Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.11.2016 N Ф06-14794/2016 по делу N А57-26571/2015
Требование: О взыскании задолженности по соглашению о предоставлении муниципальной гарантии в порядке субсидиарной ответственности за неисполнение принципалом обязательств по оплате поставленного природного газа.
Обстоятельства: В связи с неисполнением принципалом своих обязательств по договору поставки газа, обеспеченных соглашением о предоставлении муниципальной гарантии, бенефициар обратился к гаранту за выплатой денежных средств.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку муниципальная гарантия не была предусмотрена в решении о бюджете, не вошла в состав муниципального долга, то есть не представлено доказательств соблюдения процедуры предоставления муниципальной гарантии.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2016 г. в„– Ф06-14794/2016

Дело в„– А57-26571/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Махмутовой Г.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Филимонова С.А.,
при участии представителя:
истца - Андреева М.В., доверенность от 01.12.2015 в„– 46-04-5505д,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов", г. Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.05.2016 (судья Павлова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Камерилова В.А., Телегина Т.Н.)
по делу в„– А57-26571/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов", г. Саратов, (ИНН 6450068585, ОГРН 1036405021047) к Ровенской районной администрации Ровенского муниципального района Саратовской области, Саратовская обл., п. Ровное; (ИНН 6428000052, ОГРН 1026401984564) о взыскании денежных средств, с участием третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис", Саратовская обл., п. Ровное (ИНН 6428005170, ОГРН 1116449005056),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Ровенской районной администрации Ровенского муниципального района Саратовской области (далее - администрация, ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании 434 519 руб. 28 коп. задолженности по соглашению о предоставлении муниципальной гарантии в порядке субсидиарной ответственности за неисполнение принципалом - обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" (далее - ООО "Жилкомсервис") обязательств по оплате поставленного природного газа за период с марта по апрель 2015 года.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.05.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает ошибочными выводы судов о недействительности выданной муниципальной гарантии.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" (бенефициар), ООО "Жилкомсервис" (принципал) и администрацией (гарант) было подписано Соглашение от 29.06.2015 в„– 1 "О предоставлении муниципальной гарантии Ровенского муниципального района" (далее - Соглашение), в соответствии с условиями которого администрация обязалась уплатить по письменному требованию бенефициара сумму 2 000 000 руб.: в срок до 01.09.2015 - 1 000 000 руб., в срок до 01.10.2015 - 1 000 000 руб. в случае неисполнения обязательств принципалом (ООО "Жилкомсервис") обязательств по договору поставки газа от 01.01.2015 в„– 46-0-30619/15, заключенному между принципалом и бенефициаром, за период февраль - апрель 2015 года.
Обязательства ООО "Жилкомсервис" по оплате задолженности перед истцом на день подачи иска не были исполнены.
Согласно пункту 1.2 Соглашения и условиям гарантии гарант (ответчик) обязуется оплатить по письменному требованию бенефициара (истца) денежную сумму в размере 2 000 000 руб. в срок до 01.10.2015.
В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения обязательства гаранта по гарантии будут уменьшаться по мере выполнения принципалом (ООО "Жилкомсервис") своих денежных обязательств, обеспеченных гарантией.
В соответствии с пунктом 2.4 Соглашения гарант обязан в трехдневный срок с момента заключения настоящего Соглашения сделать соответствующую запись в муниципальной долговой книге об увеличении муниципального долга.
В связи с наличием задолженности третьего лица перед ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" в размере 434 519 руб. 28 коп. последний обратился в арбитражный суд с иском к администрации, принявшей на себя обязательства о погашении задолженности за ООО "Жилкомсервис" в размере 2 000 000 руб.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу норм статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от их исполнения не допускается.
Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных пунктом 3 статьи 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Одной из форм долгового обязательства муниципального образования является муниципальная гарантия.
Государственная (муниципальная) гарантия представляет собой не поименованный в главе 23 "Обеспечение исполнения обязательств" ГК РФ способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично (пункт 1 статьи 115 БК РФ, пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
Форма, порядок и условия предоставления муниципальных гарантий предусмотрены нормами статей 115, 115.2, 117 БК РФ.
Муниципальные гарантии предоставляются только в письменной форме (пункт 3 статьи 115 БК РФ).
От имени муниципального образования предоставление муниципальных гарантий осуществляет администрация муниципального образования. Муниципальные гарантии предоставляются в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год.
Основанием для предоставления муниципальной гарантии являются решение местной администрации и договор о предоставлении муниципальной гарантии (пункт 1 статьи 115.2, пункт 2 статьи 117 БК РФ).
Предоставление и исполнение муниципальной гарантии подлежат отражению в муниципальной долговой книге (абзац 2 пункт 5 статьи 117 БК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ и Федеральным законом от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация является представительным органом публично-правового образования.
Из положений статьи 100 БК РФ следует, что долговые обязательства муниципального образования могут существовать в определенных формах, в частности, в виде обязательств по муниципальным гарантиям, долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах, за исключением предусмотренных данной нормой.
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ в„– 23) разъяснено, что публично-правовое образование может обязываться нести ответственность за исполнение обязательств иным лицом только путем предоставления государственной (муниципальной) гарантии, обязательства по которой в силу положений статей 98 - 100 БК РФ включаются в состав государственного (муниципального) долга.
Из смысла пункта 1.5 Соглашения о предоставлении муниципальной гарантии следует, что администрация по муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности принципала - ООО "Жилкомсервис" по договору поставки газа.
В силу пункта 3 статьи 100 БК РФ в объем муниципального долга включается, в том числе, объем обязательств по муниципальным гарантиям.
Согласно пункту 1 статьи 107 БК РФ предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в рамках ограничений, установленных пунктами 2 и 3 данной статьи. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, долга муниципального образования (муниципального долга) означает объем долга субъекта Российской Федерации, объем муниципального долга, который не может быть превышен при исполнении соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 107 БК РФ предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Пунктом 6 статьи 107 БК РФ предусмотрено, что законом (решением) о соответствующем бюджете устанавливается верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии такового), верхний предел муниципального долга по состоянию на 01.01.2015, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе, верхнего предела долга по государственным гарантиям субъекта Российской Федерации, муниципальным гарантиям. Верхний предел муниципального долга устанавливается с соблюдением ограничений, установленных пунктом 3 данной статьи.
В силу пункта 2 статьи 117 БК РФ от имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями Кодекса и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Таким образом, представительный орган муниципального образования в решении о бюджете на очередной финансовый год обязан определить предельный объем муниципального долга, в том числе общую сумму предоставляемых муниципальных гарантий, которые не могут превышать ограничение, установленное в пункте 3 статьи 107 БК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 117 БК РФ государственные и муниципальные гарантии субъектов Российской Федерации и муниципальных образовании предоставляются в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в законе (решении) о бюджете на очередной год (пункт 7 постановления Пленума ВАС РФ в„– 23).
Пунктом 8 Решения Ровенского районного Собрания Ровенского муниципального района Саратовской области от 16.12.2014 в„– 424 "О бюджете Ровенского муниципального района на 2015 год" установлен верхний предел муниципального внутреннего долга на 01.01.2015 в сумме 1 580 000 руб. в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям в сумме 0,0 тыс. руб.
Решением Ровенского районного Собрания Ровенского муниципального района Саратовской области от 26.06.2015 в„– 479 "О внесении изменений в бюджет Ровенского муниципального района на 2015 год" был увеличен верхний предел долга в сумме 2 000 000 руб. Данное решение было признано незаконным Контрольно-счетной комиссией Ровенского муниципального района Саратовской области.
Решением Ровенского районного Собрания Ровенского муниципального района Саратовской области от 24.07.2015 в„– 487 "О внесении изменений в бюджет Ровенского муниципального района на 2015 год" внесено изменения в пункт 9, в котором верхний предел долга в сумме 2 000 тыс. руб. заменен на 0,0 тыс. руб.
Учитывая данные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу, что Соглашение о предоставлении муниципальной гарантии, заключенное Ровенской районной администрацией с ООО "Жилкомсервис" и ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" на сумму 2 000 000 руб., значительно превышает установленный Решением Ровенского районного Собрания Ровенского муниципального района Саратовской области от 16.12.2014 в„– 424 "О бюджете Ровенского муниципального района на 2015 год" в сумме 0,0 тыс. руб. верхний предел муниципального долга Ровенского муниципального района по муниципальным гарантиям на 01.01.2015.
Доказательств признания незаконным, либо отмене Решения Ровенского районного Собрания Ровенского муниципального района Саратовской области четвертого созыва от 24.07.2015 в„– 487, изменившим пределы общей суммы предоставляемых гарантий, суду не представлено.
Таким образом, истцом не представлено доказательств принятия Решения муниципальным собранием Ровенского муниципального района Ровенской области о включении в бюджет 2015 года муниципальной гарантии в размере 2 000 000 руб.
Кроме того, судами учтено, что отсутствуют доказательства предоставления и исполнения муниципальной гарантии в муниципальной долговой книге, представленной ответчиком в материалы дела.
Исследовав условия Соглашения, а также приняв во внимание разъяснения, изложенные в постановлении Пленума ВАС РФ в„– 23, суды пришли к выводу о том, что обязательство администрации, предусмотренное пунктом 1.2 Соглашения, предполагает предоставление муниципальной гарантии.
Вместе с тем суды, установив обстоятельства несоблюдения процедуры предоставления муниципальной гарантии муниципальным образованием по спорному договору, предусмотренной БК РФ, в виде отсутствия решения муниципального образования о включении в бюджет 2015 года муниципальной гарантии, пришли к обоснованному выводу о том, что условия спорного соглашения в части поручительства администрации за общество в силу статьи 168 ГК РФ являются ничтожными, как не соответствующие требованиям порядка предоставления муниципальной гарантии.
В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Поскольку пункт 1.2 Соглашения является недействительным с момента его совершения, следовательно, правомерен вывод судов о том, что обязательственные правоотношения между сторонами не возникли.
Истцом в нарушение требований статей 65, 67, 68 АПК РФ не представлено доказательств соблюдения предусмотренной БК РФ процедуры предоставления муниципальной гарантии муниципальным образованием по спорному Соглашению, а также доказательств того, что обязательства муниципального образования в установленном порядке включены в состав муниципального долга.
Установив, что спорная муниципальная гарантия не предусмотрена в решении о бюджете, не вошла в состав муниципального долга и не отражена в муниципальной долговой книге, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.05.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 по делу в„– А57-26571/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Г.Н.МАХМУТОВА

Судьи
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
С.А.ФИЛИМОНОВ


------------------------------------------------------------------