Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.01.2016 N Ф06-3240/2015 по делу N А55-26643/2014
Требование: О признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2016 г. в„– Ф06-3240/2015

Дело в„– А55-26643/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2015 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Кувшинов В.Е., Холодная С.Т.)
по делу в„– А55-26643/2014
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара"; Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Управление Росимущества, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра), содержащееся в сообщении от 08.08.2014 в„– 01/410/2014-31 "Об отказе в государственной регистрации" и обязании Управления осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, 16 "А", разрешенное использование: занимаемый домом оператора ГРС-18, с КН 63:01:0406001:2282, площадью 1692 кв. м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению Управления Росреестра, для отнесения земельного участка к федеральной собственности, необходимо соблюдение двух условий: отнесение земель к категории земель промышленности и иного специального назначения, и на земельном участке должны располагаться объекты федеральной энергетической системы (объекты газоснабжения) (пункт 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно представленному на государственную регистрацию кадастровому паспорту земельный участок, право на который заявлено к регистрации, относится к категории земель населенных пунктов, следовательно, на него не распространяются положения статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем вывод судов о том, что вышеуказанный земельный участок в силу закона относится к федеральной собственности, противоречит нормам действующего законодательства.
Как установлено судами, 24.06.2014 Управление Росимущества обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, с кадастровым номером - 63:01:0406001:2282, разрешенное использование - занимаемый домом оператора ГРС-18, площадью 1692 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, 16 "А".
Сообщением от 08.08.2014 в„– 01/410/2014-31 Управление Росреестра со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало в государственной регистрации, указав, что не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Полагая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.Руководствуясь частью 4 статьи 200 АПК РФ, пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6, пунктами 1, 2 статьи 7, пунктом 1 статьи 17, пунктом 1 статьи 83, пунктами 1, 8 статьи 85, пунктами 1, 2, 4 статьи 87, пунктами 1, 8, 9 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 8 статьи 1, частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 9, 13, 16 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", частями 1, 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 в„– 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьями 5, 6 Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Управления Росимущества, и удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с положениями статьи 198 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременное наличие двух условий - незаконности правового акта, действия (бездействия) государственного органа и нарушение прав и законных интересов или создание препятствий к осуществлению прав и свобод, обратившегося в суд с соответствующим требованием юридического лица.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации; основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Положениями статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и Управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения, Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс и является основной системой газоснабжения в Российской Федерацией и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 14 Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, установив, что на спорном земельном участке расположены объекты, принадлежащие субъекту газоснабжения и используемые им для эксплуатации субъектов Единой системы газоснабжения, суды пришли к обоснованному выводу об отнесении данного земельного участка к землям, занятым федеральными энергетическими системами, которые в силу прямого указания Закона являются федеральной собственностью.
Следовательно, отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 24.01.2012 по делу в„– А55-6562/2011, от 13.02.2014 по делу в„– А55-8874/2013, от 25.02.2014 по делу в„– А55-17945/2013, от 24.03.2014 по делу в„– А55-8873/2013, от 10.09.2015 по делу в„– А55-18778/2014.
Приведенные в кассационной жалобе доводы исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют об ином толковании заявителем жалобы положений закона, о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу в„– А55-26643/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА


------------------------------------------------------------------