Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.06.2016 N Ф06-9837/2016 по делу N А72-10346/2015
Требование: О взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Обстоятельства: Орган по надзору в сфере природопользования доначислил обществу плату за негативное воздействие на окружающую среду, сделав вывод о том, что выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от эксплуатируемых им стационарных источников являются сверхлимитными.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку подтверждено наличие у общества задолженности за спорный период по экологическим платежам.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2016 г. в„– Ф06-9837/2016

Дело в„– А72-10346/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу с общества с ограниченной ответственностью "Полигон"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2015 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кувшинов В.Е., Рогалева Е.М.)
по делу в„– А72-10346/2015
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области, г. Ульяновск, к обществу с ограниченной ответственностью "Полигон", г. Ульяновск, о взыскании 4 390 834 руб. 08 коп., с участием в деле третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Финансово-проектная компания", г. Ульяновск,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (далее - заявитель, Росприроднадзор, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Полигон" (далее - ответчик, общество) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками выбросов за 2013 год в сумме 4 390 834 руб. 08 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016, с общества взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками выбросов за 2013 год в сумме 4 390 руб. 08 коп. и в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 44 954 руб.
Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Общество отметило, что, согласно корректирующих расчетов и с учетом оплаченных ранее сумм, имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 в размере 1 716 777 руб. 36 коп.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу Росприроднадзор, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет деятельность по размещению (захоронению) отходов производства и потребления в соответствии с лицензией от 01.12.2010 в„– 730002, выданной Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области, с 04.10.2013 - в соответствии с лицензией от 04.10.2013 в„– 0730011, выданной Росприроднадзором.
Общество данный вид деятельности осуществляет на полигоне ТБО, расположенном по следующему адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, пос. Красный Яр (восточнее очистных сооружений).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ одним из основных видов деятельности общества является удаление и обработка твердых отходов (код по ОКВЭД - 90.00.2).
Согласно проекту нормативов предельно допустимых выбросов (далее - проект ПДВ) вредных веществ в атмосферу у ответчика имеется 5 источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, из них 3 стационарных.
Общество в результате эксплуатации полигона ТБО оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в том числе осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: метана, азота диоксида, аммиака, азота оксида, серы диоксида, сероводорода, углерода оксида, натрия гидроксида, диметилбензола, метилбензола, этилбензола, формальдегида и др., что подтверждается проектом ПДВ, разрешениями общества от 25.03.2008 в„– 2926, от 06.12.2013 в„– 3243 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, расчетами платы общества за негативное воздействие на окружающую среду.
В представленных в Росприроднадзор расчетах платы ответчик указал, что им осуществлялись выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе стационарными объектами, и, соответственно, рассчитал плату, исходя из оказываемого им негативного воздействия.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками общества в 2013 году составила 5 115 443,03 руб.
Общество начисленную в расчетах плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1 - 4 кварталы 2013 г. внес в сумме 724 608,95 руб., что подтверждено платежными поручениями.
Таким образом, сумма задолженности по плате за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками выбросов общества за 2013 г. составила 4 390 834 руб. коп.
Ответчику было направлено письмо от 03.06.2015 в„– 03-06/2507 согласно которому было указано на необходимость оплаты вышеназванной задолженности в 30-дневный срок с момента получения письма.
Данное письмо было получено обществом 11.06.2015, однако указанную задолженность общество не погасило
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения с заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из того, что представленные ответчиком корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду противоречат проекту нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, Методике расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигонов твердых и промышленных отходов, М, 2004, кроме того, документально ничем не подтверждены.
Суд кассационной инстанции также не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) к негативному воздействию на окружающую среду относится воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 16 указанного Закона установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 в„– 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок определения платы), который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Статьей 28 Федерального закона от 04.05.1999 в„– 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" также установлено взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Подготовка расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется юридическими лицами самостоятельно.
В соответствии с пунктом 9 Порядка определения платы перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 в„– 995 утверждены Правила осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным Банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 раздела V "Иные платежи, являющиеся источниками формирования неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов" Перечня источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами государственной власти (государственными органами) - Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 в„– 995, плата за негативное воздействие на окружающую среду закреплена за Росприроднадзором.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 в„– 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Абзацем 3 пункта 1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.07.2011 в„– 650, установлено, что разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 в„– 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Как установлено судами, обществом с целью определения степени влияния выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработки предложений по нормативам предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух был разработан Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу обществом, 2012 г., в котором определен перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.
Согласно проекту территория предприятия состоит из двух обособленных площадок: площадка в„– 1 - полигон, эксплуатируемый с 1996 года; площадка в„– 2 - полигон, эксплуатируемый с 2012 года.
Первоначальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух были произведены экологом общества, исходя из максимально возможных показателей, 1-я площадка была законсервирована, 2-я площадка планировалась к работе; корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух произведены третьим лицом, исходя из фактических масс и влажности на полигоне ТБО.
Согласно позиции заявителя документы, подтверждающие заявленные массы, не представлены; кроме того, ответчик и так должен представлять расчеты по фактическим показателям.
Относительно показателей влажности - отсутствуют доказательства примененного при расчетах показателя влажности в размере 60%.
Письмом Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации от 25.01.2010 в„– 12-46/709 утвержден перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, используемых в 2010 при нормировании и установлении величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Данные методики возможны к применению при установлении нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поскольку они одобрены ФГУП "НИИ Атмосфера" и прошли метрологическую аттестацию в ФГУП "ВНИИМ им. Д.И.Менделеева" Ростехрегулирования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563-96 "ГСИ. Методики выполнения измерений".
В указанный перечень входит Методика расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигонов твердых и промышленных отходов, М, 2004, которой установлено, что влажность колеблется от 40% до 55%, содержание органического вещества до 70%.
Однако примененные обществом при корректирующих расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду показатели содержания органического вещества в размере 30% и влажности в размере 60% противоречат указанной Методике.
Ответчиком при разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу использовалась указанная Методика.
Превышение ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест по определенным веществам влечет необходимость расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух как сверхлимитных, что не было сделано ответчиком в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года.
С учетом вышеизложенного, суды нижестоящих инстанций обоснованно удовлетворили требования заявителя о взыскании с ответчика задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками выбросов за 2013 год в сумме 4 390 834 руб. 08 коп.
Доводы заявителя кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 по делу в„– А72-10346/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Полигон" государственную пошлину за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в сумме 1 500 руб. в доход федерального бюджета.
Поручить Арбитражному суду Ульяновской области выдать исполнительный лист в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ


------------------------------------------------------------------