Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.09.2016 N Ф06-11433/2016 по делу N А65-30550/2015
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку суд не установил, относятся ли реализуемые обществом спиртосодержащие настойки к алкогольной продукции либо являются медицинскими препаратами, для которых лицензия на реализацию алкогольной продукции не требуется.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. в„– Ф06-11433/2016

Дело в„– А65-30550/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.
судей Савкиной М.А., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны - Садикова Р.Ф., доверенность от 03.02.2016 в„– 61/20/2345; Бурхановой И.И., доверенность от 10.12.2015 в„– 61/20/31054,
общества с ограниченной ответственностью "ВЕТ-ФАРМ" - Ошибкина И.Е., доверенность от 11.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу в„– А65-30550/2015по заявлению управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны к обществу с ограниченной ответственностью "ВЕТ-ФАРМ" (ИНН 1650185230, ОГРН 1081650018350) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.16.

установил:

управление Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны (далее - заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ВЕТ-ФАРМ" (далее - Общество, ООО "ВЕТ-ФАРМ") о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2016 ООО ВЕТ - ФАРМ" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, с конфискацией алкогольной продукции, изъятой из оборота по протоколу от 01.09.2015.Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2016 отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, поскольку в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.4.2, не отнесено к подведомственности арбитражного суда.
Заявитель, не согласившись с принятым по делу постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2016.
Проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене принятых по делу судебных актов, а дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда ввиду не исследования всех обстоятельств дела имеющих значение для правильного разрешения спора.
Как следует из материалов дела, административным органом 01.09.2015 в 15 часов 10 минут в ходе оперативно розыскных мероприятий "Проверочная закупка", проведенных по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица Магистральная дом 47 (территория оптовой торговой базы "Закамье"), установлен факт продажи ООО ВЕТ-ФАРМ" спиртосодержащей жидкости "Настойка березовых почек", объемом 1 литр, стоимостью 77 рублей, в количестве 12 флаконов на общую сумму 924 рублей, содержащая 90% этиловый спирт, являющаяся спиртосодержащей жидкостью "двойного назначения", которая употребляется малоимущими слоями населения в пищевых целях.
В дальнейшем, в ходе проведения мероприятий "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" из складского помещения, расположенного по вышеуказанному адресу изъято 7220 литров спиртосодержащей жидкости, закупленной у ООО "Эко-Фарм" города Владикавказ, а именно: спиртосодержащая жидкости "Экстракт" в количестве 336 коробок по 50 флаконов в каждой объемом по 100 мл.; "Настойка березовых почек" в количестве 45 коробок по 12 флаконов в каждой объемом 1 литр, в количестве 300 коробок по 50 флаконов в каждой объемом по 100 мл, в количестве 400 коробок по 35 флаконов в каждой объемом по 250 мл.
Продукция изъята при производстве проверки, что отражено в протоколах от 01.09.2015.
Административным органом сделан вывод о факте нарушения лицом, привлекаемым к ответственности требований пункта 1 статьи 16, статьи 25, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон в„– 171), что подтверждается: определением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Вет-Фарм" от 02.09.2015 в„– 4300006, протоколом от 31.10.2015 в„– 4300006 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.16 КоАП РФ, распоряжением о проведении гласного оперативно - розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений от 01.09.2015 в„– 63, протокол проверочной закупки от 01.09.2015, протокол добровольной выдачи от покупателя Садикова Р.Ф. закупленной спиртосодержащей продукции от 01.09.2015, протокол обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 01.09.2015, с приложением фотографических изображений и представлением справок об исследовании от 23.02.2016 в„– 7, 8, 9, 10, проведенные УМВД России по г. Набережные Челны Экспертно-криминалистического отдела отделение специальных видов экспертиз.
По данному факту Управлением в отношении ООО ВЕТ-ФАРМ" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 02.09.2015, и составлен протокол от 31.10.2015 в„– 4300006 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.16 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с требованиями о привлечении к административной ответственности ООО ВЕТ-ФАРМ".
Судом первой инстанции по вышеназванным материалам административного дела установлено осуществление лицом, привлекаемым к административной ответственности в нарушение норм Федерального закона в„– 171-ФЗ факта приобретения, с целью реализации спиртосодержащей жидкости, находящихся в полимерных бутылках, емкостями 1000 мл., 100 мл., 250 мл., представляющие собой прозрачную жидкость, имеющими этикетки с надписями: "Настойка березовые почки" 92% этилового спирта; "Средство гигиеническое Экстракт" 75% об. (состав спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, воды, экстракт перца стручкового) по сделке купли-продажи, а также хранения совершенных в порядке статей 307, 309, 886 Гражданского кодекса Российской Федерации с продавцом - ООО "Эко-Фарм", поклажедатель - ООО "Клио Космо", находящихся в Республике Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ.
Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального Закона в„– 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа, суд первой инстанции приходит к выводу о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил неверную квалификацию административным органом вмененного ООО ВЕТ-ФАРМ" правонарушения, переквалифицировал действия Общества на статью 14.4.2. КоАП РФ, посчитав, что данный спор неподведомственным арбитражному суду, прекратил производство по делу.Суд апелляционной инстанции посчитал, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и привлекая Общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.6 КоАП РФ не учел положения статей 53, 54, 55 Федерального закона от 12.04.2010 в„– 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) и порядка отпуска лекарственных средств, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 в„– 785 "О порядке отпуска лекарственных средств", поскольку ООО ВЕТ-ФАРМ" осуществляет деятельность по оптовой торговле лекарственными средствами для ветеринарного применения и их хранение, а также имеет соответствующую лицензию.
Между тем анализ принятых по делу судебных актов свидетельствует о неполном исследовании всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Согласно статье 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений частей 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Административный орган вменяет ООО ВЕТ-ФАРМ" нарушение части 1 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 14.16 КоАП РФ розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового спирта по фармакопейным статьям, спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок и виноматериалов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции, на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
Из материалов административного дела следует, что ООО ВЕТ-ФАРМ" осуществляет деятельность по оптовой торговле лекарственными средствами для ветеринарного применения и их хранения, а также производство, хранение и реализацию нестерильных лекарственных препаратов для ветеринарного применения в форме настоек, на основании лицензий от 25.04.2013 в„– 00-13-2-001608, от 07.03.2013 в„– 00-13-2-001566, в„– 00-13-1-001564 выданной Россельхознадзором.
Административный орган в протоколе об административном правонарушении от 31.10.2015 в„– 4300006 изложил, что ООО ВЕТ-ФАРМ", занимаясь реализацией лекарственных средств для ветеринарного применения на основании лицензии от 25.04.2013 в„– 00-13-2-001608, нарушило требования статьи 53 Закона об обращении лекарственных средств, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.16 КоАП РФ.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона в„– 171-ФЗ установлен запрет в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Таким образом, осуществление розничной продажи этилового спирта в нарушение прямого запрета на розничную продажу этилового спирта образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.16 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования административного органа, привлек Общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ с назначением минимального наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество осуществляло оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о неверной квалификации судом первой инстанции административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В свою очередь административный орган также не указывает, что им установлены именно данные обстоятельства.
Далее, суд первой инстанции, привлекая ООО ВЕТ-ФАРМ" к административной ответственности по данной статье, исходил из того, что им установлен факт ведения Обществом деятельности по реализации спиртосодержащих лекарственных средств для ветеринарного применения "Настойка березовых почек" и деятельности по хранению спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции "Средство гигиеническое для рук "Экстракт" без соответствующей лицензии на хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Общество не отрицает факт ведения указанных видов деятельности, однако считает, что их ведение не требует получения лицензии на хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами ООО ВЕТ-ФАРМ", указав, что с 01.01.2014 Федеральным законом от 25.11.2013 в„– 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" введена в действие статья 14.4.2 КоАП РФ "Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств", частью 1 указанной статьи предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами, объективная сторона административного правонарушения выражается, в том числе, в нарушении порядка розничной торговли лекарственными препаратами; таким образом, учитывая установленные по данному делу фактические обстоятельства, противоправные действия Общества по реализации лекарственных препаратов с нарушением порядка розничной торговли подлежат квалификации по специальной норме - части 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона в„– 171-ФЗ под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие данного закона.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона в„– 171-ФЗ его действие не распространяется на деятельность организаций, связанную с обращением лекарственных препаратов для ветеринарного применения, содержащих этиловый спирт и прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, и производством, оборотом парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт и прошедшей государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
Следовательно, ведение деятельности, не подпадающей под действие Федерального закона в„– 171-ФЗ, не требует получения лицензии на хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции.
ООО ВЕТ-ФАРМ" считает, что изъятое лекарственное средство для ветеринарного применения "Настойка березовых почек" является лекарственным препаратом для ветеринарного применения, содержащим этиловый спирт и прошедшим государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти. Следовательно, на деятельность связанную с его реализацией не распространяются требования Федерального закона в„– 171-ФЗ.
На средство гигиеническое для рук "Экстракт" объемом 100 мл. (завод-изготовитель ООО "Клио-Космо", г. Владикавказ) находящееся у Общества на хранении на основании заключенного с ООО "Клио-Космо" договора хранения от 22.02.2014 имеются: свидетельство о государственной регистрации от 01.03.2012 в„– КШ7.СО.001.Е.001892.03.12, выданное управлением Роспотребнадзора по Смоленской области; декларация о соответствии ТС от 25.04.2014 в„– ОДД-1Ш. (Ж05.О.08242; сертификат соответствия от 25.04.2014 в„– РОССБШ.АИ28.Н02737.
Согласно данному сертификату средство гигиеническое для рук "Экстракт" имеет код ОК005 (ОКП) 91 5860.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 в„– 0401 утвержден Перечень парфюмерно-косметической продукции в соответствии с общероссийским классификатором продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона в„– 171-ФЗ.
В указанный перечень включена продукция косметическая с кодом 91 5860 объемом потребительской тары до 250 мл. Таким образом, на деятельность по хранению средства гигиенического для рук "Экстракт" также не распространяются требования Федерального закона в„– 171-ФЗ.
Однако суд первой инстанции, делая вывод, что Общество осуществляло оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных Федеральным законом в„– 171, в связи с чем ООО ВЕТ-ФАРМ" подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, а суд апелляционной инстанции, признавая ошибочными выводы суда первой инстанции и указывая, что поскольку Общество имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности на оптовую торговлю лекарственными средствами для ветеринарного применения и на хранение, основным законом, затрагивающим оборот лекарственных средств, является Федеральный закон от 12.04.2010 в„– 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", следовательно, ООО ВЕТ-ФАРМ" подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ, не установили фактические обстоятельства дела. А именно, спиртосодержащая продукция по фармакопейным статьям может быть как самостоятельным предметом оптово - розничной продажи либо в целях медицинского (ветеринарного) применения.
В данном случае, с учетом критериев оценки ни суд первой инстанции, ни суд апелляционной инстанции не установили, реализуемые ООО ВЕТ-ФАРМ" спиртосодержащие настойки относятся к алкогольной продукции либо являются медицинскими (ветеринарными) препаратами, где в соответствии с нормами Федерального закона в„– 171-ФЗ лицензия на реализацию алкогольной продукции не требуется.
Между тем без выяснения и исследования указанных обстоятельств невозможно установить правомерность привлечения административным органом ООО ВЕТ-ФАРМ" к административной ответственности по части 1 статьи 14.16 КоАП РФ либо по части 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, и при необходимости установления относимости спорных спиртосодержащей жидкостей к алкогольной продукции либо медицинским (ветеринарным) препаратам, решить вопрос о проведении соответствующей экспертизы.
Согласно части 3 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан, при котором следует учесть изложенное, и вопрос привлечения общества с ограниченной ответственностью "ВЕТ-ФАРМ" к административной ответственности решить после исследования названных обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 по делу в„– А65-30550/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
М.А.САВКИНА
С.В.МОСУНОВ


------------------------------------------------------------------