Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2016 N Ф06-9656/2016 по делу N А12-46036/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды земельного участка, пени.
Обстоятельства: Арендатор ненадлежащим образом исполнял обязательство по внесению арендной платы.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку наличие задолженности подтверждено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2016 г. в„– Ф06-9656/2016

Дело в„– А12-46036/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королевой Н.Н.,
судей Александрова В.В., Смоленского И.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Волгоградэнерго", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.12.2015 (судья Моторина Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Дубровина О.А., Жевак И.И.)
по делу в„– А12-46036/2015
по исковому заявлению Комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН 1073435002464, ИНН 3435111294) к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Волгоградэнерго", г. Волгоград (ОГРН 1093435000845, ИНН 3435098928) о взыскании 688 148 руб. 79 коп. долга и 132 113 руб. 19 коп. пеней,

установил:

Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Волгоградэнерго" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ - Волгоградэнерго", ответчик) о взыскании 688 148 руб. 79 коп. долга и 132 113 руб. 19 коп. пеней.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), условиями договора от 01.08.2005 в„– 3831аз аренды земельного участка площадью 5 106,33 кв. м, кадастровый номер 34:35:020201:0045, расположенного в г. Волжский, автодорога в„– 7,19, предоставленного под открытую стоянку автотранспорта в составе охранно-сторожевого поста, и мотивированы тем, что ответчик в период с 01.09.2013 по 30.09.2015 не исполнил обязанность по уплате арендной платы в размере и сроки, предусмотренные нормативными актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.
Истец до принятия решения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшил размер долга до 681 627 руб. и пеней до 131 408 руб. 82 коп.
Решением от 15.12.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016, Арбитражный суд Волгоградской области иск удовлетворил в части взыскания 440 197 руб. 75 коп. долга и 53 747 руб. 85 коп. пеней, в остальной части иска - отказал.
В кассационной жалобе ООО "ЛУКОЙЛ - Волгоградэнерго" просит состоявшиеся судебные акты отменить как не соответствующие нормам права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что с 01.03.2015 для ответчика размер арендной платы по спорному договору аренды не может быть выше, чем установленные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 в„– 347 (далее - Приказ в„– 347) ставки, ссылаясь на пункт 4 статьи 39.7 ЗК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании 07.07.2016 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 11.07.2016 до 16 часов 00 минут, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же судебном составе. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены судебных актов.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, а также условия спорного договора аренды земельного участка, руководствуясь статьей 65 ЗК РФ, статьей 614 ГК РФ, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ), постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 в„– 469-П "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области", постановлением губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 в„– 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", исходили из того, что размер арендной платы в спорный период составляет 2% кадастровой стоимости земельного участка.
При этом суды обеих инстанций отклонили довод ответчика о применении Правил определения размера арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 в„– 582 (далее - постановление в„– 582) и Приказа в„– 347 при разрешении спора.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций.
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судами при рассмотрении спора учтено предусмотренное положениями пункта 3 статьи 65 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ разграничение компетенции по установлению порядка определения размера арендной платы за земельные участки.
В силу данного разграничения компетенции Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Следовательно, утвержденные постановлением в„– 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Действие названных правил не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Такое же разграничение компетенции предусмотрено и пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), введенной в действие с 01.03.2015, в соответствии с которым если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Поскольку в данном случае арендуемый ответчиком земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, Правила определения размера арендной платы, утвержденные постановлением в„– 582, а соответственно и Приказ в„– 347, не могли быть применены при разрешении настоящего дела.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со:
строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Между тем согласно кадастровой выписке от 14.06.2014 (л.д. 17) разрешенное использование спорного земельного участка с кадастровым номером 34:35:020201:45 - земли гаражей и стоянок (под открытую стоянку автотранспорта в составе охранно-сторожевого поста).
Следовательно, на спорный земельный участок не распространяются положения пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ.
При таких условиях доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как не соответствующие закону и материалам дела.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.12.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 по делу в„– А12-46036/2015 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Н.Н.КОРОЛЕВА

Судьи
В.В.АЛЕКСАНДРОВ
И.Н.СМОЛЕНСКИЙ


------------------------------------------------------------------