Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.09.2016 N Ф06-13139/2016 по делу N А65-27982/2015
Требование: О взыскании денежных средств в качестве возмещения вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик не возместил в добровольном порядке ущерб от превышения осевых нагрузок транспортного средства при перевозке груза.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку действия истца по взиманию платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, маршрут движения которого проходил по территориям двух субъектов РФ, не соответствуют закону.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. в„– Ф06-13139/2016

Дело в„– А65-27982/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,
судей Вильданова Р.А., Топорова А.В.,
при участии представителей:
ответчика - Ахтямова Р.М. (доверенность от 31.12.2015 в„– 005/16),
третьего лица - Ахтямова Р.М. (доверенность от 31.12.2015 в„– 1/16),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Корнилов А.Б.)
по делу в„– А65-27982/2015
по исковому заявлению по заявлению Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" к обществу с ограниченной ответственностью "Сария Био-Индастрис Волга", с участием третьего лица: индивидуального предпринимателя Ахметова С.Х., о взыскании вреда,

установил:

Кировское областное государственное казенное учреждение "Дорожный комитет Кировской области" (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сария Био-Индастрис Волга" (далее - ответчик, общество), с привлечением третьего лица - индивидуального предпринимателя Ахметова С.Х., о взыскании в качестве возмещения вреда, причиненного транспортным средством, автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения денежные средства в размере 104 782 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.04.2016 заявленные истцом требования удовлетворены полностью.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.04.2016 по делу в„– А65-27982/2015 отменено. По делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, водитель Парунин А.В., управляя транспортным средством: автомобиль M3 ML40.530.3.R6-6X4, г/н С510СР 116 с прицепом HUEFFERMANв„– HSA2 16.65-45, г/н АС6872 16, осуществлял перевозку груза по маршруту г. Киров - п. Суна - п. Кырчаны - г. Малмыж - граница Республики Татарстан - г. Елабуга.
27.04.2015 на автодороге Киров - Малмыж - Вятские Поляны 136 км на посту ДПС г. Нолинск произведено взвешивание вышеуказанного транспортного средства, результаты которого зафиксированы в акте в„– 31426 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 27.04.2015 (далее - акт), согласно которому фактические нагрузки на оси: первая ось - 4.26, при норме 6.00; вторая ось, 6.73, при норме - 5.00; третья ось - 6.61, при норме - 5.00; четвертая ось - 6.21, при норме - 6.00 пятая ось - 6.02, при норме - 6,00.
Размер вреда, причиненного транспортным средством ответчика автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, согласно акту от 27.04.2015 в„– 31426 составил 104 782 руб.
В адрес ответчика истцом была направлена претензия от 02.11.2015 в„– 2205 о возмещения вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, в течение 3 банковских дней со дня получения претензии, которая получена 10.11.2015, однако ответчиком в добровольном порядке не уплачены, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 257-ФЗ).
Согласно пунктам 11, 13 статьи 11 Закона в„– 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда, порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 62 Закона в„– 257-ФЗ со дня вступления в силу и до приведения в соответствие с указанным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Закону в„– 257-ФЗ.
Статьей 29 Закона в„– 257-ФЗ предусмотрено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов. Движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда уст. Правительством Российской Федерации (статья 31 Закона).
Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 в„– 272 (далее - Правила перевозок грузов).
В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов тяжеловесный груз - это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению в„– 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению в„– 2 к указанному Постановлению.
Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (Постановление от 15.04.2011 в„– 272).
При этом в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Закона в„– 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона в„– 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Для получения вышеуказанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (часть 3 статьи 31 Закона в„– 257-ФЗ).
В специальном разрешении, таким образом, указываются сверхнормативные весовые параметры транспортного средства ущерб, от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении такого разрешения.
Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Судом отмечено, что порядок взимания платы с владельцев автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, регулируется Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 в„– 934 (далее - Правила в„– 934).
Согласно пункту 2 Правил в„– 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Правилами в„– 934 предусмотрено, что превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, наряду с превышением предельно допустимой массы транспортного средства, является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Пунктом 3 Правил в„– 934 установлено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда по участкам автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона в„– 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации (на основании пункта 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 в„– 395).
Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011 в„– 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее - Порядок).
Судом установлено, что в соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно пунктом 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 в„– 145/164 утв. Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального, местного значения (далее - Порядок).
Пункт 4.4 Порядка предусматривает, что в период введения временного ограничения движения (весенний и осенний периоды) движение по автомобильным дорогам транспортных средств, нагрузка на ось которых превышает предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим движение тяжеловесных транспортных средств.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничений или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, при издании акта о введении ограничения уполномоченные органы обязаны за 30 дней (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.1 настоящего Порядка, когда о временных ограничениях или прекращении движения пользователи автомобильными дорогами информируются незамедлительно) до начала введения временных ограничений или прекращения движения информировать пользователей автомобильными дорогами о причинах и сроках таких ограничений, в случаях, предусмотренных разделами 3 и 5 настоящего Порядка, - о возможных маршрутах объездов путем размещения информации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также через средства массовой информации.
Из материалов дела следует, что Правительством Кировской области было принято постановление от 17.03.2015 в„– 29/137 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2015" (далее - Постановление в„– 29/137), размещено в официальных источниках публикации - на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru 19.03.2015, опубликовано в газете "Кировская правда" 31.03.2015 в„– 26 (25462).
В соответствии с пунктом 1 Постановления в„– 29/137 в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог в период весенней распутицы введено с 20.04. по 19.05.2015 временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам с превышением предельно допустимой нагрузки на ось транспортного средства.
Согласно приложению в„– 1 к Постановлению в„– 29/137 допустимая нагрузка на каждую ось транспортного средства при одиночной оси - не более 6,0; при двухосной тележке - не более 5,0; при тележке с тремя и более осями - не более 4,0.
Вышеуказанным Постановлением также утверждены размеры возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, за проезд по автомобильным дорогам на территории Кировской области в период временного ограничения движения из расчета превышения нагрузки на каждую ось транспортного средства.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец является уполномоченным органом на обеспечение проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог весовых параметров транспортных средств, на осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а также на осуществление выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств в период временного ограничения движения, а поэтому проверка соблюдения ответчиком весовых параметров транспортного средства осуществлена истцом (уполномоченным органом), т.е. надлежащим лицом, а также пришел к выводу о доказанности факта противоправности поведения ответчика, причинной связи между его противоправными действиями и причинением вреда, а также размера причиненного вреда.
Отменяя решение арбитражного суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона в„– 257-ФЗ указано, что порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 в„– 934 (далее - Правила возмещения вреда), внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Пунктом 3 Правил возмещения вреда предусмотрено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения.
Кроме того, согласно пункту 2 части 6 статьи 31 Закона в„– 257-ФЗ выдача специального разрешения, указанного в части 1 данной статьи, производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 31 Закона в„– 257-ФЗ установлено, что порядок выдачи разрешения, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, если маршрут проходит по дорогам федерального значения, либо если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, разрешение выдается и плата взимается уполномоченным органом Российской Федерации - Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор), а не исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Кировской области от 02.02.2015 в„– 23/35 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения" определено, что Дорожный комитет Кировской области является органом, уполномоченным на осуществление проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог Кировской области регионального или межмуниципального значения весовых и габаритных параметров транспортных средств, на осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а также на осуществление выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств.
Согласно путевому листу маршрут движения указанного автомобиля: г. Елабуга (Республика Татарстан) - Кировская область - г. Елабуга (Республика Татарстан), то есть по территориям двух субъектов Российской Федерации и по участкам автодорог федерального значения. Прохождение маршрута указанного автомобиля по территориям двух субъектов Российской Федерации (Кировской области и Республики Татарстан) подтверждается и актом Дорожного комитета от 27.04.2015 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.
При рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что учреждение не представило доказательств, подтверждающих наличие у него полномочий на совершение действий, предусмотренных положениями Закона в„– 257-ФЗ и Правил возмещения вреда.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона в„– 257-ФЗ порядок осуществления весового контроля (в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 в„– 125 утв. Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
Пунктом 2.1.1.1.3 указанного Порядка предусмотрено, что в акте по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии); габариты транспортного средства: длина (м), ширина (м), высота (м).
Между тем в акте от 27.04.2015 в„– 31426 не указано расстояние, пройденное автомобилем с вменяемым превышением осевых нагрузок по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения, что не позволяет проверить размер причиненного вреда. В акте также не приведены подробные сведения о наименовании и принадлежности контрольного пункта.
При составлении акта недостаточно указать маршрут движения по автомобильным дорогам регионального (межмуниципального) местного значения.
Материалы арбитражного дела не содержат доказательств на каком отрезке пути ответчиком было совершено превышение осевых нагрузок (загрузка, разгрузка товара). Имело ли место нарушение на всем пути следования по автомобильным дорогам регионального (межмуниципального) местного значения, без указания такого нарушения либо его отсутствие на пути следования по федеральным автомобильным дорогам, по дорогам Республики Татарстан.
С учетом вышеизложенного акт от 27.04.2015 в„– 31426 правомерно признан надлежащим доказательством причинения обществом вреда автомобильным дорогам.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в суде иными доказательствами.
Сама по себе подпись водителя в акте не может служить достаточным и безусловным доказательством превышения допустимых нагрузок на ось транспортного средства.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ истец должен доказать обстоятельства, на которые он сослался как на основание своих требований по иску.
Таких доказательств Дорожный комитет Кировской области при рассмотрении настоящего дела не представил.
Поскольку истец не доказал факт причинения вреда и его размер, в удовлетворении иска правомерно отказано судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с изложенным и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судом апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 по делу в„– А65-27982/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА

Судьи
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
А.В.ТОПОРОВ


------------------------------------------------------------------