Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.07.2016 N Ф06-10121/2016 по делу N А06-8685/2015
Требование: О взыскании денежных средств, составляющих экономию подрядчика.
Обстоятельства: Подрядчик, сославшись на то, что фактические расходы на выполнение работ оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работ по контракту, заявил о сбережении заказчиком остатка стоимости муниципального контракта в результате экономии подрядчика.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не проверен расчет суммы иска, не установлено, вносились ли сторонами изменения в муниципальный контракт, не определено основание использования подрядчиком техники, не предусмотренной технической документацией, также не установлено, предъявлял ли заказчик претензии к качеству выполненных подрядчиком работ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2016 г. в„– Ф06-10121/2016

Дело в„– А06-8685/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Желаевой М.З., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
истца - Алимпиева Е.А. (доверенность от 26.05.2016),
ответчика - Абрамяна Р.Т. (доверенность от 04.07.2016 в„– 30-10-01-973),
заинтересованного лица - Абрамяна Р.Т. (доверенность от 11.01.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации города Астрахани
и кассационную жалобу Финансово-казначейского управления администрации муниципального образования "Город Астрахань" (в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.12.2016 (судья Колмакова Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Камерилова В.А., Клочкова Н.А.)
по делу в„– А06-8685/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СервисСтрой" (ОГРН 1073017002552) к Управлению по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации города Астрахани (ОГРН 1123015001625) о взыскании экономии подрядчика в размере 3 276 767 руб. 01 коп.,

установил:

решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.12.2015 удовлетворены исковые требования общества с ограниченной ответственностью "СервисСтрой" (далее - Общество) к Управлению по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации города Астрахани (далее - Управление) о взыскании экономии подрядчика в размере 3 276 767 руб. 01 коп.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.12.2015 оставлено без изменения.
Названные судебные акты обжалованы в суд кассационной инстанции Управлением и Финансово-казначейским управлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - ФКУ администрации МО "Город Астрахань").
Управление просит отменить обжалуемые судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, полагая выводы судов несоответствующими нормам права.
По мнению ФКУ администрации МО "Город Астрахань", выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в них доказательствам, судебные акты вынесены в нарушение норм материального и процессуального права, в связи с чем просит отменить указанные судебные акты, в удовлетворении иска отказать.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационных жалоб и отзыва на жалобу ФКУ администрации МО "Город Астрахань", выслушав представителей лиц, участвующих в деле и заинтересованного лица, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным названным Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 в„– 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят о их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
В обоснование своего права на обжалование судебных актов ФКУ администрации МО "Город Астрахань" указывает, что на заявителя возложены функции по исполнению решений, предусматривающих взыскание бюджетных средств.
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, поскольку приведенные в их обоснование нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, лишь определяют порядок исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с указанного публично-правового образования, что не свидетельствует о наличии оснований, наделяющих заявителя правом на обжалование такого судебного акта в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из содержания оспариваемых судебных актов не усматривается, что они затрагивают права либо возлагают какие-либо обязанности на ФКУ администрации МО "Город Астрахань".
Поскольку обжалуемые судебные акты не содержат выводов о правах и обязанностях заявителя, производство по кассационной жалобе ФКУ администрации МО "Город Астрахань" подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы Управления, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение как необоснованные и принятые с нарушением норм материального права.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
Между Обществом (подрядчик) и Управлением (заказчик) был заключен муниципальный контракт от 29.05.2014 в„– 38 (далее - контракт), согласно которому подлежали выполнению работы по объекту: "Ремонт плиточного покрытия пешеходного тротуара на центральной набережной р. Волга по ул. М.Горького на участке от первого спуска (Дворец Бракосочетания) до ул. Никольская в Кировском районе г. Астрахани", в соответствии с условиями настоящего Контракта, техническим заданием и сметной документацией, утвержденной заказчиком, включая возможные работы, определенно им неупомянутые, но необходимые для полного сооружения Объекта и нормальной его эксплуатации. Заказчик обязался принять и оплатить работы в соответствии с условиями названного контракта (пункт 1.1 контракта).
Пунктом 2.2 контракта определен срок выполнения работ: начало работ - в течение 5 (пяти) календарных дней с момента заключения контракта 02.06.2014, окончание работ - до 01.09.2014.
Согласно пункту 2.13 контракта приемка выполненных работ производится после получения Заказчиком письменного извещения Подрядчика о готовности Объекта путем подписания Акта приемки выполненных работ.
Общая цена (стоимость) работ по контракту с учетом расходов на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов, других обязательных платежей, стоимости материалов (товара), разгрузке установлена в сумме 20 005 930 руб. 57 коп.
Суд признал, что истец выполнил свои обязательства по контракту, исходя из выводов, изложенных в решении Арбитражного суда Астраханской области от 17.06.2015 по делу в„– А06-9837/2014.
Данным решением установлено, что стоимость фактически выполненных работ Обществом по объекту составила 11 917 484 руб. 69 коп., Управлением произведена оплата выполненных работ в сумме 3 437 199 руб. 96 коп. С ответчика в пользу истца взыскана сумма основного долга в размере 8 480 284 руб. 73 коп.
Для устранения разногласий между сторонами по объему и стоимости выполненных подрядчиком работ определением от 09.02.2014 Арбитражного суда Астраханской области по делу в„– А06-9837/2014 была назначена судебная строительная экспертиза.
Согласно экспертному заключению от 27.03.2015 стоимость фактически выполненных Обществом работ по объекту, с учетом сметной стоимости материалов и используемой техники, определенная в соответствии с "Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (МДС 81-35.2004), составляет 11 917 484 руб. 69 коп.
Общество заявило требование о взыскании экономии подрядчика в сумме 3 276 767 руб. 01 коп., связанной с заменой техники, в виде разницы между ценой работ, которая установлена контрактом (с учетом выполнения работ телескопическим погрузчиком MERLO), и ценой фактически выполненных работ (автоматическим краном).
Заключенный сторонами муниципальный контракт от 29.05.2014 в„– 38 является договором строительного подряда, регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в параграфах 1, 3, 5 главы 37 "Подряд" Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон контрактной системе). Муниципальный контракт не признан недействительным или незаключенным в установленном законом порядке.
Пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством, ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы, передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно абзацу восьмому статьи 3 Закона контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 34 Закон контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 2 статьи 34 Закон контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В пункте 1 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п. 1 названной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Пунктом 4 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлена презумпция твердой цены работы, в том числе и в случае определения ее в виде сметы.
Уменьшение цены работы может лишь в случае, предусмотренном в пункте 1 статьи 710 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 709 и пункта 1 статьи 710 Гражданского кодекса Российской Федерации, цена договора подряда не подлежит изменению в сторону ее уменьшения. Исключением является случай, когда экономия подрядчика оказывается обусловлена снижением качества работы. Бремя доказывания этого обстоятельства лежит на заказчике.
Суд указал, что подрядчик выполнил работы по устройству плиточного покрытия на участке площадью 4750 кв. м, вместо указанных в сметной документации к муниципальному контракту объема работ на площади 5800 кв. м из-за ошибки заказчика в определении фактической площади участка для производства работ. По мнению суда, вина подрядчика в уменьшении площади фактического участка, на котором требовалось проведение подрядных работ, отсутствует.
Суд пришел к выводу, что экономия подрядчика в размере 3 276 767 руб. 01 коп. является разницей между ценой работ на площади 4750 кв. м, установленной контрактом (с учетом выполнения работ телескопическим погрузчиком MERLO) и ценой фактически выполненных работ (с учетом выполнения работ автоматическим краном), т.е. связанной с заменой техники.
Согласно пункту 1 статьи 754 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия.
Судом учтены выводы, изложенные в заключении судебной экспертизы от 27.03.2015 проведенной по делу в„– А06-9837/2014 о том, что замена телескопического погрузчика MERLO ROTO 30.16К на автомобильный кран КС-4579 на базе КрАЗ-65101 не нарушает и не меняет принципиально технологические и организационные схемы производства работ по муниципальному контракту от 29.05.2014 в„– 38.
Судом также приняты пояснения директора Общества, данные указанному делу, о том, что замена техники при производстве работ (телескопического погрузчика MERLO на автоматический кран) была проведена для наиболее эффективного достижения результата работ, исходя из геометрии местности, на которой проводились работы, веса, дальности перемещаемого груза, грузоподъемности и длины стрелы автоматического крана.
В обоснование вывода об удовлетворении заявленных требований суд указал, что доказательства, подтверждающие некачественность выполненных истцом работ, ответчиком не представлены, не доказан факт несоответствия объемов работ, отраженным в сметах на выполнение работ, а именно: доказательств того, что замена телескопического погрузчика MERLO ROTO 30.16К на автомобильный кран КС-4579 на базе KpA3-65101 повлекло за собой ухудшение результата работы или сделало его непригодным для использования.
Сумма экономии подрядчика определенная в соответствии с заключением эксперта, со ссылкой на то, что она не оспорена ответчиком и проверена судом.
Расчет произведен следующим образом: 3 844 330 руб. 17 коп. = (389,44 - 104,15) х 2044,79 х 6,59 (где 389,44 - сметная стоимость машино-часа эксплуатации телескопического погрузчика MERLO ROTO 30.16К в базовых ценах 2000 года; 104,15 - сметная стоимость машино-часа эксплуатации крана на автомобильном ходу 16 тн в базовых ценах 2000 года; 2044,79 - количество машино-часов работы; 6,59 - коэффициент пересчета, предусмотренный муниципальным контрактом.
Суд указал, что подрядчиком к взысканию заявлена сумма 3 276 767 руб. 01 коп., которая меньше суммы экономии приведенной в расчете выше и не нарушает права заказчика, не установив каким образом она фактически определена истцом.
Заявленные по иску требования удовлетворены судом со ссылкой, что работы, предусмотренные муниципальным контрактом, выполнены истцом; отсутствуют доказательства того, что фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы; претензий к качеству выполненных подрядчиком работ материалы дела не содержат; ни условиями муниципального контракта, ни действующим законодательством не предусмотрено уменьшение цены контрактов; заключенный между истцом и ответчиком муниципальный контракт не был изменен, недействительным не признан; предусмотренные в контракте обязательства должны исполняться в полном объеме и надлежащим образом; проектно-сметная документация была размещена в составе конкурсной документации и являлась обязательной для исполнителя при заключении контракта, подрядчик имеет право на оплату работ по цене, предусмотренной муниципальным контрактом, а полученная им экономия подлежит взысканию с заказчика.
Вместе с тем судом не дана правовая оценка следующим обстоятельствам.
Суд не проверил расчет суммы иска, не установил, на основании каких исходных данных она определена истцом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 в„– 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", заключение эксперта по результатам проведения судебной экспертизы, назначенной при рассмотрении иного судебного дела, а равно заключение эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, не могут признаваться экспертными заключениями по рассматриваемому делу.
Такое заключение может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со статьей 89 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 4 и 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Согласно пункту 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, а также со сметой, определяющей цену работ.
Суд не установил, вносились ли сторонами изменения в контракт, основания использования истцом техники, не предусмотренной технической документацией, заявлялись ли заказчиком претензии по качеству работ, выполненных подрядчиком.
По делу в„– А06-9837/2014 судом рассмотрено требование истца о взыскании задолженности за фактически выполненные работы по контракту. С учетом предмета иска по названному делу, судом не дана оценка требованиям истцом о взыскании экономии по контракту, не установлено каким образом произведен расчет задолженности взысканной по делу в„– А06-9837/2014, соответствует ли он условиям контракта, согласованной сторонами смете.
Названные обстоятельства имеют существенное значение для рассмотрения заявленных по иску требований.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе отменить решение и апелляционное постановление, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо учесть изложенное, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку всем доводам участвующих в деле лиц, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, распределить судебные расходы по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 282, 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

производство по кассационной жалобе Финансово-казначейского управления администрации муниципального образования "Город Астрахань" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.12.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу в„– А06-8685/2015 прекратить.
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.12.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу в„– А06-8685/2015 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
Кассационную жалобу Управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации города Астрахани удовлетворить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ

Судьи
М.З.ЖЕЛАЕВА
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА


------------------------------------------------------------------