Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.01.2016 N Ф06-4230/2015 по делу N А55-4262/2015
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа, обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Заявитель указал, что уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка под строительство в установленный срок не рассмотрел.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен срок, установленный законом на обжалование бездействия уполномоченного органа.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2016 г. в„– Ф06-4230/2015

Дело в„– А55-4262/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителей:
истца - закрытого акционерного общества "ПКО ЮГ" - Курдюков Д.В., директор, решение от 16.12.2014 в„– 1/2014,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ПКО ЮГ", г. Самара,на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2015 (судья Кулешова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу в„– А55-4262/2015
по заявлению закрытого акционерного общества "ПКО ЮГ", г. Самара, к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара, об оспаривании бездействия, с участием: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,

установил:

закрытое акционерное общество "ПКО ЮГ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству строительства Самарской области (далее - министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решений о предоставлении под строительство земельных участков, расположенных в г. Самаре по следующим адресам: Красноглинский район, пос. Южный (в районе д. 30) для строительства плоскостных спортивных сооружений, комплексов для занятий физкультурой и спортом, обязании администрацию г.о. Самара возобновить рассмотрение заявления общества от 23.12.2008 в„– 3289, принять решение о предоставлении земельного участка площадью 1500 кв. м, расположенного по указанному адресу, для строительства плоскостных спортивных сооружений, комплексов для занятий физкультурой и спортом в соответствии с порядком, действовавшим на 23.12.2008.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2015, в связи с принятием отказа общества от части заявленных требований производство по делу в части оспаривания бездействия министерства выразившегося в непринятии решений о предоставлении под строительство земельных участков, прекращено. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь в ее обосновании на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм процессуального и материального права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в пределах статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Общество обратилось в министерство с заявлением от 23.12.2008 в„– 3289 о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Южный (в районе д. 30), для строительства плоскостных спортивных сооружений.
С учетом положений статей 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей по состоянию на день подачи указанного заявления) суды посчитали, что по указанному заявлению общества министерство могло принять решение не позднее 23.02.2009.
Согласно пункту 2.5 Административного регламента представления министерством услуги по предоставлению земельных участков, собственность на которые не разграничена, утвержденного Приказом Министерства строительства Самарской области от 29.04.2013 в„– 83-п и действовавшего до 26.05.2015, выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта в городском округе Самара для строительства осуществляется в срок не позднее пяти месяцев со дня регистрации заявления в министерстве, из них четыре месяца отводятся Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент) для проведения работ по выбору земельного участка, утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 в„– 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными или решений и действий (бездействия) незаконными в соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судами установлено, что обществом обратилось в суд первой инстанции с заявлением только 27.02.2015, то есть с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, даже если исчислять этот срок с учетом вышеуказанного срока, предусмотренного Административным регламентом представления министерством услуги по предоставлению земельных участков, собственность на которые не разграничена, утвержденным Приказом Министерства строительства Самарской области от 29.04.2013 в„– 83-п. Причем о восстановлении пропущенного срока общество не заявляло.
Обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, с пропуском установленного АПК РФ срока и при отсутствии объективных препятствий для своевременного судебного обращения является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, что согласуется с правовым подходом, изложенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 в„– 16228/05, от 26.07.2011 в„– 18306/10.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 в„– 367-О указано, что установленный в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Таким образом, суды обоснованно рассмотрели вопрос о пропуске срока, в судебном заседании, и учли, что 27.02.2015 общество представило в министерство заявление о предоставлении того же земельного участка для строительства, в котором указано, что оно является дополнением к заявлению от 23.12.2008 в„– 3289.
Министерство письмом от 23.03.2015 в„– 3/1218 сообщило обществу о том, что основания для заключения договора аренды указанного земельного участка по заявлению, являющемуся дополнением к заявлению от 23.12.2008 в„– 3289, отсутствуют. При этом министерством обоснованно указано, что Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.03.2015 в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым, в частности, статьи 28 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации утратили силу, а также введена статья 39.6, пунктом 1 которой предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи; случаи, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, не имеют отношения к данной ситуации.
Оснований для исчисления по настоящему делу срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 27.02.2015, то есть со дня представления обществом указанного заявления, не имеется.
В данном случае решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принималось, в связи с чем не имеется оснований для возложения на администрацию обязанности принять решение о предоставлении обществу без проведения торгов указанного земельного участка в аренду в соответствии с порядком, действовавшим на момент подачи заявления, то есть на 23.12.2008.
Извещение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды указанного земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемого для передачи в аренду земельного участка опубликованы не были, в связи с чем оснований для предоставления указанного земельного участка не имеется.
Из материалов дела следует, что на указанном земельном участке не имеется объектов строительства, принадлежащих обществу.
Суд кассационной инстанции отмечает, что в соответствии с действующим Земельным кодексом (в редакции с 01.03.2015) невозможно восстановление прав заявителя в порядке действовавшим до указанной даты, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В кассационной жалобе доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене обжалуемых судебных актов, не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2015 по делу в„– А55-4262/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.КАРПОВА


------------------------------------------------------------------