Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.11.2016 N Ф06-15253/2016 по делу N А72-3314/2016
Требование: О признании незаконным решения органа исполнительной власти субъекта РФ об отказе в установлении на услуги по передаче электрической энергии.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что общество не соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана надлежащая оценка доводам органа исполнительной власти субъекта РФ о том, что указанный обществом трансформатор не может самостоятельно участвовать в оказании услуг по передаче электрической энергии, не установлены все обстоятельства дела.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2016 г. в„– Ф06-15253/2016

Дело в„– А72-3314/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области - Артемьева Е.В., доверенность от 10.05.2016 в„– 36,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.06.2016 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Кувшинов В.Е., Корнилов А.Б.)
по делу в„– А72-3314/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рузаевские электрические сети" (ИНН 1324001060, ОГРН 1131324000532) к министерству развития конкуренции и экономики Ульяновской области в лице структурного подразделения - департамента по регулированию цен и тарифов, третьи лица: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала открытого акционерного общества "РЖД" Куйбышевская железная дорога, общество с ограниченной ответственностью "Распределительные электрические сети" (ИНН 7325116811), общество с ограниченной ответственностью "Авиатурсервис" (ИНН 4345101913), открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго", о признании незаконным отказа, изложенного в уведомлении от 12.02.2016 в„– 06-0104 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Рузаевские электрические сети" (далее - заявитель, ООО "Рузаевские электрические сети", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к министерству развития конкуренции и экономики Ульяновской области в лице структурного подразделения - департамента по регулированию цен и тарифов (далее - Министерство, административный орган), о признании незаконным решения об отказе в установлении (пересмотре) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, изложенное в уведомлении от 12.02.2016 в„– 06-0104, и обязать административный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии для общества с 01.03.2016.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.06.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение, вынесенное директором департамента по регулированию цен и тарифов министерства экономического развития Ульяновской области, изложенное в уведомлении от 12.02.2016 в„– 06-0104, об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии для общества с ограниченной ответственностью "Рузаевские электрические сети". На министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Рузаевские электрические сети".
Министерство, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, общество с ограниченной ответственностью "Рузаевские электрические сети" не доказало наличия у него на праве собственности или ином законном владении объектов электросетевого хозяйства, а именно, трансформатор тип ТДНТ-20000/110 не отвечает признакам самостоятельной вещи, так как входит в состав трансформаторной подстанции "Должникова", следовательно не может самостоятельно (без технологической связи с остальным оборудованием подстанции) участвовать в оказании услуг по передаче электрической энергии.
Что касается передачи в аренду воздушных линий, то ООО "Распределительные электрические сети" не заключало с ООО "Рузаевские электрические сети" договора субаренды от 01.02.2016 в„– 01/2016, в связи с чем представленный договор является ничтожным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене принятых по делу судебных актов, а дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда ввиду не исследования всех обстоятельств дела имеющих значение для правильного разрешения спора в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 05.02.2016 ООО "Рузаевские электрические сети" обратилось в департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономического развития Ульяновской области с заявлением от 04.02.2016 в„– 6 об установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год методом экономического обоснования необходимой валовой выручки, с приложением следующих доказательств: договор купли-продажи оборудования от 31.12.2014 в„– 1кп/14, свидетельствующий о собственнике оборудования - трансформатора ТДТН-20000/110, заводской номер 76119, 21.06.1969 года изготовления; договор субаренды в„– 01/2016 от 01.02.2016, согласно которому Обществу во временное владение и пользование сроком на одиннадцать месяцев переданы объекты электроэнергетики, а именно: отпайка ВЛ-10 кВ от опоры в„– 15/1 в сторону ЗТП в„– 118 630 кВА "Инзенское ХГШ" протяженностью 0,02 км, магистральная КЛ-10 кВ, ВЛ-10 кВ от РП в„– 1-10 кВ в сторону ЗТП в„– 118 630 кВА "Инзенское ХПП" протяженностью 0,620 км, оборудование закрытой трансформаторной подстанции ЗТП в„– 118 630 кВА "Инзенские ХПП", воздушная линия ВЛ-0,4 кВ протяженностью 1,9 км.
Рассмотрев представленные документы, Министерство приняло решение об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии для Общества, выраженное в уведомлении от 12.02.2016 в„– 06-0104, со ссылкой на то, что ООО "Рузаевские электрические сети" не соответствует пункту 1 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 в„– 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям". Основанием для такого вывода послужило информационное письмо Федеральной антимонопольной службы от 14.09.2015 в„– АГ/49225/15 "О рассмотрении обращения", в соответствии с которым электрическое оборудование, в том числе, распределительное, является составной частью подстанции, следовательно, подстанция является неделимым объектом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признавая решение административного органа, изложенного в уведомлении от 12.02.2016 в„– 06-0104 незаконным, судебные инстанции исходили из того, что силовой трансформатор ТДТН 20000/110 является индивидуальным объектом электросетевого хозяйства, воздушные линии находятся у Общества в аренде, следовательно ООО "Рузаевские электрические сети" отвечает критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Между тем судебными инстанциями не учтено следующее.
Пунктом 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178 (далее - Правила регулирования), дополнен нормой, предусматривающей, что основанием для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
12.03.2015 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 в„– 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям"
Пунктом 1 указанного Постановления в„– 184 утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, к которым в частности относится: владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности, и владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), используемыми для осуществления регулируемой деятельности.
Как следует из материалов дела, Обществом представлен договор купли-продажи оборудования от 31.12.2014 в„– 1кп/14, согласно которому оно является собственником оборудования - трансформатора ТДТН-20000/110, заводской номер 76119, 21.06.1969 года изготовления.
Также Обществом был представлен договор субаренды от 01.02.2016 в„– 01/2016, согласно которому ему во временное владение и пользование сроком на одиннадцать месяцев переданы объекты электроэнергетики, а именно: отпайка ВЛ-10 кВ от опоры в„– 15/1 в сторону ЗТП в„– 118 630 кВА "Инзенское ХГШ" протяженностью 0,02 км, магистральная КЛ-10 кВ, ВЛ-10 кВ от РП в„– 1-10 кВ в сторону ЗТП в„– 118 630 кВА "Инзенское ХПП" протяженностью 0,620 км, оборудование закрытой трансформаторной подстанции ЗТП в„– 118 630 кВА "Инзенские ХПП", воздушная линия ВЛ-0,4 кВ протяженностью 1,9 км.
Основанием для отказа обществу в установлении (пересмотре) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, и неутверждении тарифов на передачу электрической энергии по электрическим сетям ООО "Рузаевские электрические сети" на территории Ульяновской области на 2016 год явилось то, что в соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 14.09.2015 в„– АГ/49225/15, передача имущества может быть осуществлена только в отношении целого объекта - подстанции, являющейся объектом недвижимого имущества, таким образом, переданное по договору купли-продажи от 31.12.2014 в собственность Общества имущество - трансформатор тип ТДНТ-20000/110 не отвечает признакам самостоятельной вещи, следовательно, Общество не отвечает критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям в части владения на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности.Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2002 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике", объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей оборудование.
Входящее в состав трансформаторной подстанции оборудование, в том числе и силовые трансформаторы, не являются объектами электросетевого хозяйства и не могут самостоятельно (без технологической связи с остальным оборудованием подстанции) участвовать в оказании услуг по передаче электрической энергии.
Указанная позиция нашла свое отражение в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2008 в„– 11183/08, на которое имеется ссылка в письме Федеральной антимонопольной службы от 14.09.2015 в„– АГ/49225/15, где в частности отмечено, что согласно ГОСТ 2491-90 электрическое оборудование, в том числе распределительное, является составной частью подстанции, соответственно, подстанция является неделимым объектом.
В рассматриваемом случае Общество является собственником оборудования - трансформатора тип ТДНТ-20000/110, а не трансформаторной подстанции.
Вопрос соответствия оборудования - трансформатора тип ТДНТ-20000/110 требованиям трансформаторной подстанции, а, следовательно, объектам электросетевого хозяйства, остался судами без исследования.
Данным обстоятельствам суды не дали оценки, так же как и обстоятельству соответствия спорного имущества - трансформатор тип ТДНТ-20000/110 требованиям статьи 3 Федерального закона от 26.03.2002 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Следовательно, является преждевременным вывод судебных инстанций о том, что ООО "Рузаевские электрические сети" отвечает критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям в части владения на праве собственности или на ином законном основании силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности.
Далее, при рассмотрении заявления ООО "Рузаевские электрические сети" судебными инстанциями устанавливались обстоятельства, касающиеся пункта 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям - владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными).
Приняв во внимание договор субаренды от 01.02.2016 в„– 01/2016, заключенный между Обществом и ООО "Распределительные электрические сети", судебные инстанции пришли к выводу, что данный договор подтверждал наличие у ООО "Рузаевские электрические сети" на законном основании линий электропередач (воздушные и (или) кабельные).
Однако судебными инстанциями не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
Согласно указанной норме, сторона по договору субаренды ООО "Распределительные электрические сети" не вправе было передавать без согласия арендодателя арендованное имущество в субаренду, а также передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу.
Данный вопрос остался судами первой и апелляционной инстанций без исследования.
Кроме того, в договоре аренды от 30.11.2014 в„– 002/12, заключенному между ООО "Авиатурсервис" и ООО "Распределительные электрические сети" было указано иное оборудование, чем поименовано в договоре субаренды, также в договоре аренды нет ссылки на предоставление ООО "Распределительные электрические сети" право передавать в субаренду взятое в аренду имущество.
Оценка указанным обстоятельствам судебными инстанциями также не дана.
Заслуживает внимания и довод заявителя кассационной жалобы о том, что ООО "Распределительные электрические сети" направило в адрес Министерства письмо, где сообщено, что не заключало с ООО "Рузаевские электрические сети" договора субаренды от 01.02.2016 в„– 01/2016, как сделки, по которой было передано имущество, используемое в коммерческой деятельности. Указанное в договоре субаренды от 01.02.2016 в„– 01/2016 оборудование используется самим ООО "Распределительные электрические сети" для оказания услуг по распределению и передаче электрической энергии, имущество участвует в распределении необходимой выручки на 2016 год в составе имущества Общества, тарифы для которого на 2016 год установлены приказами Министерства.
Кроме того, указанные объекты, в виде точки технологического присоединения к сетям ПАО "МРСК Волги", учтены как сетевое хозяйство и посредством содержания и использования которых в регулируемой деятельности ООО "Распределительные электрические сети" получает денежные средства в качестве платы за оказанные услуги по передаче электрической энергии до потребителей ОАО "Ульяновскэнерго".
Таким образом, без выяснения названных обстоятельств является преждевременным вывод судебных инстанций о соответствие ООО "Рузаевские электрические сети" критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в частности пункту 2 критериев, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 в„– 184.
Согласно части 3 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области, при котором следует учесть изложенное, и вопрос о правомерности решения об отказе в установлении (пересмотре) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии и обязании административный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии для общества с 01.03.2016 решить после исследования названных обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.06.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 по делу в„– А72-3314/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
М.А.САВКИНА
И.Ш.ЗАКИРОВА


------------------------------------------------------------------