Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.09.2016 N Ф06-13471/2016 по делу N А65-28560/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган начислил штраф, ссылаясь на то, что представленное налогоплательщиком уведомление о контролируемых сделках содержит недостоверные сведения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения налогоплательщиком правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2016 г. в„– Ф06-13471/2016

Дело в„– А65-28560/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Кольцова А.Ю., доверенность от 01.12.2015 в„– 200,
ответчика - Ахметовой В.Р., доверенность от 30.10.2015 в„– 24-0-23/10452,
третьего лица - Зайнуллиной А.С., доверенность от 28.06.2016 в„– 29,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-Самара"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.03.2016 (судья Абдуллаев А.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Холодная С.Т., Корнилов А.Б.)
по делу в„– А65-28560/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-Самара", г. Альметьевск, (ОГРН 1091644003725, ИНН 1644057262), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Республики Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1041621126755, ИНН 1655048573), третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительными решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.07.2015 в„– 1/1 и в„– 1/2,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Самара" (далее - общество; ООО "Татнефть-Самара"), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Республики Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в„– 1/1 и в„– 1/2 от 13.07.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.03.2016 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Татнефть-Самара" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки налоговым органом выявлены факты представления обществом за 2012 год и 2013 год недостоверных сведений в отношении контролируемых сделок, что послужило основанием принятия решений в„– 1/1 и в„– 1/2 от 13.07.2015 о привлечении ООО "Татнефть-Самара" к налоговой ответственности по статье 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в общей сумме 10 000 руб.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление) от 01.09.2015 в„– 2.14-0-18/020972@ и в„– 2.14-0-18/020973@ апелляционные жалобы общества оставлены без удовлетворения, а решения налогового органа - без изменения.
Не согласившись с решениями ответчика, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 129.4 НК РФ налоговым правонарушением признается неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения.
Контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 НК РФ. Сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом Российской Федерации, признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по таким сделкам.
Исходя из пункта 2 статьи 105.14 НК РФ, сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 этой статьи) при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в подпунктах 1 - 7 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ.
В силу статьи 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.
При этом сведения о контролируемых сделках должны содержать, в том числе, информацию о предметах сделок, о суммах полученных доходов и (или) суммах произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам (пункт 3 статьи 105.14 НК РФ).
Согласно Федеральному закону от 18.07.2011 в„– 227-ФЗ положения статьи 105.16 НК РФ до 01.01.2014 применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно в 2012 году 100 млн. руб., а в 2013 году - 80 млн. руб.
Как установлено судами, обществом представлены в инспекцию уведомления о контролируемых сделках за 2012, 2013 годы. В качестве контролируемой сделки в уведомлениях указан контракт в„– 13-4Н/1230-2 с организацией "Татнефть-Европа АГ", размер дохода по сделке составил 2 949 262 569 руб. (2012 год), 2 880 499 520 руб. (2013 год).
Данный контракт заключен между открытым акционерным обществом "Татнефть" имени В.Д.Шашина (далее - ОАО "Татнефть") (поставщик сырой нефти), и "Татнефть-Европа АГ", Швейцария (покупатель).
Инспекцией установлено, что ОАО "Татнефть", заключая с иностранной компанией "Татнефть-Европа АГ" договор в„– 13-4Н/1230-2, действовало по поручению ООО "Татнефть-Самара" в рамках договора комиссии в„– 13-13Н/1223-1 от 23.12.2011.
ОАО "Татнефть" (комиссионер) по данной сделке получило доход в виде комиссионного вознаграждения, размер которого в 2012 году составил 41 642 332 руб., в 2013 году - 48 783 242 руб.
Иностранная компания "Татнефть-Европа АГ" с 29.06.2001 принадлежит к группе компаний ОАО "Татнефть", которое владеет 99,98% акций иностранной компании и является 100% участником ООО "Татнефть-Самара", т.е. данные организации являются взаимозависимыми лицами.
Признавая правильными выводы налогового органа о необходимости отражения в уведомлениях о контролируемых сделках информации о договоре комиссии в„– 13-13Н/1223-1 от 23.12.2011, суды обоснованно руководствовались следующим.
Согласно положениям пункта 1 статьи 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится налоговым органом, в том числе на основании уведомления.
В связи с этим информирование о контролируемой сделке не должно сводиться исключительно к указанию о факте совершения сделки в обобщенном виде без раскрытия информации, конкретизирующей предмет совершения сделки.
Суть декларирования, к которому относится и предоставление уведомления о контролируемых сделках, заключается в предоставлении информации, достаточной для первичного анализа и принятия мотивированного решения по вопросу о необходимости дальнейшего углубленного контроля с истребованием расширенной информации, предусмотренной статьей 105.15 НК РФ, и документов, подтверждающих соответствующие доказательства.
Данный подход отражен в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 в„– 18588/13.
Необходимость отражения в уведомлении о контролируемых сделках должны содержать в том числе информацию о предметах сделок, о суммах полученных доходов и (или) суммах произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам предусмотрена пунктом 3 статьи 105.16 НК РФ.
Судами верно отмечено, что в рассматриваемом случае доходом от реализации для комитента (ООО "Татнефть-Самара") признается выручка от реализации товара, поступающая от покупателей - третьих лиц по договорам, заключенным между комиссионером с указанными лицами в интересах комитента. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, включая сумму комиссионного вознаграждения; сумма комиссионного вознаграждения является доходом комиссионера и одновременно расходом комитента (пункт 1 статьи 249 и статьи 251 НК РФ, пункта 1 статьи 996 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ООО "Татнефть-Самара" получены доходы и произведены расходы при реализации сырой нефти в результате исполнения как контракта на поставку сырой нефти, так и договора комиссии.
В этой связи является верным вывод о том, что в уведомлении о контролируемой сделке подлежали отражению также сведения о договоре комиссии.
Поскольку представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, образует состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.4 НК РФ, суды правомерно отказали в удовлетворении требований общества.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда округа.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 по делу в„– А65-28560/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА


------------------------------------------------------------------