Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.09.2016 N Ф06-12786/2016 по делу N А65-27868/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал действия заказчика, организатора торгов, выразившиеся в нарушении порядка проведения торгов по продаже земельных участков, нарушающими законодательство о защите конкуренции.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что извещение об изменении срока аренды земельного участка было опубликовано менее чем за 30 дней до даты проведения торгов, факт совершения правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2016 г. в„– Ф06-12786/2016

Дело в„– А65-27868/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.
при участии представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Камалутдинова А.С. (доверенность от 11.08.2016 в„– АГ-02/11201)
Петрочинина А.Д. - Никулиной Ю.Б. (доверенность от 03.03.2016)
в отсутствие иных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Петрочинина Анатолия Дмитриевича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2016 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Кувшинов В.Е., Холодная С.Т.)
по делу в„– А65-27868/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан", к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, с участием в деле в качестве третьих лиц: Петрочинина А.Д. и Палаты земельных и имущественных отношений Высокогорского района Республики Татарстан, о признании недействительными предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 30.09.2015 в„– 06-225/2015-2, решения от 30.09.2015 в„– 06-225/2015, вынесенных в отношении открытого акционерного общества "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан",

установил:

открытое акционерное общество "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан" (далее - ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан", заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением, с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными предписания от 30.09.2015 в„– 06-225/2015-2 и решения от 30.09.2015 в„– 06-225/2015.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2016 оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Петрочинин Анатолий Дмитриевич, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Антимонопольный орган, в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения.
ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан" также представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит удовлетворить кассационную жалобу Петрочинина А.Д., вынесенные судебные акты отменить и удовлетворить заявленные обществом требования.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что приказом антимонопольного органа от 16.07.2015 в„– 02/498-к, в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции возбуждено дело в„– 06-225/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и Палатой имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:16:212202:1035, путем изменения фактических сроков заключения договора аренды, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Антимонопольным органом, в ходе рассмотрения дела, установлено, что организаторов аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 является заявитель.
Определением об отложении рассмотрения дела в„– 06-225/2015 ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан" привлечено в качестве ответчика по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, в части нарушения порядка предоставления права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035, путем опубликования недостоверных сведений о сроке договора аренды, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом принято решение от 30.09.2015 в„– 06-225/2015, в соответствии с которым в действиях ОАО "Центр развития земельных отношений" установлено нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
При этом при принятии решения Управлением учтено обстоятельство, что право аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 получено путем заключения договора аренды земельного участка от 30.10.2013 в„– 24-071-2989 на основании протокола в„– 21 аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 25.10.2013.
На основании решения от 30.09.2015 в„– 06-225/2015 выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан", а именно: - отменить протокол в„– 21 аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 25.10.2013 (лот в„– 20 - земельный участок с кадастровым номером 16:16:212202:1035).
Палате имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ также выдано обязательное для исполнения предписание (прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: - расторгнуть договор аренды земельного участка от 30.10.2013 в„– 24-071-2989 и принять меры по возврату земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035, общей площадью 16000 кв. м, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для ведения дачного хозяйства в муниципальную собственность по акту приема-передачи.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Республики Татарстан с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходили из следующего.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношение принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения пользования и распоряжения имуществом, в том числе, находящимся в государственной собственности.
Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду, безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 24.09.2013 в„– 2289 проведен открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 сроком на 49 лет. Победителем в открытом аукционе признан Петрочинин Анатолий Дмитриевич.
Согласно указанному постановлению Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан должна была обеспечить организацию и проведение аукциона, а также размещение сообщения о проведении торгов на официальном сайте torgi.gov.ru и публикацию в районной газете "Высокогорские вести".
Вместе с тем, в информационном сообщении о проведении открытого аукциона в газете "Высокогорские вести" указан вид продажи - аренда на 10 лет.
Судом первой и апелляционной инстанции изучен договор аренды земельного участка от 30.10.2013 в„– 24-071-2989.
На основании вышеуказанного договора Палатой имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в лице председателя Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан сдан в аренду на 49 лет Петрочинину Анатолию Дмитриевичу земельный участок с кадастровым номером 16:16:212202:1035, общей площадью 16000 кв. м, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для ведения дачного хозяйства.
Суды пришли к выводу, что опубликование извещения с недостоверной информацией о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 нарушает права неопределенного круга лиц на информацию, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
То обстоятельство, что информация о сроке аренды, указанная в извещении о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 не соответствует действительности, свидетельствует о несоблюдении принципов открытости и прозрачности предоставления земельных участков.
Опубликование извещения с недостоверной информацией о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 лишает потенциальных приобретателей возможности на равных правах принимать участие в распределении муниципальных земельных участков, ущемляет права и свобода неограниченного круга лиц, заинтересованных в приобретении земельных участков.
Из материалов дела следует, что в дальнейшем в газете "Высокогорские вести" от 16.10.2013 в„– 78 (9448) было опубликовано информационное сообщение о внесении поправки в извещение опубликованное в газете "Высокогорские вести" от 27.09.2013 в„– 73 (9443), именно: "внести изменение: в лоте в„– 20 вид продажи - аренда на 49 лет".
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 в„– 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.
Согласно правилам главы 11 ГК РФ, течение срока, определенного периода времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно материалам дела, извещение об изменении срока аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 было опубликовано в газете "Высокогорские вести" за в„– 78 (9448) 16.10.2013 т.е. течение срока начинает исчисляться с 17.10.2013.
Вместе с тем, согласно протоколу в„– 21 аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 2.10.2013 (лот в„– 20 земельный участок с кадастровым номером 16:16:212202:1035) аукцион признан состоявшимся, победитель аукциона - Петрочинин Анатолий Дмитриевич
Таким образом, судами правомерно отмечено, что извещение в печатном издании было опубликовано меньше, чем за 30 дней до даты проведения аукциона, а именно за 9 дней до даты проведения аукциона.
В рассматриваемой ситуации организатору торгов необходимо было продлить срок приема заявок на 30 дней до даты проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 для обеспечения прав неопределенного круга лиц - юридических и физических лиц, желающих подать заявки на участие в данном аукционе.
Статьей 607 ГК РФ установлено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта регулируется частью 4 статьи 30 ЗК РФ (далее - ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент совершение нарушения) и предусматривает для органов местного самоуправления предоставляющих земельные участки, обязанность публикации сообщения (о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставление земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных ее строительством, определен в статье 34 ЗК РФ, который также предусматриваем обязанность органов местного самоуправления обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно части 1 статьи 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 7 статьи 38.1 ЗК РФ, предусмотрено, что продавец земельной участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды.
В силу подпункта 9 пункта 10 статьи 38.1 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о существенных условиях договора, в том числе, о сроке аренды. Стороны свободны в определении конкретных условий договора.
Вместе с тем, он должен соответствовать обязательным для сторон правилам установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам) действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В результате изменения предмета договора, размера арендной платы, целевой назначение объекта и других существенных условий договора у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивный нормам), действующим в момент его заключения (согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ).
Для предоставления земельных участков на иных условиях, предусматривающих существенное увеличение сроков аренды, собственнику имущества необходимо проведение торгов.
Поскольку объявление и проведение торгов с условиями, предусматривающими более длительный срок аренды, является более привлекательным предложением, соответственно привлечет более широкий круг лиц.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу, что различные существенные условия договора аренды земельного участка формируют различный спрос на данный земельный участок. Как следствие, будет отличаться и круг потенциальных участников торгов по договору аренды земельного участка с более лояльными существенными условиями, что привод или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Публичность и открытость процедуры предоставления муниципального имущества органом местного самоуправления хозяйствующему субъекту, являются одними из признаков добросовестной конкуренции, предупреждая и пресекая тем самым монополистическую и недобросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на конкурентном рынке. Одной из характерных черт проведения аукционов и конкурсов, как публичных процедур, является конкуренция их участников.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или осуществления таких действий (бездействия) запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров: Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, создание дискриминационных условий.
При указанных обстоятельствах, суды обоснованно посчитали, что действия Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:16:212202:1035, путем изменения фактических сроков заключения договора аренды, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Кроме того, судами обоснованно признан недействительным, в силу статьи 168 ГК РФ, договор аренды земельного участка от 30.10.2013 в„– 24-071-2989, поскольку заключен с нарушением процедуры, установленной ЗК РФ, что привело к созданию условий для ограничения либо устранения конкуренции.
Из материалов дела следует, что антимонопольным органом на основании решения от 30.09.2015 в„– 06-225/2015 выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан", а именно: - отменить протокол в„– 21 аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 25.10.2013 (лот в„– 20 - земельный участок с кадастровым номером 16:16:212202:1035).
Палате имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ также выдано обязательное для исполнения предписание (прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: - расторгнуть договор аренды земельного участка в„– 24-071-2989 от 30.10.2013 и принять меры по возврату земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035, общей площадью 16000 кв. м, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для ведения дачного хозяйства в муниципальную собственность по акту приема-передачи.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, пришли к выводу, что спорное предписание издано антимонопольным органом в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
Согласно подпунктам "а" и "г" пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает обязательные для исполнения предписания об отмене актов, нарушающих антимонопольное законодательство, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Соответствующее предписание, адресованное, в данном случае, заявителю и третьему лицу - Палате имущественных и земельных отношений Высокогорского района РТ, направлено на реальное восстановление конкурентной среды, претерпевшей негативное воздействие со стороны указанных органов.
В рассматриваемом случае содержание предписания соотносится с приведенными целями законодательного регулирования.
Следовательно, доводы заявителя и третьего лица - Петрочинина А.Д., о том, что предписание антимонопольного органа не соответствует закону, правомерно признаны судами ошибочными.
Суды правомерно пришли к выводу, что антимонопольный орган обоснованно признал заявителя нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в части нарушения порядка предоставления права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035, ввиду чего выдано оспариваемое предписание.
Заявитель недобросовестно опубликовал недостоверные сведения о сроке договора аренды.
Судами указано, что извещение об изменении срока аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 опубликовано в газете "Высокогорские вести" за в„– 78 (9448) 16.10.2013, ввиду чего, течение срока начинает исчисляться с 17.10.2013, то есть опубликовано меньше чем за 30 дней до даты проведения аукциона, а именно за 9 дней до даты проведения аукциона.
Указанное привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, тогда как при проведении торгов запрещаются действия, которые в том числе, создают участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественные условия участия в торгах.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение и предписание антимонопольного органа, вынесенные в отношении ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан" являются правомерными.
Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Иных выводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, в кассационной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016 по делу в„– А65-27868/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН


------------------------------------------------------------------