Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.10.2016 N Ф06-12878/2016 по делу N А55-30313/2015
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, обязании устранить допущенные нарушения путем возложения обязанности осуществить государственную регистрацию договора.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что при предоставлении участка не была соблюдена процедура, предусмотренная региональным нормативным актом.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемый отказ не противоречит законодательству, действующему на момент принятия отказа.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2016 г. в„– Ф06-12878/2016

Дело в„– А55-30313/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителей:
истца - общества ограниченной ответственностью "АвтоДом" - Китовой Н.Г., доверенность от 20.04.2016 в„– 7,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства строительства Самарской области, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "АвтоДом", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2016 (судья Лихачев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу в„– А55-30313/2015
по иску общества ограниченной ответственностью "АвтоДом", г. Самара, к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа и обязании, при участии: администрации городского округа Самара, Министерства строительства Самарской области, г. Самара,

установил:

общество ограниченной ответственностью "АвтоДом" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации от 09.09.2015 в„– 63/001/771/2015-7816, обязании устранить допущенные нарушения путем возложении обязанности осуществить государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 17.07.2015 в„– 028245з, государственная собственность на который не разграничена.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация городского округа Самара (далее - администрация), Министерство строительства Самарской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016, в удовлетворении требований отказано.
Министерство, общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационных жалобах просят их отменить, требования удовлетворить.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
ООО "АвтоДом" обратилось в министерство с заявлением от 02.12.2010 в„– 20100663 о выборе земельного участка по ул. Шестая просека в Октябрьском районе г. Самара в аренду под строительство гаражного комплекса для хранения индивидуального транспорта и предварительном согласовании места размещения объекта.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент) от 13.07.2012 в„– РД-414 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 9474 кв. м, в том числе земельного участка площадью 2698 кв. м, находящегося в охранной зоне инженерных коммуникаций, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны предприятий и складов V - IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м) (ПК-1) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 в„– 61, для строительства гаражного комплекса для хранения индивидуального транспорта.
Министерство приказом от 23.06.2014 в„– 259-п утвердило акт о выборе земельного участка площадью 9474 кв. м, расположенного по Шестой просеке в Октябрьском районе г. Самары, для строительства гаражного комплекса для хранения индивидуального транспорта, а также предварительно согласовано место размещения гаражного комплекса для хранения индивидуального транспорта на указанном земельном участке.
Приказом министерства от 24.02.2015 в„– 94-п обществу в аренду сроком на 5 (пять) лет без права выкупа в собственность предоставлен земельный участок площадью 9474 кв. м с кадастровым номером 63:01:0638005:400, для строительства гаражного комплекса для хранения индивидуального транспорта.
Между министерством (арендодатель) и ООО "АвтоДом" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 17.07.2015 в„– 028245з, согласно которого обществу в аренду на срок 5 лет предоставлен земельный участок площадь 9474 кв. м с кадастровым номером 63:01:0638005:400, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, Шестая просека, для строительства гаражного комплекса для хранения индивидуального транспорта, с актом приема-передачи земельного участка.
ООО "АвтоДом" обратилось в управление с заявлением от 30.07.2015 в„– 63/001/771/2015-7816 о регистрации вышеуказанного договора аренды земельного участка.
Управление сообщением от 09.09.2015 в„– 63/001/771/2015-7816 отказало в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 17.07.2015 в„– 028245з на основании абзацев 4, 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122), поскольку при предоставлении земельного участка не была соблюдена процедура, предусмотренная постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах".
ООО "АвтоДом" полагая данный отказ противоречащим действующему законодательству и нарушающим его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент подачи обществом заявления.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Фактом необходимым для последующего предоставления участка для строительства является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 в„– 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639, вступившее в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна" от 13.11.2012 в„– 418 (28346), то есть 23.11.2012.
С указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, в том числе для строительства гаражного комплекса, исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 в„– 20-П законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
В связи с чем суды пришли к правильному выводу, что гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента обращения заявителя о его предоставлении, а после принятия решения о предоставлении такого земельного участка на определенном праве.
Таким образом на момент вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639 акт о выборе спорного участка не был утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято. Как следствие этого в данном случае ООО "АвтоДом" до 23.11.2012 не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка.
Последующие действия министерства противоречили нормативному акту субъекта Российской Федерации, предусмотревшему предоставление таких земельных участков исключительно на торгах.
Отказ управления в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 17.07.2015 в„– 028245з не противоречит законодательству, действующему на момент принятия оспариваемого отказа.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2016 по делу в„– А55-4951/2015, 08.04.2016 по делу в„– А55-11794/2015, от 02.03.2016 по делу в„– А55-11963/2015, от 11.03.2016 по делу в„– А55-13989/2015, от 03.03.2016 по делу в„– А55-12964/2015, от 03.06.2016 по делу в„– А55-14860/2015.
Ссылка кассаторов на пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не может быть принята во внимание, поскольку основана на неправильном толковании норм права.
Как указывалось выше с 23.11.2012 до 01.03.2015 в Самарской области постановлением в„– 639 предполагалось предоставление земельных участков под строительство только на торгах, а с 01.03.2015 указанная норма закреплена в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Поскольку указанный порядок министерством был нарушен, регистрирующий орган в ходе правовой экспертизы правомерно отказал в государственной регистрации данного договора.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 по делу в„– А55-30313/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.КАРПОВА


------------------------------------------------------------------