Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2016 N Ф06-4388/2015 по делу N А12-5520/2015
Требование: О признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, выразившегося в неопубликовании объявления о возможном предоставлении земельного участка, об обязании устранить нарушения, о признании незаконной передачи земельного участка третьему лицу.
Обстоятельства: Общество полагало, что передача спорного земельного участка на праве постоянного при наличии заявки от общества не соответствует закону.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку передача участка осуществлена в специальном порядке, исключающем проведение торгов, кроме того, в части заявленного требования обществом избран ненадлежащий способ защиты права.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2016 г. в„– Ф06-4388/2015

Дело в„– А12-5520/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
заинтересованного лица - Мальцева Е.А., доверенность от 22.01.2016 в„– 162,
третьего лица - Мальцева Е.А., доверенность от 12.01.2016 в„– 1,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лагуна"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2015 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу в„– А12-5520/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лагуна" (ИНН 3420011730, ОГРН 1113457001008) к администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3420003602, ОГРН 1023405766471) о признании бездействий незаконными, с участием в деле в качестве третьего лица - муниципальной бюджетной общеобразовательной организации "Новониколаевская средняя общеобразовательная школа в„– 1 имени А.Н.Левченко",

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Лагуна" (далее - ООО "Лагуна", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация), выразившегося в неопубликовании в средствах массовой информации объявления о возможном предоставлении земельного участка с кадастровым номером 34:20:04 00 04:249, и об обязании устранить нарушения прав общества, о признании незаконной передачу земельного участка с кадастровым номером 34:20:04 00 04:249 в постоянное (бессрочное) пользование муниципальной бюджетной общеобразовательной организации "Новониколаевская средняя общеобразовательная школа в„– 1 имени А.Н.Левченко" (далее - МБОО "Новониколаевская СОШ в„– 1", общеобразовательная организация).
Решением суда первой инстанции от 14.05.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015, в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ООО "Лагуна" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, ООО "Лагуна" 02.12.2014 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на десять лет земельного участка общей площадью 12 47 155 кв. м с кадастровым номером 34:20:04 00 04:249, расположенного на расстоянии 200 метров северо-западнее хутора Алексиковский Новониколаевского района Волгоградской области, для осуществления производства сельскохозяйственной продукции.
Администрация письмом от 31.12.2014 в„– 4595 сообщила о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду в связи с тем, что названный земельный участок на основании распоряжения главы администрации Волгоградской области от 09.09.2002 в„– 862-р "О мерах по созданию учебно-опытных хозяйств на пахотных землях, закрепленных за сельскими образовательными учреждениями", постановления администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области от 29.12.2014 в„– 1185 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации "Новониколаевская средняя общеобразовательная школа в„– 1 имени А.Н.Левченко" в соответствии с протоколом постоянно действующей районной земельной комиссии от 26.12.2014 в„– 10 для повышения уровня профессионального обучения учащихся школы в сфере сельского хозяйства.
Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в установленном законом порядке 27.01.2015.
Общество, полагая, что бездействие администрации, выразившееся в неопубликовании в средствах массовой информации объявления о возможном предоставлении земельного участка с кадастровым номером 34:20:04 00 04:249 и передача этого земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования при наличии двух конкурирующих заявок не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и нарушают его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ заявитель должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
На основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (часть 1). Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (часть 4). Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом) (часть 6).
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (пункт 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В силу пункта 2, 4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным или муниципальным учреждениям, учреждениям, созданным государственными академиями наук и (или) подведомственным им, на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.
На основании пункта 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Из содержания указанной нормы права следует, что орган власти обязан подготовить и заблаговременно опубликовать информацию о наличии предполагаемых для передачи в аренду земельных участков.
Однако действующим законодательством не урегулирована ситуация, при которой в отношении одного и того же земельного участка поданы заявки от бюджетной организации, претендующей на предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, в целях выполнения задач, в связи с которыми оно создано, и хозяйственного общества, которое не может быть субъектом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, претендует на предоставление этого участка в аренду с целью осуществления основной деятельности - извлечения прибыли в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, общеобразовательная организация "Новониколаевская средняя общеобразовательная школа в„– 1 имени А.Н.Левченко" является муниципальным учреждением, созданным для реализации определенных целей и задач, в указанных целях вправе получить земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования в специальном порядке, исключающем проведение торгов.
Названная организация ранее неоднократно обращалась в администрацию с просьбой предоставления земельного участка для реализации проекта "Агрошкола социального успеха как центр воспитания будущего хозяина земли".
Для реализации проекта им была разработана необходимая документация (положение об организации работы учебно-опытного хозяйства), подготовлены проекты договоров сотрудничества с фермерскими хозяйствами, положение об ученической производственной бригаде.
В то же время ООО "Лагуна" относится к хозяйствующим субъектам, основной целью деятельности которой является систематическое извлечение прибыли, поэтому в силу действующего законодательства оно не может быть субъектом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что изначально спорный земельный участок предполагалось предоставить в аренду исключительно для коммерческих целей, в материалах дела не имеется, суду не предоставлено.
Вследствие чего суды обоснованно отклонили доводы Общества о том, что ООО "Лагуна" и МБОО "Новониколаевская СОШ в„– 1" являются конкурирующими претендентами на спорный земельный участок.
Суды указали, что создание на базе образовательного учреждения "Агрошколы" с привлечением к ее работе специалистов сельского хозяйства не противоречит действующему законодательству, доказательств того, что передача спорного земельного участка средней школе носит формальный характер, не представлено.
Принимая во внимание вышеуказанное, а также то, что подлежат опубликованию только сообщения о предполагаемых для передачи в аренду земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а передача спорного земельного участка общеобразовательной организации в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется в специальном порядке, исключающем проведение торгов, суды отказали в признании незаконным бездействия администрации в неопубликовании в средствах массовой информации объявления о возможном предоставлении земельного участка с кадастровым номером 34:20:04 00 04:249.
Кроме того, поскольку государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок в установленном порядке заявителем не оспорена, незаконным не признана, суды пришли к выводу, что обществом избран ненадлежащий способ защиты в части требования о признании незаконной передачи земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, поскольку в данном случае возникает спор о праве, который должен быть разрешен в порядке искового производства.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Ссылки заявителя жалобы на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам по конкретным делам исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку указанные судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 по делу в„– А12-5520/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА


------------------------------------------------------------------