Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.01.2016 N Ф06-4063/2015 по делу N А12-15997/2015
Требование: О взыскании долга по договору транспортной экспедиции и пеней.
Обстоятельства: Ответчик в нарушение пункта договора ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате погрузочно-разгрузочных работ с тяжеловесными грузами, осуществленных истцом.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не определен размер задолженности за выполненные работы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2016 г. в„– Ф06-4063/2015

Дело в„– А12-15997/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королевой Н.Н.,
судей Нагимуллина И.Р., Александрова В.В.,
при участии представителя:
ответчика - Колесника С.С. (доверенность от 12.11.2015 в„– 60),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.06.2015 (судья Буланков А.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Антонова О.И., Волкова Т.В.)
по делу в„– А12-15997/2015
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к обществу с ограниченной ответственностью "Южный транспортный Альянс", г. Анапа Краснодарский край (ИНН 2301084505, ОГРН 1132301003966) о взыскании 9 210 262 руб. 86 коп. долга, 60 474 руб. 33 коп. пеней.,

установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Южный транспортный альянс" (далее - ООО "Южный транспортный Альянс", ответчик) о взыскании 9 210 262 руб. 86 коп. долга, 60 474 руб. 33 коп. пеней.
Исковые требования заявлены в соответствии с условиями договора от 13.10.2014 в„– 24-МЧ-2 транспортной экспедиции и мотивированы тем, что ответчик в нарушение пункта 4.1. договора ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате погрузочно-разгрузочных работ с тяжеловесными грузами, осуществленных истцом в период с 08.02.2015 по 28.02.2015.
Истец до принятия решения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил сумму долга до 6 620 657 руб. 56 коп. и увеличил сумму пеней до 179 148 руб. 86 коп.
Решением от 30.06.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015, Арбитражный суд Волгоградской области в иске отказал.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" в лице его филиала - Приволжской дирекции по управлению терминально-складским комплексом - с.п. Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом - просит состоявшиеся судебные акты отменить как не соответствующие нормам права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на пункт 4.1. договора, толкование которого судами обеих инстанций осуществлено в нарушение статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в связи с чем применение коэффициента 1,6 при определении стоимости выполненных погрузочно-разгрузочных работ соответствует воле сторон договора.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Южный транспортный Альянс" просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, считает судебные акты подлежащими отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Отказывая в иске, суды обеих инстанций исходили из того, что применение истцом при расчете платы за выполненные им погрузочно-разгрузочные работы Таблицы в„– 4 Тарифного руководства в„– 3 является неправомерным, поскольку Федеральный закон от 08.01.1998 в„– 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", которым было утверждено Тарифное руководство в„– 3, утратил силу со дня вступления в силу Федерального закона от 10.01.2003 в„– 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
При этом суды установили, что с учетом произведенных ответчиком платежей долг по оплате выполненных истцом работ отсутствует, а имеется переплата.
Однако судами обеих инстанций не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Судами установлен факт заключения между сторонами спора договора от 13.10.2014 в„– 24-МЧ-2 транспортной экспедиции, в соответствии с которым истец (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет ответчика (клиента) выполнить указанные в поручении клиента транспортно-экспедиторские услуги.
В соответствии с пунктом 4.1. договора оплата услуг экспедитора производится согласно Тарифного руководства в„– 3 и протокола согласования договорных цен, являющегося его неотъемлемой частью (Приложение в„– 2).
Согласно статье 21 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями). Погрузка порожних или груженых контейнеров в вагоны, а также выгрузка из них таких контейнеров в местах общего пользования обеспечивается перевозчиками за счет грузополучателей с ее оплатой по соглашению сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Следовательно, применение Тарифного руководства в„– 3 и протокола согласования договорных цен при определении размера стоимости погрузочно-разгрузочных работ предусмотрено соглашением сторон договора.
То обстоятельство, что Тарифное руководство в„– 3, установленное ФЭК России в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 в„– 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", не подлежит обязательному применению со дня вступления в силу Федерального закона от 10.01.2003 в„– 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", не исключает его использования при определении стоимости погрузочно-разгрузочных работ по соглашению сторон договора и не противоречит статье 21 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
При таких условиях судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение для определения размера задолженности за выполненные работы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 по делу в„– А12-15997/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Н.Н.КОРОЛЕВА

Судьи
В.В.АЛЕКСАНДРОВ
И.Р.НАГИМУЛЛИН


------------------------------------------------------------------