Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2016 N Ф06-4926/2015 по делу N А57-14028/2015
Требование: Об отмене постановления о назначении административного наказания, о прекращении производства по административному делу по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за непредставление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано в части, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден, размер штрафа снижен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2016 г. в„– Ф06-4926/2015

Дело в„– А57-14028/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
при участии представителя:
истца - Алябьевой А.Н., по доверенности от 20.01.2016 (б/н),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агророс"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.08.2015 (судья Лескина Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи: Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу в„– А57-14028/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агророс" (ОГРН 1086444000279, ИНН 6407002740), с. Балтай, Саратовская область, о признании незаконным и отмене постановления Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Саратов, о назначении административного наказания от 28.05.2015 в„– 24/190/2015, о прекращении производства по делу,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Агророс" (далее - ООО "Агророс", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, административный орган) от 28.05.2015 в„– 24/190/2015 о назначении административного наказания, о прекращении производства по административному делу.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.08.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015, постановление административного органа изменено в части назначения административного наказания, размер административного штрафа снижен с 200 000 рублей до 100 000 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Агророс" обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ООО "Агророс" эксплуатирует опасный производственный объект - сеть газопотребления (рег. в„– А51-05989-0001).
Административный орган, выявив нарушения требований части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон в„– 116-ФЗ) в соответствии с которыми в срок до 01.04.2015 не представлены сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, в отношении общества составил протокол об административном правонарушении от 18.05.2015 в„– 24/190/2015, постановлением от 28.05.2015 в„– 24/190/2015 привлек общество к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций признали установленным событие административного правонарушения в действиях общества. Вместе с тем, с учетом положений пунктов 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ пришли к выводу, что назначенное обществу наказание не соответствует тяжести совершенного правонарушения и изменили размер административного штрафа с 200 000 рублей на 100 000 рублей.
В силу части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно Примечанию 3 к статье 9.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона в„– 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с данным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к указанному Федеральному закону.
В соответствии с требованиями промышленной безопасности, содержащимися в пункте 1 статьи 9 Федерального закона в„– 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 Федерального закона в„– 116-ФЗ; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
Судебными инстанциями установлено, что в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 в„– 263 обществом, по состоянию на 01.04.2015, сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности не представлены.
Факт осуществления ООО "Агророс" эксплуатации опасного производственного объекта и непредставления до 01.04.2015 в административный орган сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности подтвержден материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении.
С учетом положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, в рассматриваемой ситуации, вина общества выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения положений Федерального закона в„– 116-ФЗ в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, в материалы дела не представлены.
Таким образом, судебные инстанции, в совокупности оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу, что общество не приняло все зависящие от него достаточные меры для соблюдения законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в области промышленной безопасности.
Выводы судебных инстанций о наличии в действиях общества состава правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и в силу статьи 71 АПК РФ переоценке не подлежат.
Вместе с тем, учитывая имущественное и финансовое положение общества, обстоятельства и характер совершенного правонарушения, а также отсутствие тяжких последствий, судебные инстанции обоснованно уменьшили размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 100 000 рублей.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.08.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 по делу в„– А57-14028/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агророс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Н.Н.САФИН

Судьи
С.В.МОСУНОВ
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------