженерных сооружений осуществлялось в мае - августе (до введения Земельного кодекса Российской Федерации) в порядке статьи 28 Земельного кодекса РСФСР, регулирующей процедуру такого согласования и утверждением материалов предварительного согласования решением соответствующего Совета народных депутатов, право на использование земельных участков в данном конкретном случае может считаться подтвержденным при наличии документов, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РСФСР.
Данные правовые подходы изложены в делах в„– А54-6622/2014, А32-14514/2015, А51-18473/2010, А49-6080/2014, А65-2717/2015.
В связи с чем доводы администрации о том, что утрачена возможность оформления права собственности на новую вещь по причине изменения законодательства, регулирующего порядок ввода сооружения в эксплуатацию, построенного в 2007 году, не основаны на правильном толковании действующих положений градостроительного законодательства.
При этом решение суда, как основание возникновения права собственности на недвижимое имущество, возможно лишь в исключительных, прямо предусмотренных законом случаях, при рассмотрении конститутивных (преобразовательных) исков, например, иска о признании права собственности на самовольную постройку (пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации), признании права собственности на бесхозяйную вещь (статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации), признании права собственности в силу приобретательной давности (статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации) и др.
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого оспаривается кем-либо из субъектов гражданских правоотношений.
Таким образом, предъявляя иск о признании права собственности, истец, наряду с другими обстоятельствами, должен доказать факт и основания возникновения у него такого права, а также наличие между ним и ответчиком спора в отношении данного права.
В рамках рассмотрения настоящего дела в силу статей 4 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец, предъявив гражданско-правовой иск о признании права собственности, не подтвердил наличие спора о праве между сторонами (притязания со стороны ответчика на указанное имущество), нарушений ответчиком прав и законных интересов истца как собственника имущества или их оспаривание. Кроме того, судами установлено, что документы, подтверждающие факт создания сооружения (акта ввода в эксплуатацию) и права истца на земельный участок, на котором расположен спорный объект, не предоставлялись истцом управлению вместе с заявлением о регистрации права и также не предоставлены в материалы дела.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 25 Закона в„– 122-ФЗ, установив, что объект, построенный в 2007 году, подлежал вводу в эксплуатацию с предоставлением документов, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством, при этом предъявление иска о признании права не связано с защитой прав против лица, которое оспаривает титул муниципального образования, и с существующей возможностью оформления права в установленном законом порядке, отказали в иске.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 29.02.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 по делу в„– А55-22777/2015 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА


------------------------------------------------------------------