Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.06.2016 N Ф06-9874/2016 по делу N А65-25138/2015
Требование: О признании незаконным отказа муниципального органа во включении объектов общества в проект разрабатываемой схемы размещения объектов нестационарной торговли на территории муниципального образования.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что арендуемые обществом участки не вошли в проект разрабатываемой новой схемы размещения объектов нестационарной торговли на территории муниципального образования в связи с достаточной обеспеченностью указанной территории стационарными объектами.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку невключение объектов общества в проект разрабатываемой новой схемы размещения объектов нестационарной торговли не может быть расценено как нарушение прав и законных интересов общества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2016 г. в„– Ф06-9874/2016

Дело в„– А65-25138/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
заявителя - Буслаевой Ю.В., доверенность от 20.10.2015,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СоюзПечать"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2016 (Гилялов И.Т.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Юдкин А.А.)
по делу в„– А65-25138/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СоюзПечать" (ОГРН 1031621005723; ИНН 1655070498), Республика Татарстан, г. Казань, к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554), Республика Татарстан, г. Казань, о признании незаконным отказа Исполнительного комитета муниципального образования города Казани во включении в проект разрабатываемой схемы размещения объектов нестационарной торговли на территории города Казани объектов торговли ООО "СоюзПечать", указанный в письме в„– 19137/исх-05-03-09 от 24.07.2015, и обязании Исполнительного комитета муниципального образования города Казани устранить нарушение прав заявителя путем внесения объектов нестационарной торговли ООО "СоюзПечать" в разрабатываемую схему размещения объектов нестационарной торговли на территории города Казани на 2016-2020 годы,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СоюзПечать" (далее - заявитель, общество, ООО "СоюзПечать") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - Исполком м. о. г. Казани, муниципальный орган) о признании незаконным отказа Исполкома м. о. г. Казани во включении в проект разрабатываемой схемы размещения объектов нестационарной торговли на территории города Казани объектов торговли ООО "СоюзПечать" по 9-ти адресам в г. Казани, указанный в письме от 24.07.2015 в„– 19137/исх-05-03-09, и обязании муниципального органа устранить нарушение прав заявителя путем внесения данных 9-ти объектов нестационарной торговли ООО "СоюзПечать" в разрабатываемую схему размещения объектов нестационарной торговли на территории г. Казани на 2016 - 2020 годы.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2016, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016, в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако муниципальный орган явку своего представителя в суд не обеспечил.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в 2010 - 2012 г.г. муниципальным органом по результатам проведенных аукционов были предоставлены в аренду на 5 лет ООО "СоюзПечать" для размещения объектов мелкорозничной сети земельные участки площадью 10 кв. м каждый по 9-ти адресам в г. Казани без права возведения капитальных сооружений.
Письмами от 17.06.2015 в„– 022, 021, от 15.07.2015 в„– 025, от 16.07.2015 в„– 027, 028 общество обратилось с заявлением в Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома м. о. г. Казани о продлении срока действия еще на один год ранее заключенных договоров аренды.
Письмами Комитета земельных и имущественных отношений Исполкома м. о. г. Казани от 24.06.2015 в„– 9445/кзио-исх, от 28.07.2015 в„– 11472/кзио-исх, от 25.06.2015 в„– 9462/кзио-исх обществу разъяснено, что предоставление земельных участков в аренду на новый срок с использованием преимущественного права невозможно; реализация прав на земельные участки осуществляется на аукционах; размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов: подготовлен новый проект схемы размещения нестационарных торговых объектов на 2015-2019 годы, проходящий процедуру согласования, проведение аукционов по продаже прав на размещение нестационарных торговых объектов возможно после утверждения указанной схемы.
Общество в связи с окончанием 12.08.2015 срока действия двух договоров аренды земельных участков письмом от 24.06.2015 в„– 024 обратилось к мэру г. Казани с просьбой оказать содействие в утверждении плана-схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Казани на 2016-2020 годы до 31.07.2015 и включить в нее арендуемые обществом земельные участки.
Письмом Исполкома м. о. г. Казани от 24.07.2015 в„– 19137/исх.-05-03-09 обществу сообщено, что разработан проект новой схемы размещения нестандартных торговых объектов на территории г. Казани, которая находится на согласовании в структурных подразделениях Исполкома; запрашиваемые обществом адреса не вошли в проект указанной схемы в связи с достаточной обеспеченностью стационарными объектами.
Полагая, что Исполкомом м. о. г. Казани незаконно отказано обществу во включении нестационарных торговых объектов по 9-ти адресам в разрабатываемую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Казани на 2016-2020 годы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона в„– 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статья 10 Закона в„– 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 в„– 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Согласно статье 17 Федерального закона в„– 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе издавать муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 17.12.2005 в„– 3-5, разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов отнесена к полномочиям Исполкома.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Казани утверждена постановлением Исполкома м. о. г. Казани от 05.08.2011 в„– 4382.
Судом первой инстанции установлено, что данная схема является действующей и содержит места размещения принадлежащих заявителю нестационарных торговых объектов.
Вместе с тем, новая схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2016-2020 годы не утверждена, пересмотр размещения нестационарных торговых объектов не производился, изменения в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов, предусматривающие исключение из нее адресов, по которым располагаются объекты заявителя, не вносились. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Суд первой инстанции, придя к выводу, что содержащиеся в письме Исполкома м. о. г. Казани от 24.07.2015 в„– 19137/исх-05-03-09 сведения носят информационный характер, данное письмо не является ни решением, ни действием, влекущими негативные последствия для заявителя, подлежащим оспариванию в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку не содержит каких-либо властных распорядительных, обязательных для заявителя указаний, не возлагает на него никаких обязанностей и не препятствует осуществлению им предпринимательской и иной экономической деятельности или каким-либо иным образом нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что проект разрабатываемой схемы размещения проходит согласования и может быть видоизменен, утвержденная схема может отличаться от разрабатываемого проекта. Невключение в проект разрабатываемой новой схемы размещения объектов нестационарной торговли объектов заявителя не может быть расценено как нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В кассационной жалобе общество оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
По правилам главы 24 АПК РФ в арбитражных судах рассматриваются дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.
Оспаривание в арбитражных судах проектов ненормативных правовых актов, не принятых в установленном законом порядке и не вступивших в законную силу, АПК РФ не предусмотрено.
Законом в„– 381-ФЗ, регулирующим размещение нестационарных торговых объектов, также не предусмотрены полномочия суда по обязанию органов местного самоуправления включать в разрабатываемый или проходящий процедуру согласования проект Схемы размещения нестационарных торговых объектов какие-либо объекты.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016 по делу в„– А65-25138/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
С.В.МОСУНОВ
И.Ш Закирова


------------------------------------------------------------------