Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.09.2016 N Ф06-12349/2016 по делу N А55-23894/2015
Требование: О взыскании денежных средств, составляющих потери, вызванные межтарифной разницей.
Обстоятельства: Общество указало, что не получило возмещение за предоставление теплоснабжения населению по льготной цене.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа был обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат обществу - организации, предоставляющей населению такие услуги.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. в„– Ф06-12349/2016

Дело в„– А55-23894/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хайбулова А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Жигулевск Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.03.2016 (судья Стуликова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 (председательствующий судья Морозов В.А., судьи Буртасова О.И., Туркин К.К.)
по делу в„– А55-23894/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СамРЭК-Эксплуатация" к городскому округу Жигулевск в лице администрации городского округа Жигулевск Самарской области о взыскании убытков,
третьи лица: Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области, Правительство Самарской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СамРЭК-Эксплуатация" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к городскому округу Жигулевск Самарской области в лице администрации городского округа Жигулевск Самарской области (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 2 294 997,57 руб., составляющих потери, вызванные межтарифной разницей за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшения размера исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Самарской области и Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.03.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Общества, считая, что судами неправильно применены нормы материального права. По мнению заявителя жалобы, надлежащим ответчиком по заявленному Обществом иску является субъект Российской Федерации. Также ответчик полагает, что истцом надлежащим образом не подтверждены убытки (понесенные расходы).
Администрация в заявлении от 07.09.2016 просила рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Общество и Министерство в отзывах на кассационную жалобу доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии для нужд населения городского округа Жигулевск Самарской области на основании публичного договора, опубликованного в газете "Жигулевский рабочий" от 17.12.2010.
Согласно частям 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам. установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно частям 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 в„– 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон в„– 210-ФЗ), регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований в рамках соответствующих предельных индексов в соответствии с пунктом 13 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 в„– 520 (в действовавшей в спорный период редакции), устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса не менее чем за 1 месяц до даты окончания текущего периода их действия.
Тариф на тепловую энергию для истца был установлен приказами Министерства от 10.12.2013 в„– 393 в размере 1701,56 руб./Гкал и от 04.09.2014 в„– 210 в размере 1771,18 руб./Гкал.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 4 Закона в„– 210-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона в„– 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по муниципальным образованиям. Указанные предельные индексы и тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок.
В целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Основами формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 в„– 708, предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 в„– 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014, постановлением Губернатора Самарской области от 04.06.2014 в„– 145 "Об утверждении предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Самарской области" предельный индекс по городскому округу Жигулевск на 2014 год составил 7%.
Постановлением Администрации от 27.06.2014 в„– 1603 "О плате граждан городского округа Жигулевск за коммунальные услуги во втором полугодии 2014 года" (далее - Постановление в„– 1603) в целях предотвращения резкого роста платы за коммунальные услуги населения городского округа установлен более низкий тариф на тепловую энергию для расчетов с населением городского округа Жигулевск Самарской области - 1386,87 руб./Гкал.
Согласно Постановлению в„– 1603 ресурсоснабжающим организациям, обеспечивающим теплоснабжение, при расчете платы за коммунальные услуги необходимо применять указанные величины.
В обоснование исковых требований истец указал, что начисление за отопление в отопительном периоде с 01.07.2014 по 31.12.2014 он производил исходя из данных величин (тарифов) с учетом предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленных Постановлением в„– 1603, а также установленного норматива расхода тепловой энергии. В силу указанных норм истец не мог применить при расчете платы для граждан тарифы на теплоснабжение (отопление), установленные Министерством.
Как установлено судами, подтверждается материалами дела и не оспаривалось ответчиком, начисление истцом платы населению (исполнителям коммунальных услуг) за отопление исходя из тарифа и норматива, установленного Постановлением в„– 1603, за период с 01.07.2013 по 31.12.2013 составило 9 758 266,22 руб. В расчетах истцом применены сведения о площадях отапливаемых помещений, представленных государственным унитарным предприятием "ЦТИ" о составе объектов на основании данных технического учета, а также первичные документы в виде отчетов о потреблении тепловой энергии и теплоносителя, предоставленные потребителями.
Из материалов дела следует, что разница между планируемой выручкой за фактически отпущенный объем тепловой энергии, рассчитанной на основании приказа Министерства, и указанной выше фактической выручкой составила 2 294 997,57 руб., в подтверждение чего истцом представлены подробные расчеты недополученных доходов по каждому месяцу с представлением первичных документов.
При этом доказательств невыполнения или ненадлежащего выполнения со стороны истца обязанности по теплоснабжению материалы дела не содержат, представленный истцом расчет ответчиком также не оспорен.
Указанную сумму межтарифной разницы между экономически обоснованными тарифами на теплоснабжение, установленными для ресурсоснабжающей организации регулирующим органом, и тарифами (ставками платы) на данную коммунальную услугу, начисляемыми истцом населению по тарифам, утвержденным ответчиком, истец считает своими убытками.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Возмещение причиненного вреда осуществляется по правилам, установленным статьями 15 и 1064 ГК РФ, включающим обязательные элементы состава правонарушения (вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, размер ущерба и причинно-следственную связь).
В соответствии с подпунктами 1, 6 и 7 пункта 2 статьи 5 Закона в„– 210-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, в частности: определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области был установлен в Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 24.11.2010 в„– 608 (далее - Постановление в„– 608), в соответствии с которым пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований, если фактический рост размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленный предельный индекс для соответствующего муниципального образования
Согласно пунктам 4.1, 4.2 Постановления в„– 608 формирование средств на компенсацию расходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами производится за счет средств местных бюджетов. Разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, и платой, приведенной органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствие с установленными предельными индексами, возмещается в виде субсидий товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям органом местного самоуправления муниципального образования.
В соответствии со статьями 84, 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования возникают, в том числе в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации муниципальных правовых актов и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, судами предыдущих инстанций сделан обоснованный вывод о том, что орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа был обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 в„– 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" разъяснено, что по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Ставки платы (тариф на отопление) для населения в спорном периоде установлены Администрацией Постановлением в„– 1603.
Поскольку нормативными актами муниципального образования в пределах своей компетенции установлен предельный размер платы за коммунальную услугу для населения, суды пришли к верному выводу о том, что обязанность возместить потери ресурсоснабжающей организации в виде межтарифной разницы, должна быть возложена на орган местного самоуправления, а не субъект Российской Федерации - Самарскую область.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая, что доказательств возмещения ответчиком истцу возникшей межтарифной разницы не представлено, руководствуясь приведенными выше нормами права, суды обоснованно удовлетворили исковые требования Общества.
Доводы Администрации, изложенные в кассационные жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 29.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 по делу в„– А55-23894/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
А.А.ХАЙБУЛОВ


------------------------------------------------------------------