Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.01.2016 N Ф06-4138/2015 по делу N А06-11953/2014
Требование: О признании незаконными действий уполномоченного органа в части отказа в утверждении инвестиционной программы, об обязании утвердить инвестиционную программу.
Обстоятельства: Отказ мотивирован невозможностью реализации полномочий по утверждению инвестиционной программы общества ввиду отсутствия на то законных оснований.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что общество не представило уполномоченному органу плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, без чего утверждение инвестиционной программы невозможно.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2016 г. в„– Ф06-4138/2015

Дело в„– А06-11953/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Сафина Н.Н., Савкиной М.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ТЭЦ-Северная"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.04.2015 (судья Шарипов Ю.Р.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Борисова Т.С., Смирников А.В.)
по делу в„– А06-11953/2014
по заявлению открытого акционерного общества "ТЭЦ-Северная" к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании незаконными действий Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в части отказа в утверждении инвестиционной программы ОАО "ТЭЦ-Северная"; об обязании Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области утвердить инвестиционную программу ОАО "ТЭЦ-Северная" в редакции от 19.02.2013, третье лицо: Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани,

установил:

открытое акционерное общество "ТЭЦ-Северная" (далее - ООО "ТЭЦ- Северная", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований) о признании незаконными действий Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее - Министерство ЖКХ Астраханской области, госорган) в части отказа в утверждении Инвестиционной программы ОАО "ТЭЦ-Северная", совершенных после вступления в силу Правил согласования и утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 в„– 410, об обязании Министерства ЖКХ Астраханской области утвердить инвестиционную программу общества в редакции от 19.02.2013.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты отменить.
Отзыв на кассационную жалобу Министерством ЖКХ Астраханской области не представлено.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, 25.02.2013 общество обратилось в Министерство ЖКХ Астраханской области с заявлением об утверждении инвестиционной программы ОАО "ТЭЦ-Северная".
С аналогичным заявлением от 19.02.2013 общество обратилось к заместителю председателя правительства Астраханской области - министру экономического развития Астраханской области.
Кроме того, 19.02.2013 заявитель обратился к заместителю мэра города - начальнику управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани с просьбой согласовать указанную программу.
В ответе от 12.03.2013 в„– 04-01/055 Министерство ЖКХ Астраханской области сообщило об отсутствии каких-либо замечаний на представленную обществом инвестиционную программу. Вместе с тем, данное Министерство указало на невозможность ее утверждения в связи с отсутствием подзаконных актов, регламентирующих порядок утверждения инвестиционных программ.
Министерство экономического развития Астраханской области в ответе от 11.04.2013 в„– 687-ВЗ/26 уведомило заявителя о рассмотрении и принятии к сведению Инвестиционной программы ОАО "ТЭЦ-Северная". Между тем Министерство экономического развития Астраханской области также указало на невозможность ее утверждения в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Астраханской области от 22.06.2006 в„– 205-П "Об утверждении Порядка согласования инвестиционных программ (проектов) развития организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в рамках полномочий исполнительных органов государственной власти Астраханской области" и отсутствием подзаконных актов, регламентирующих порядок утверждения инвестиционных программ
Орган местного самоуправления МО "Город Астрахань" письмом от 02.04.2013 в„– 30-11-01-885 уведомил ОАО "ТЭЦ-Северная" об отсутствии возражений по реализации Инвестиционной программы и сообщил о направлении соответствующего запроса от 18.03.2013 в„– 30-11-01-635 в Министерство ЖКХ Астраханской области.
05.03.2014 ОАО "ТЭЦ-Северная" повторно обратилось в уполномоченный орган по вопросу утверждения Инвестиционной программы. Министерство ЖКХ Астраханской области в своем ответе от 17.04.2014 в„– 04-01/0870 сообщило о невозможности реализации данных полномочий ввиду отсутствия на то законных оснований.
Полагая, что у Министерства ЖКХ Астраханской области не имелось оснований для отказа в утверждении Инвестиционной программы ОАО "ТЭЦ-Северная" со ссылкой на отсутствие нормативно-правовой базы и правового механизма по реализации уполномоченным органом полномочий по утверждении инвестиционной программы, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198 и 201 АПК РФ)
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельность в сфере теплоснабжения, предусматривает собой программу мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 вышеуказанного Закона инвестиционная программа подлежит согласованию и утверждению в соответствии с правилами и с учетом требований к их содержанию, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 в„– 410 утверждены Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике) (далее - Правила).
Данные Правила вступили в силу 15.05.2014.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении, а также части 2.1.7 раздела 2 Положения о Министерстве ЖКХ Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 18.03.2010 в„– 101-П, инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных министерством плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения утверждает Министерство ЖКХ Астраханской области.
Судами установлено, что общество не представило в Министерство ЖКХ Астраханской области плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, что не позволило госоргану в силу положений подпункта "а" пункта 8 Правил возможность утверждения самой инвестиционной программы для установления министерством по данным ОАО "ТЭЦ-Северной" плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.
В соответствии с частью 10 статьи 23.1 Закона о теплоснабжении, правила определения плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения правила расчета их фактических значений, а также правила определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений утверждаются Правительством Российской Федерации.
В исполнение данного положения Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2014 в„– 452 утверждены Правила определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений.Заявитель кассационной жалобы настаивает на своей позиции, полагая, что судам следовало дать оценку Инвестиционной программе, поданной обществом, до утверждения Правительством Российской Федерации Правил согласования и утверждения Инвестиционной программы от 16.05.2014.
Между тем, как установлено судами и подтверждается материалами дела, на момент обращения заявителя в госорган с письмом об утверждении указанной программы, у ответчиков отсутствовала нормативная база, позволяющая рассмотреть инвестиционную программу, представленную обществом по существу, в то время, как положения пункта 4 части 1 статьи 4 Закона о теплоснабжения прямо предусматривают согласование инвестиционной программы с учетом требований, разработанных Правительством Российской Федерации.В связи с изложенным, довод заявителя кассационной жалобы об ошибочном применении судами к спорным правоотношениям Постановления Правительства от 05.04.2014 в„– 410 отклоняется судебной коллегией кассационной инстанции, как основанный на неправильном толковании норм права.
Не является также основанием для отмены обжалуемых судебных актов указание заявителем кассационной жалобы на техническую ошибку, допущенную судом апелляционной инстанции, поскольку такая ошибка не привела к принятию незаконного судебного акта.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что нижестоящими судами при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.04.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 по делу в„– А06-11953/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Выдать открытому акционерному обществу "ТЭЦ-Северная" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
И.Ш.ЗАКИРОВА

Судьи
Н.Н.САФИН
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------