Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.01.2016 N Ф06-4696/2015 по делу N А65-6501/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган указал на то, что налогоплательщик осужденными, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку указанные доходы получены налогоплательщиком в рамках исполнения государственной функции - привлечения осужденных к оплачиваемому труду, основания для начисления налога отсутствуют.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2016 г. в„– Ф06-4696/2015

Дело в„– А65-6501/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Гариповой Ф.Г., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
ответчика - Кузьминой М.В., доверенность от 08.10.2015 в„– 2.4-20/06757,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 16 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.08.2015 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу в„– А65-6501/2015
по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония в„– 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (ОГРН 1021601631754, ИНН 1644008321) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 16 по Республике Татарстан об оспаривании решений в части и требованием возвратить суммы излишне уплаченного налога на прибыль за период 2011, 2012, 2013, I квартал 2014 года в сумме 416 911 рублей,

установил:

федеральное казенное учреждение "Исправительная колония в„– 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 16 по Республике Татарстан (далее - инспекция) от 27.11.2014 в„– 4186 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 76 934 рублей; решения инспекции от 27.11.2014 в„– 4187 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 124 рублей; решения инспекции от 27.11.2014 в„– 4188 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 8873 рублей; решения инспекции от 27.11.2014 в„– 4189 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 56 293 рублей; решения инспекции от 15.01.2015 в„– 4207 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 81 рублей; решения инспекции от 15.01.2015 в„– 4208 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 9946 рублей; решения инспекции от 15.01.2015 в„– 4209 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным в части доначисления суммы налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 80 730 рублей; решения инспекции от 15.01.2015 в„– 4210 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 242 рублей; решения инспекции от 15.01.2015 в„– 4211 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 162 рублей; решения инспекции от 15.01.2015 в„– 4212 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 110 566 рублей; решения инспекции от 15.01.2015 в„– 4213 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 72 960 рублей и обязать инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов учреждения (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.08.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных учреждением уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль.
По результатам проверки инспекцией составлены акты от 15.10.2014 в„– 26152, 26153, 26154, 26155, от 24.11.2014 в„– 26587, 26588, 26589, 26590, 26591, 26592, 26593 и приняты решения от 27.11.2014 в„– 4186, 4187, 4188, 4189, от 15.01.2015 в„– 4207, 4208, 4209, 4210, 4211, 4212, 4213 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решения инспекции были обжалованы учреждением в апелляционном порядке в управление, которое оставила жалобы заявителя без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными решениями, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) российские организации признаются плательщиками налога на прибыль организаций.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 247 Кодекса признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с нормами настоящего Кодекса.
Статьей 257 Кодекса установлено, что объектом налогообложения признается полученная налогоплательщиком прибыль, которая определяется как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
Согласно пункту 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Данная правовая норма действует с 01.01.2011.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 19 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 в„– 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" для отражения на соответствующих лицевых счетах бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств, и казенных учреждений операций со средствами, полученными от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, применяются являющиеся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группа "Доходы от приносящей доходы деятельности".
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 в„– 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" в качестве доходов федерального бюджета предусмотрены доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду.
В силу пункта 2 Порядка отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2010 в„– 73н (далее - Порядок в„– 73н), средства, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, зачисляются в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 в„– 92н, в федеральный бюджет на основании расчетных документов, оформляемых юридическими или физическими лицами, которым оказывались услуги (выполнялись работы, поставлялись товары).
Орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней после поступления в федеральный бюджет средств, полученных от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, отражает по соответствующему коду классификации доходов бюджетов в сумме, равной данному поступлению, на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом учреждению, исполняющему наказания, дополнительный источник бюджетного финансирования (пункт 7 Порядка в„– 73н).
Согласно пункту 8 Порядка в„– 73н операции по использованию дополнительного источника бюджетного финансирования осуществляются учреждением, исполняющим наказания, в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на основании Расходных расписаний.
Таким образом, денежные средства, полученные в рамках исполнения учреждением такой государственной функции как привлечение осужденных к оплачиваемому труду в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы; государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Пунктом 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 в„– 5473-1 "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 в„– 1314 на Федеральную службы исполнения наказаний возложены полномочия по привлечению осужденных к труду.
В силу пункта 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Таким образом, привлечение осужденных к оплачиваемому труду является одной из государственных функций.
Как усматривается из материалов дела, в пункте 1.1. Устава учреждения установлено, что заявитель является учреждением уголовно-исправительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, несет определенные обязанности, связанные с этой деятельностью. Учреждение является федеральным казенным учреждением и является некоммерческой организацией (пункт 1.6. Устава). Согласно пункту 1.10. Устава заявитель не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доказательств того, что учреждением был получен доход не от исполнения государственной функции (привлечение осужденных к оплачиваемому труду), материалы дела не содержат. При этом факт получения учреждением дохода от привлечения осужденных к труду отражены налоговым органом в актах проверки. Данный факт подтверждается также самим заявителем.
Таким образом, является верным вывод о том, что спорные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.08.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 по делу в„– А65-6501/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 16 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
Р.Р.МУХАМЕТШИН


------------------------------------------------------------------