Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.07.2016 N Ф06-10260/2016 по делу N А55-16678/2015
Требование: О признании незаконным решения государственного органа об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что документы, свидетельствующие о наличии в границах испрашиваемого земельного участка объектов, принадлежащих заявителю на праве собственности, не представлены.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в зоне границ территории общего пользования, при этом заявитель не обладает исключительным правом на выкуп земельного объекта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2016 г. в„– Ф06-10260/2016

Дело в„– А55-16678/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
истца - Малейкина М.А. (доверенность от 10.04.2016),
ответчиков - Вирт О.И. (доверенность от 18.05.2016),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аква Хаус", г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Корнилов А.Б., Рогалева Е.М.)
по делу в„– А55-16678/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аква Хаус", г. Самара (ОГРН 1056317028558, ИНН 6317059244) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Правительству Самарской области, г. Самара, при привлечении третьего лица: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным решения и обязании,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Аква Хаус" (далее - ООО "Аква Хаус", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Правительства Самарской области об отказе в предоставлении в собственность обществу за плату земельного участка площадью 2889 кв. м с кадастровым номером 63:01:0210002:74, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, с разрешенным использованием: под установку временного павильона для хранения плавательных средств, выраженного в письме от 17.06.2015 в„– 6-21/564,
обязании Министерства имущественных отношений Самарской области по вступлению решения в законную силу в недельный срок обеспечить опубликование в газете "Волжская коммуна" и размещение на официальном сайте Правительства Самарской области информации о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 2889 кв. м с кадастровым номером 63:01:0210002:74, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, с разрешенным использованием: под установку временного павильона для хранения плавательных средств, а также сбор и регистрацию в течение двух недель со дня публикации указанной информации заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении в собственность данного земельного участка, а также
обязании Министерства имущественных отношений Самарской области и Правительства Самарской области по истечению двух недель со дня публикации информации о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 2889 кв. м с кадастровым номером 63:01:0210002:74, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара. Кировский район, с разрешенным использованием: под установку временного павильона для хранения плавательных средств, в зависимости от наличия или отсутствия заявлений граждан или иных юридических лиц о его предоставлении, предпринять действия, прописанные пунктами 2.7 - 2.12, 2.14 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2007 в„– 280, в порядке и сроки установленные данными пунктами.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), Правительство Самарской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечен Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.11.2015 заявленные требования удовлетворены.
Судебная инстанция, удовлетворяя требования, установила, что в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Расположение земельного участка относительно красных линий определяется проектами планировки территории, в связи с чем информация Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара о расположении части испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, основанная на сведениях из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, не может рассматриваться в данном случае в качестве допустимого доказательства, подтверждающего расположение испрашиваемого заявителем земельного участка на территории общего пользования, при этом иных доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования не представлено
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Повторно рассматривая дело с учетом дополнительно представленных доказательств, судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, представленные документы достоверно свидетельствуют о расположении части спорного земельного участка с учетом координат поворотных точек в составе утвержденной документации по планировке территории за пределами указанной на выкопировках из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самары красной линии территории общего пользования.
В кассационной жалобе ООО "Аква Хаус", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, постановление суда апелляционной инстанции предлагается отменить как принятое с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара с каталогом координат поворотных точек в составе утвержденной документации по планировке территории не может служить надлежащим доказательством наличия красных линий.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство и Правительство Самарской области возражают против изложенных в ней доводов и просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Аква Хаус" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Министерства и Правительства Самарской области возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзывах.
Иное лицо, участвующее в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлено, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзывах на нее и в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, на основании распоряжения Правительства Самарской области от 16.09.2008 в„– 240-р между Министерством и ООО "Аква Хаус" заключен договор аренды от 24.10.2008 в„– 1с/а земельного участка, находящегося в собственности Самарской области, для целей не связанных со строительством, общей площадью 2889 кв. м, отнесенный к категории земель населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 63:01:0210002:0074, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, для использования под установку временного павильона для хранения плавательных средств в границах, указанных в кадастровом паспорте участка на срок с 16.09.2008 по 15.08.2012, который зарегистрирован 26.01.2009 в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 10.04.2007 серии 63-АВ в„– 211402 указанный земельный участок находится в собственности Самарской области.
ООО "ПКФ "Лотос" 30.01.2012 обратилось в Правительство Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 2889 кв. м с кадастровым номером 63:01:0210002:74, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, с разрешенным использованием: под установку временного павильона для хранения плавательных средств.
Решением от 20.03.2012 в„– 12/4972 Министерство отказало в предоставлении в собственность обществу испрашиваемого земельного участка. Основанием для отказа послужило отсутствие целесообразности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2014 по делу в„– 55-12820/2014 решение Министерства от 20.03.2012 в„– 12/4972 об отказе в предоставлении земельного участка площадью 2889 кв. м, кадастровый номер 63:01:0210002:74 по адресу: г. Самара, Кировский район, с разрешенным использованием под установку временного павильона для хранения плавательных средств в собственность ООО "Аква Хаус" за плату признано незаконным, суд обязал Министерство рассмотреть заявление общества в соответствии с Порядком предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2007 в„– 280.
ООО "ПКФ "Лотос" 22.01.2015 повторно обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность (за выкуп) вышеуказанного земельного участка под установку временного павильона для хранения плавательных средств в порядке, предусмотренном статьями 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В ответе Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 20.02.2015 в„– САМВ-184279, подготовленном по запросу Министерства, сообщалось, что часть испрашиваемого земельного участка принадлежит к территории общего пользования, а также часть испрашиваемого земельного участка расположена в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), часть земельного участка расположена в зоне деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (Ц-2).
Правительство Самарской области письмом от 17.06.2015 в„– 6-21/564 отказало ООО "Аква Хаус" в предоставлении испрашиваемого земельного участка ссылаясь на выписку от 20.02.2015 в„– САМВ-184279, представленной Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара, указав, что документы, свидетельствующие о наличии в границах испрашиваемого земельного участка объектов, принадлежащих заявителю на праве собственности, в составе поступившего пакета документов не представлены, кроме того, в результате осмотра на местности указанного земельного участка установлено, что данный участок свободен от каких-либо строений и сооружений, следовательно, исключительное право на приобретение земельного участка в собственность у общества отсутствует.
ООО "Аква Хаус", считая, что указанное решение Правительства Самарской области не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Содержащиеся в постановлении суда апелляционной инстанции выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из правил части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), тогда как заявитель должен доказать факт нарушения обжалованным решением своих прав и законных интересов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2014 по делу в„– 55-12820/2014 решение Министерства от 20.03.2012 в„– 12/4972 признано незаконным, при этом суд обязал Министерство рассмотреть заявление общества о предоставлении земельного участка в собственность.
Судебные инстанции по указанному делу установили, что ООО "Аква Хаус" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 63:01:0210002:74, предоставленного под установку временного павильона, впоследствии 30.01.2012 общество обратилось с заявлением о выкупе земельного участка в собственность, отказ Министерства, оформленный письмом от 20.03.2012, признан незаконным, поскольку отсутствие целесообразности как основание для отказа не соответствует статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) и действующему Порядку предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2007 в„– 280 (далее - Порядок предоставление в„– 280), в частности, пунктами 2.1, 2.5 которого предусмотрена обязанность уполномоченного органа при наличии полученного заявления о предоставлении осуществлять мероприятие по направлению запросов в различные органы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке и допустимости его предоставления; при отсутствии оснований для отказа Министерство обеспечивает публикацию информации в газете о предоставлении земельного участка на определенном праве предусмотренных условиях, однако Министерство, отказывая по формальным основанием, не направило письмо с указанием причин отказа, в связи с чем суд обязал устранить нарушения прав и законных интересов общества и рассмотреть заявление в соответствии с установленным Порядком.
Впоследствии общество обратилось с заявлением от 22.01.2015 (в редакции уточнений от 28.01.2015) о выкупе земельного участка, в котором просило продолжить рассмотрение заявления о выкупе земельного участка общей площадью 2889 кв. м и предоставить его в собственность на основании статей 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия направило запросы с целью сбора информации об испрашиваемом земельного участке с кадастровым номером 63:01:0210002:74 (предыдущий номер 63:01:0210002:19), тем самым исполнило вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2014 по делу в„– 55-12820/2014.
Согласно выписке от 20.02.2015 в„– САМВ-184279, предоставленной Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара, часть земельного участка с кадастровым номером 63:01:0210002:74 расположена в зоне деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (Ц-2), другая часть в зоне (Р-5) - зона садово-дачных участков и коллективных садов, кроме того, часть земельного участка находится на территории общего пользования.
Актом осмотра от 12.03.2015 в„– 682, проводимого ГБУ СО "Региональный центр недвижимости", было установлено отсутствие на испрашиваемом земельном участке каких-либо объектов недвижимости.
Разрешая спор, судебные инстанции правомерно исходили из требований статей 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Порядка предоставления в„– 280, установив, что информационная система обеспечения градостроительной деятельности предоставляет собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территории, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (пункт 1 статья 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара является уполномоченным органом по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в рамках действующего Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного распоряжением от 11.11.2011 в„– Д05-01-06/93, используя официальные источники сведений о градостроительных регламентах, предоставил сведения об испрашиваемом земельном участке, согласно которых установлено пересечение границ испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 63:01:0210002:74 с красными линиями, определенным Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 в„– 539.
Следует отметить, что границы территории общего пользования, на котором расположен испрашиваемый земельный участок, предусмотрены как ранее разработанные и утвержденные градостроительной документацией (Схема магистралей, городского и внешнего транспорта по генплану 1986 года и Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схема транспорта 1993 года).
В силу пункта 12 статьи 85 и пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами могут включаться в состав различных территориальных зон, не подлежат приватизации и не могут быть предметом аукциона.
Применение указанных нормативных положений разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11.
Обращаясь с заявлением о выкупе земельного участка, общество в качестве основания ссылалось на положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015), предусматривающие исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду собственниками зданий или сооружений, расположенных на таких земельном участке.
Однако общество не представило доказательств нахождения каких-либо объектов недвижимости (зданий, строений), принадлежащих ему на праве собственности, более того, из акта осмотра от 12.03.2015 в„– 682 следует, что испрашиваемый земельный участок свободен от каких-либо строений, в связи с чем исключительного права на приватизацию земельного объекта у общества не имеется.
Кроме того, из представленных Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара данных следует, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), другая часть в зоне (Ц-2) - зона деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения, данный факт лицом, участвующим в деле, не оспариваются.
В связи с чем обществом не опровергнуты ссылки Министерства о том, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка обществом не соответствуют основным видам использования земельных участков ни в одной из зон, в которых расположен земельный объект.
Положения пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования, определенных градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 171-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Поскольку схема расположения земельного участка на кадастровом плане в целях его предоставления не была утверждена до 01.03.2015, к спорным отношениям применимы положения Закона в„– 171-ФЗ, действующие на момент принятия оспариваемого решения и разрешения спора.
По общим правилам пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, решение о котором принимается в порядке, предусмотренном статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно справке Управления Росреестра по Самарской области от 17.01.2012 в„– 356, из имеющихся архивных сведений по состоянию на 1998 год, предоставить информацию на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0210002:74, общей площадью 2889 кв. м не представляется возможным в связи с отсутствием точной адресной привязки.
Из кадастрового паспорта земельного участка также следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0210002:74 поставлен на кадастровый учет 16.11.2006 и образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0210002:19, границы которого подлежат уточнению.
При таких обстоятельствах земельный участок с кадастровым номером 63:01:0210002:74 не может быть предоставлен в собственность обществу, в том числе с учетом новой процедуры и особенностей оборота земель, находящихся в публичной собственности, введенных с 01.03.2015.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 34, 36, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом данных информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, установив, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне границ территории общего пользования, части которого расположены в различных зонах, и не может находиться в обороте без уточненных границ, при этом заявитель не обладает исключительным правом на выкуп земельного объекта, отказал в удовлетворении заявления.
Доводы общества о том, что выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара с каталогом координат поворотных точек в составе утвержденной документации по планировке территории не может служить надлежащим доказательством наличия красных линий, направлены на переоценку, представленных доказательств, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входят.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 по делу в„– А55-16678/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.В.АНАНЬЕВ


------------------------------------------------------------------