Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.01.2016 N Ф06-4903/2015 по делу N А65-5823/2015
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для организации парка для занятий водными видами спорта, об обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах особо охраняемой территории местного значения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой территории местного значения, указанный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, неправомерность отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду не доказана.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2016 г. в„– Ф06-4903/2015

Дело в„– А65-5823/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Коноплевой М.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
заявителя - Кормушкина Т.А. (доверенность от 25.08.2015),
заинтересованных лиц - Рачковой-Чукиной Т.С. (доверенности от 05.10.2015, 10.09.2015),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Сунгатуллина Азата Гусмановича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2015 (судья Хасанов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу в„– А65-5823/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Сунгатуллина Азата Гусмановича, г. Казань (ОГРНИП <...>, ИНН <...>) к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, г. Казань, Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, с участием третьих лиц: Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г. Казань, Муниципального казенного учреждение "Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета образования города Казани", г. Казань, о признании незаконным решения, об обязании,

установил:

индивидуальный предприниматель Сунгатуллин Азат Гусманович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - Исполнительный комитет), к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет земельных и имущественных отношений), о признании незаконным решения Исполнительного комитета и Комитета земельных и имущественных отношений, изложенного в письме от 20.02.2015 за исх. в„– К2536/КЗИО, об отказе в предоставлении предпринимателю земельного участка площадью 823 кв. м, расположенного в г. Казани в районе оз. Малое Лебяжье; об обязании Исполнительного комитета и Комитета земельных и имущественных отношений устранить нарушение прав и законных интересов предпринимателя; об обязании Исполнительный комитет и Комитет земельных и имущественных отношений принять решение о предоставлении предпринимателю земельного участка в районе оз. Малое Лебяжье площадью 823 кв. м согласно заявлению от 24.12.2012.
Определением от 13.05.2015 судом принято изменение предмета заявленных требований в части пункта 3 просительной части, согласно которому заявитель просил обязать Исполнительный комитет и Комитет земельных и имущественных отношений принять решение о предоставлении предпринимателю земельного участка в районе оз. Малое Лебяжье площадью 823 кв. м согласно заявлению от 24.12.2012, предварительно осуществив утверждение расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 823 кв. м в районе оз. Малое Лебяжье Кировского района г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании Арбитражного суда Поволжского округа 14.01.2016 объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 18.01.2016.
Информация размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". После перерыва судебное заседание продолжено 18.01.2016 в 11 часов 00 минут в том же составе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 24.12.2012 предприниматель обратился в муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства г. Казани" (далее - Управление архитектуры и градостроительства г. Казани) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе оз. Малое Лебяжье площадью 0,25 га.
27 мая 2013 года между предпринимателем и Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан был подписан договор водопользования в„– 531Д/13 сроком до 25.07.2018, согласно которому Министерство предоставляет, а заявитель принимает в пользование часть акватории озера Малое Лебяжье в границах участка 11.01.00.001, площадью 0,0065 кв. м, для использования участка акватории в целях размещения на акватории объектов и сооружений и иного обустройства акватории. Вид водопользования определен как совместное водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
25 ноября 2013 года Управлением архитектуры и градостроительства было выдано градостроительное заключение на заявку от 24.12.2012, в котором указано, что формирование земельного участка возможно в аренду по согласованию с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и Комитетом внешнего благоустройства. Письмом от 26.03.2014 Комитет внешнего благоустройства согласовал проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
21 апреля 2014 года Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан выдало заключение к проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Кировском районе г. Казани в районе оз. Малое Лебяжье для организации вейкпарка, согласно которому согласовало схему расположения земельного участка для организации вейкпарка с обязательным выполнением следующих условий:
- недопущения высокой степени деградации (4 - 5 класс деградации) сложившегося природного ландшафта и рекреационной дегрессии при использовании отводимого участка под указанные цели;
- соблюдения пункта 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации;
- в целях предотвращения загрязнения, засорения водного объекта при эксплуатации земельного участка обеспечить выполнение установленного законодательством специального режима и дополнительных ограничений
- соблюдения специального режима осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями пунктов 15, 16, 17 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации;
- необходимо проинформировать общественность о намечаемой хозяйственной деятельности;
- выполнения общих требований к охране подземных вод (ГОСТ 17.1.3.06-82), гигиенических требований к охране подземных вод от загрязнения (СП 2.1.5. 1059-01);
- проектирование строительства и размещения объекта в соответствии с требованиями СНиП..2.07.01-89 "Градостроительство", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
- исполнения мероприятий по снятию, хранению и использованию плодородного слоя почвы при производстве строительных работ в соответствии с требованием ГОСТа в„– 17.5.3.04-83, в„– 17.5.1.01-83;
- разработки и согласования в установленном порядке технической и технологической документации об использовании, обезвреживании отходов, образующихся в процессе строительства и реконструкции объекта.
Управление архитектуры и градостроительства г. Казани письмом от 26.06.2014 в„– 16-22-8233 указало заявителю на то, что рассмотрение вопроса об использовании запрашиваемого земельного участка возможно в рамках Положения "О порядке размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг на территории г. Казани", утвержденного постановлением Исполнительного комитета от 07.04.2014 в„– 1860, а также что предпринимателю для включения запрашиваемого земельного участка в схему размещения нестационарных торговых объектов по оказанию услуг необходимо обратиться в Комитет экономического развития Исполнительного комитета г. Казани.
20 февраля 2015 года заявителем от Исполнительного комитета было получено письмо в„– 2536/КЗИО о невозможности предоставления ему запрашиваемого участка в аренду, поскольку в соответствии с постановлением Исполнительного комитета от 31.07.2009 в„– 6384 "Об утверждении границ особо охраняемой природной территории местного значения - городского леса "Лебяжье" запрашиваемый земельный участок расположен в границах особо охраняемой территории местного значения - городского леса "Лебяжье", для которой установлены соответствующие обременения.
Заявитель, считая решение Исполнительного комитета и Комитета земельных и имущественных отношений, изложенное в письме от 20.02.2015 за исх. К2536/КЗИО, выраженное в отказе в предоставлении предпринимателю земельного участка площадью 823 кв. м, расположенного в г. Казани в районе озера Малое Лебяжье, нарушающим его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ гражданин вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения заявления необходимо одновременное наличие следующих условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону (иным нормативным правовым актам) и нарушение ими прав (интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, урегулирован в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Решением Казанской городской Думы от 27.12.2012 в„– 10-19 также утверждено Положение о порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством. Согласно пункту 7.1. названного Положения заявления граждан и юридических лиц, поступившие до вступления настоящего решения в действие, рассматриваются в порядке, установленном решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 в„– 49-11 "О порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством" (далее - Положение в„– 49-11), но не позднее 01.05.2013.
Учитывая, что заявитель обратился к ответчику с заявлением 22.12.2012, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что к рассматриваемым правоотношениям следует применять названное Положение в„– 49-11.
В соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 2 и 3 статьи 34 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3.3 Положения в„– 49-11 с целью приобретения прав на земельные участки граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении такого земельного участка, представляют в уполномоченный орган Исполнительного комитета г. Казани заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, срока его аренды.
К заявлению должны быть приложены оригиналы для сверки и копии или нотариально заверенные копии следующих документов: - для юридических лиц: устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на налоговый учет, решения о назначении руководителя;
- для граждан: документа, удостоверяющего личность, свидетельства о постановке на налоговый учет (для индивидуальных предпринимателей), свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
- съемки текущих изменений в масштабе 1:500;
- выписки из государственного земельного кадастра.
На основании указанного заявления орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункты 4, 5 и 6 статьи 34 ЗК РФ).
Из смысла пункта 2 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 в„– 190-ФЗ следует, что при осуществлении градостроительной деятельности должен быть обеспечен сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка не является основанием для автоматического возникновения прав на земельный участок в соответствии со статьей 29 ЗК РФ и не предопределяет принятие решения органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка, которое должно приниматься в соответствии с действующим законодательством.
Предметом заявления по настоящему делу является требование о предоставлении земельного участка на каком-либо праве.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение требований Положения в„– 49-11, заявитель при обращении в уполномоченный орган муниципального образования не представил кадастровый паспорт (выписку из государственного земельного кадастра) на испрашиваемый земельный участок.
Судами установлено, что до настоящего времени, испрашиваемый земельный участок на кадастровый учет не поставлен.
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 данной статьи, ограничиваются в обороте.
Земельные участки в границах особо охраняемой природной территории могут быть предоставлены в пользование в рекреационных, физкультурно-оздоровительных и культурно-просветительских целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории.
Испрашиваемый участок находится в береговой полосе озера Малое Лебяжье, где в прилегающих в радиусе 50 метров не допускается искажение исторически сложившегося ландшафта и изменение функционального назначения земельных участков с целью предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий для сохранения природной среды в естественном состоянии.
Согласно статье 95 ЗК РФ и пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон в„– 33-ФЗ) к землям особо охраняемых территорий относятся природные парки, являются объектами общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона в„– 33-ФЗ особо охраняемыми природными территориями регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 в„– 13763/11 отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям, согласно Федеральному закону в„– 33-ФЗ, осуществляется путем принятия органами государственной власти (федеральными или региональными) или органами местного самоуправления нормативного правового акта. Земельные участки, принадлежащие к категории особо охраняемых территорий и объектов, касательно которых такие акты не принимались, могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения. Последние не являются ограниченными в обороте (статья 27 ЗК РФ) и могут быть предоставлены в частную собственность, например юридическому лицу, имеющему право приобрести в собственность участок, которым оно обладает на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно постановлению Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 31.07.2009 в„– 6384 "Об утверждении границ особо охраняемой природной территории местного значения - городского леса "Лебяжье" в редакции, действовавшей на момент обращения Предпринимателя с заявлением, в соответствии с ЗК РФ, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Республики Татарстан на территории оздоровительных комплексов не допускаются:
- искажения исторически сложившегося ландшафта;
- хозяйственная деятельность, не совместимая с назначением городских лесов;
- возведение объектов капитального строительства без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- движение транспорта вне дорог общего пользования;
- проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан;
- добыча, уничтожение охотничьих и непромысловых видов животных, за исключением видов, представляющих угрозу для жизни и здоровья человека;
- проведение рубок в выводково-гнездовой период с 1 апреля по 31 июля;
- умышленное причинение беспокойства, отлов и уничтожение, разорение гнезд, муравейников и нор диких животных;
- нарушение условий произрастания различных видов растений и обитания животных, включенных в Красную книгу Республики Татарстан или являющихся редкими на природной территории городского леса "Лебяжье";
- сбор цветов и лекарственных трав;
- заготовка и сбор всех видов растений и их частей (за исключением регулируемого сенокошения, осуществляемого с целью предотвращения зарастания лужаек древесной растительностью);
- выпас скота;
- заготовка новогодних елей;
- организация свалок мусора и бытовых отходов;
- разведение костров, сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы;
- использование земель для садоводства и огородничества;
- повреждение или самовольные порубки деревьев и кустарников, произраставших на земельном участке до момента приобретения права собственности на данный участок;
- пребывание посетителей с пневматическим и иным оружием, рогатками, сачками и другими орудиями отстрела или отлова животных;
- изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс природной территории.
На указанной природной территории в соответствии с ее целевым назначением разрешается:
- строительство зданий и сооружений, прокладка дорог и инженерно-технических коммуникаций, необходимых для обеспечения охраны, содержания и использования природной территории в соответствии с целями и задачами ее создания;
- ремонт, реконструкция объектов и сооружений, дорог и инженерно-технических коммуникаций на тех земельных участках, где допускается ограниченная хозяйственная деятельность;
- проведение работ, связанных с устранением аварийных ситуаций и ликвидацией их последствий.
В силу статьи 95 ЗК РФ на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой инстанции и апелляционной суд, учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах особо охраняемой территории местного значения, а также установив, что земельный участок не поставлен на кадастровый учет, и предприниматель при обращении в уполномоченный орган муниципального образования не представил кадастровый паспорт (выписку из государственного земельного кадастра) на испрашиваемый земельный участок, пришли к обоснованному выводу о правомерности отказа предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для организации парка для занятия водными видами спорта (вейкпарк).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая, что суды первой и апелляционной инстанций установили фактические обстоятельства спора, оценили имеющиеся в деле доказательства, правильно применили к отношениям сторон нормы материального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления по доводам, приведенным в жалобах. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу в„– А65-5823/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
В.А.ПЕТРУШКИН


------------------------------------------------------------------