Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.07.2016 N Ф06-10843/2016 по делу N А65-31354/2015
Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления не рассмотрел в установленный законом срок заявление общества о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт незаконного бездействия подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. в„– Ф06-10843/2016

Дело в„– А65-31354/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
заявителя - Никулина И.В. (доверенность от 08.10.2015, в„– б/н),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.03.2016 (судья Хасанов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Драгоценнова И.С.)
по делу в„– А65-31354/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТСП-14" (ОГРН 1141690038181, ИНН 1655293818) к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554), о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, с участием в деле третьего лица: муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Республика Татарстан, г. Казань,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ТСП-14" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - Исполком) о признании незаконным бездействия Исполкома, выразившегося в нерассмотрении в установленный срок заявления общества о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка на условно разрешенный вид использования: "объект бытового обслуживания в отдельно стоящем здании", в связи с несоответствием Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ), об обязании Исполкома устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем рассмотрения по существу в порядке, установленном статьей 39 ГрК РФ, вышеуказанного заявления.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.03.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016, заявление удовлетворено, бездействие Исполкома, выразившееся в нерассмотрении в установленный срок заявления общества о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в„– 16:50:160305:182, который расположен по адресу: г. Казань, ул. Юлиуса Фучика, 14, на условно разрешенный вид использования: "объект бытового обслуживания в отдельно стоящем здании", признано незаконным, как несоответствующее требованиям действующего законодательства.
На Исполком возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем рассмотрения по существу в порядке, установленном статьей 39 ГрК РФ, заявления общества в месячный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Исполком, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования Исполкома.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель общества, явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером в„– 16:50:160305:182, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Юлиуса Фучика, 14. Данный земельный участок имеет вид разрешенного использования: производственно - административное здание.
27.08.2015 общество обратилось в Исполком с заявлением о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка на условно разрешенный вид использования: "объект бытового обслуживания в отдельно стоящем здании".
В ответ на данное обращение Исполком письмом от 07.09.2015 в„– 15/03-05-12319 указал, что заявление принято в работу и предоставление разрешения будет осуществляться в соответствии с порядком, определенным статьей 39 ГрК РФ и решением Казанской городской Думы от 08.06.2006 в„– 7-9 "О порядке организации и проведения публичных слушаний в г. Казани" (далее - решение Казанской городской Думы в„– 7-9).
Однако до настоящего времени публичные слушания не проведены, разрешение на изменение вида разрешенного использования обществу не предоставлено.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Удовлетворяя заявленные требования, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что в данном случае Исполкомом допущено бездействие, выразившееся в непринятии решения, указанного в статье 39 ГрК РФ, что не соответствует вышеприведенным нормам закона и нарушает права и законные интересы предпринимателем в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Суд кассационной инстанции, ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов на основании следующего.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 1, 2, 3 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Так, согласно части 4, 6 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, а предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса
Как установлено судами, земельный участок общества с кадастровым номером находится в зоне многоэтажной жилой застройки в 3 - 10 этажей (Ж4).
Вид разрешенного использования "объект бытового обслуживания в отдельно стоящем здании" в соответствии с правилами землепользования и застройки г. Казани отнесен к условно разрешенным видам и требует получения специального разрешения.
На основании части 1, 2 статьи 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении указанного разрешения подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
В соответствии с частью 4 статьи 39 ГрК РФ указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Согласно части 7 статьи 39 ГрК РФ срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
В силу части 8 статьи 39 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
Частью 9 статьи 39 ГрК РФ определено, что на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
В муниципальном образовании г. Казани порядок проведения таких слушаний установлен решением Казанской городской Думы в„– 7-9.
В соответствии с пунктом 12.2 решения Казанской городской Думы в„– 7-9 комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Однако действующими нормами не установлены основания для отказа в проведении публичных слушаний. При этом срок подготовки и проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства составляет не более одного месяца (пункт 12.3 решения Казанской городской Думы в„– 7-9).
После публичных слушаний согласно пункту 12.4 решения Казанской городской Думы в„– 7-9 на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их руководителю исполнительного комитета.
Согласно пункту 12.5 решения Казанской городской Думы в„– 7-9 на основании указанных рекомендаций руководитель исполнительного комитета в течение трех дней со дня их поступления принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Однако, как следует из материалов дела, Исполком не исполнил свою обязанность по принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения, так как до настоящего момента не начал процедуру, предусмотренную как статьей 39 ГрК РФ, так и главой 12 решения Казанской городской Думы в„– 7-9.
При этом предоставленное Исполкомом вместе с отзывом заключение комиссии с рекомендацией отклонить рассмотрение заявление общества, последующий ответ третьего лица от 02.02.2016 с указанием на необходимость устранения заявителем указанных замечаний для повторного рассмотрения вопроса не могут быть приняты в качестве решения о предоставлении или об отказе в предоставлении разрешения, так как не соответствуют вышеприведенным нормам. Следовательно, требование законодательства в указанной части не соблюдено.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства нижестоящих инстанций и им дана соответствующая правовая оценка. Переоценка выводов судов, основанных на исследовании обстоятельств и оценке доказательств по делу, согласно статье 286 АПК РФ, не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 по делу в„– А65-31354/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ


------------------------------------------------------------------