Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.09.2016 N Ф06-12667/2016 по делу N А65-29702/2015
Требование: О признании недействительным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации права собственности на объект вспомогательного назначения, об обязании устранить допущенное нарушение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением документов, подтверждающих, что заявленный на государственную регистрацию объект является объектом вспомогательного назначения, для строительства которого не требуется получения соответствующего разрешения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доводы регистрирующего органа подтверждены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. в„– Ф06-12667/2016

Дело в„– А65-29702/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Компания Металл Профиль" - Седовой Т.Р., доверенность от 06.10.2015 в„– 67-ЦФ-15,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - Бочкаревой О.В., доверенность от 11.01.2016 в„– 11Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Металл Профиль"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2016 (судья Назырова Н.Б.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу в„– А65-29702/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания Металл Профиль" (ОГРН 1117746818111 ИНН 7704792852) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ОГРН 1091690058107 ИНН 1659097613) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации и обязании,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Компания Металл Профиль" (далее - заявитель, общество, ООО "Компания Металл Профиль") обратилось с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра) о признании недействительным решения от 11.09.2015 в„– 16/097/003/2015-378 об отказе в государственной регистрации; об обязании произвести государственную регистрацию прав собственности на объект вспомогательного назначения: здание (склад), площадью 254 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тэцевская, 233.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает, что спорный объект является объектом вспомогательного использования, Общество в Управление Росреестра для регистрации права собственности на склад представило все документы, необходимые в соответствии с действующим законодательством.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Компания Металл Профиль" на основании договора аренды земельного участка от 13.07.2015 в„– 18452 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 16:50:200401:78, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Тэцевская, 233, с разрешенным использованием под здания и сооружения производственной базы.
Заявителю на праве собственности принадлежит нежилое помещение: главный производственный корпус базы инженерной комплектации, общей площадью 10 015,5 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.03.2013.
15 апреля 2015 года заявитель обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 254 кв. м, 2006 года создания, расположенное на арендуемом выше земельном участке, приложив к заявлению декларацию об объекте недвижимости и письмо Управления градостроительных разрешений от 03.03.2015, согласно которому в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования разрешение на строительство не требуется.
Уведомлением от 29.04.2015 в„– 16/097/003/2015-378 Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию права собственности на указанный выше объект недвижимости в связи с не представлением документа, подтверждающего, что здание является вспомогательным объектом и объектом капитального строительства.
Из уведомления следует, что в связи с возникшими сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации права собственности в порядке статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) государственным регистратором направлены запросы в Управление градостроительных разрешений Республики Татарстан.
Из Управления градостроительных разрешений Республики Татарстан поступил ответ от 06.05.2015 в„– 16/097/003/2015-378, согласно которому исполкомом г. Казани разрешение на строительство не выдавалось.
После приостановления государственной регистрации заявитель дополнительно представил техническое заключение от 12.08.2015.
Сообщением от 11.09.2015 в„– 16/097/003/2015-378 Управление Росреестра отказало обществу в регистрации права собственности на спорный объект на основании абзацев 10 и 13 пункта 1 статьи 20 Закона в„– 122-ФЗ, со ссылкой на отсутствие сведений из Управления градостроительных разрешений Республики Татарстан о том, что вышеуказанный объект недвижимого имущества относится к объекту, для строительства которого не требуется выдача разрешения на строительство.
Общество, полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 16 Закона в„– 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на При таких обстоятельствах суды первой инстанции и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что у Управления Росреестра отсутствовали достаточные правовые основания для отнесения заявленного на государственную регистрацию объекта к объектам вспомогательного назначения и, соответственно, осуществления государственной регистрации в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона в„– 122-ФЗ, и отказали в удовлетворении заявленных требований.
недвижимое имущество и сделок с ним установлен в статье 17 указанного Закона и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона в„– 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (о государственной регистрации прав).
На основании пункта 2 статьи 17 Закона в„– 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона в„– 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Абзацами 10 и 13 пункта 1 статьи 20 Закона в„– 122-ФЗ установлено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10), ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац 13).
В части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 3 части 17 указанной статьи выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона в„– 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 названного Закона).
По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.06.2009 в„– 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства" критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения и сооружений, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную функцию.В соответствии с приказом Росстандарта от 23.12.2010 в„– 1059-ст национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54257-210 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.
Кроме того, как указано в пункте 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 в„– 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение, или сооружение имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.) и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Из указанного следует, что объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе, техническое заключение общества с ограниченной ответственностью "Мэлвуд" от 12.08.2015 в„– 205/2015, письмо от 03.03.2015 Управления градостроительных разрешений Исполкома МО г. Казани в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ в их взаимосвязи и совокупности, суды установили, что спорное одноэтажное прямоугольное здание склада размерами 6 м х 42,33 м, общей площадью 254 кв. м, год создания - 2006, является объектом недвижимого имущества и предназначено для осуществления производственной деятельности.
Суд отклонил ссылку общества на техническое заключение от 12.08.2015 в„– 205/2015, как на доказательство возведения спорного склада как вспомогательного по отношению к главному корпусу. Суд указал, что это заключение также не свидетельствует о том, что склад является вспомогательным. Указанное заключение напротив, содержит вывод о том, что строение склада является объектом недвижимого имущества и предназначено для осуществления производственной деятельности. Однако помимо указанного вывода и ссылки на то, что спорное строение является вспомогательным по отношению к главному производственному корпусу базы инженерной комплектации, техническое заключение от 12.08.2015 в„– 205/2015 не содержит информации о конструктивных характеристиках спорного объекта, его подробных описаний и характерных особенностей эксплуатации, которые бы свидетельствовали о его вспомогательном характере и о невозможности самостоятельного использования, эксплуатации отдельно от главного производственного корпуса базы инженерной комплектации общества, по отношению к которому заявлено как вспомогательное.
Письмо Управления градостроительных разрешений Исполкома МО г. Казани от 03.03.2015, на которое ссылается заявитель, как на доказательство возведения объекта вспомогательного характера, таковым не является, поскольку указанное письмо содержит только ссылку на норму пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования разрешение на строительство не требуется.
Приказ от 01.02.2015, на который ссылается заявитель, является внутренним актом самого общества, и также не содержит объективную характеристику склада.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что представленные для целей регистрации документы не давали государственному регистратору каких-либо оснований для вывода о возможности регистрации права на заявленный объект в обход общего порядка, согласно которому требуются документы о создании объекта недвижимости, в том числе разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Суды предыдущих инстанций обоснованно руководствовались и положениями Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).В силу требований пункта 1.2 статьи 20 Закона о государственном кадастре недвижимости не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе является государственный кадастр недвижимости (пункт 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости). Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого имущества. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (часть 1 статьи 5).
Статьей 7 указанного Закона предусмотрен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, к которым, в частности, относятся: вид объекта недвижимости; кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с настоящим Федеральным законом кадастрового номера, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке; кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; адрес объекта недвижимости, назначение здания; количество этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение; материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание; год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства или год завершения его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение и пр.
Таким образом, в соответствии с нормами Закона о государственном кадастре недвижимости государственная регистрация права на объект недвижимости может осуществляться только с ранее учтенным объектом, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением государственного учетного номера. При отсутствии сведений об объекте недвижимости в государственном кадастре недвижимости, кадастровый паспорт является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Закона о государственном кадастре недвижимости.
Суды установили, что спорный объект не стоит ни на техническом, ни на кадастровом учете, и не считается учтенным в соответствии с положениями Закона о государственном кадастре недвижимости.
При таких обстоятельствах суды первой инстанции и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что у Управления Росреестра отсутствовали достаточные правовые основания для отнесения заявленного на государственную регистрацию объекта к объектам вспомогательного назначения и, соответственно, осуществления государственной регистрации в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона в„– 122-ФЗ, и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя жалобы о том, что спорный объект является объектом вспомогательного назначения подлежит отклонению, поскольку направлен на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 286 АПК РФ).
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку не опровергают выводы судов о правомерности оспариваемого отказа.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 по делу в„– А65-29702/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ


------------------------------------------------------------------