Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.02.2016 N Ф06-4890/2015 по делу N А65-12584/2015
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал орган местного самоуправления нарушившим законодательство о защите конкуренции в связи с предоставлением физическому лицу земельных участков в аренду с нарушением установленного действующим законодательством порядка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2016 г. в„– Ф06-4890/2015

Дело в„– А65-12584/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
ответчика - Миначова Р.А. доверенность от 31.12.2015 в„– РХ-06/20372,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2015 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу в„– А65-12584/2015
по заявлению муниципального казенного учреждения Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г. Елабуга Республики Татарстан, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, при участии третьего лица - Низаметдинова Фаниса Равилевича, г. Набережные Челны Республики Татарстан, об оспаривании решения,

установил:

муниципальное казенное учреждение Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее - учреждение, МКУ "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района РТ") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, Управление) от 07.04.2015 по делу в„– 06-20/2015.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, учреждение обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, решением от 07.04.2015 по делу в„– 06-20/2015 Татарстанское УФАС России признало учреждение нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в предоставлении в аренду гр. Низаметдинову Ф.Р. земельных участков с кадастровыми номерами 16:47:000000:175 и 16:47:010201:395 для жилищного строительства без проведения конкурентных процедур (пункт 1 решения), и признало Главу Елабужского муниципального района Республики Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в принятии постановлений от 13.05.2013 в„– 859 и в„– 860 (пункт 2 решения), а это приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Заявитель, полагая, что вынесенное решение о признании МКУ "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района РТ" является незаконным, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
В части 1 статьи 57 Устава муниципального образования "Елабужский муниципальный район", утвержденного решением Совета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 13.07.2012 в„– 234, указано, что учреждение является функциональным органом местного самоуправления, образуемым Советом района и реализует свои функции в области земельных и имущественных отношений, приватизацию, управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами, а также координацию деятельности в этой сфере иных органов местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 57 Устава учреждение от имени муниципального района решает вопросы по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Татарстан, этим уставом, муниципальными правовыми актами; принимает решения о передаче муниципального имущества в аренду, о продаже и обмене муниципального имущества в порядке, установленном федеральным законодательством, этим уставом и решениями Совета района.
Из материалов дела видно, постановлениями Главы Елабужского муниципального района от 13.05.2013 в„– 859 и в„– 860 гр. Низаметдинову Ф.Р. сроком на три года предоставлены в аренду земельные участки площадью 12095 кв. м и 24349 кв. м с кадастровыми номерами 16:47:000000:175 и 16:47:010201:395 по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район, г. Елабуга.
Информационное сообщение на татарском языке о предоставление в аренду указанных земельных участков размещено 10.04.2013 в газете "Алабуга Нуры" в„– 27 (12343). Данный факт учреждение не оспаривает.
На основании указанных постановлений учреждение заключило с гр. Низаметдиновым Ф.Р. договоры от 17.05.2013 в„– ТО-06-071-1668 и в„– ТО-06-071-1669 об аренде упомянутых земельных участков.
14.06.2013 Елабужским городским прокурором вынесены протесты с требованием привести указанные постановления в соответствие с действующим законодательством, поскольку предоставление земельных участков под жилищное строительство без проведения торгов является незаконным.
Постановлениями Главы Елабужского муниципального района от 26.06.2013 в„– 1025 и в„– 1026 вышеуказанные постановления отменены, между учреждением и гр. Низаметдиновым Ф.Р. заключено соглашение от 30.12.2013 о расторжении договоров от 17.05.2013 в„– ТО-06-071-1668 и в„– ТО-06-071-1669 об аренде земельных участков.
Информационное сообщение о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 16:47:010201:632, 16:47:010201:633, 16:47:010201:634, 16:47:010201:635, 16:47:010201:413, 16:47:010201:414, 16:47:010201:415, 16:47:010201:416, 16:47:010201:417, 16:47:010201:418, 16:47:010201:440, 16:47:010201:454, 16:47:010201:455, 16:47:010201:449, 16:47:010201:446, 16:47:010201:441, 16:47:010201:445, 16:47:010201:457, 16:47:010201:448, 16:47:010201:450, 16:47:010201:444, 16:47:010201:451, 16:47:010201:443, 16:47:010201:452, 16:47:010201:447, 16:47:010201:442, 16:47:010201:453, 16:47:010201:456, 16:47:010201:458 были опубликованы только на татарском языке в газете "Алабуга Нуры" от 24.07.2013 в„– 56 (12372).
Публикаций и информационных сообщений на русском языке в других средствах информации размещено не было, что учреждением не оспаривается.
Орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по распоряжению земельными участками Елабужского муниципального образования не имеет права без соблюдения установленных законодательных процедур (в данном случае - без опубликования сообщения на двух языках) вынести постановление о предоставлении земельных участков или в отказе в этом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений; далее - ЗК РФ) органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу части 1 статьи 8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.
Решением Совета Елабужского муниципального района от 18.11.2006 в„– 81 в качестве средства массовой информации, осуществляющего официальную публикацию муниципальных нормативных правовых актов, определены газеты "Новая Кама" и "Алабуга Нуры".
Суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что публикация только на татарском языке в газете "Алабуга Нуры" от 24.07.2013 в„– 56 (12372) сообщения о предоставлении указанных земельных участков нарушает права неограниченного круга лиц, не владеющих татарским языком, на равный доступ к приобретению прав на земельные участки.
Учреждение, наделенное полномочиями по распоряжению земельными участками Елабужского муниципального образования, не имеет права без соблюдения установленных законом процедур (в данном случае - без опубликования сообщения на татарском и русском языках) вынести постановление о предоставлении земельных участков или в отказе в этом.
Таким образом, суды сделали правильный вывод, что предоставление преимущественного права гр. Низаметдинову Ф.Р. на заключение договоров аренды в обход определенной законодательством процедуры предоставления земельных участков и размещения информации в средствах массовой информации лишь на татарском языке о предоставлении земельных участков в аренду для жилищного строительства, нарушило принципы публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков, лишило потенциальных приобретателей на равных правах принимать участие в распределении муниципальных земельных участков, препятствуя реализации цели выставления земельных участков на публичную продажу, ущемило права неограниченного круга лиц, заинтересованных в приобретении земельных участков и повлекло ограничение, недопущение и устранение конкуренции, что безусловно является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 по делу в„– А65-12584/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
О.В.ЛОГИНОВ


------------------------------------------------------------------