Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.11.2016 N Ф06-15076/2016 по делу N А65-30882/2015
Требование: О взыскании в солидарном порядке убытков, причиненных в результате невыплаты причитающейся доли средств, полученных от пополнения электронных карт.
Обстоятельства: Истец, осуществляющий перевозку пассажиров городским транспортом общего пользования, указал, что ответчик в спорный период не произвел перечисление денежных средств, поступивших последнему в результате пополнения пассажирами электронных карт.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие совокупности обстоятельств, необходимых для взыскания убытков, не доказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2016 г. в„– Ф06-15076/2016

Дело в„– А65-30882/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Желаевой М.З., Топорова А.В.,
при участии представителя:
ответчика (Министерству финансов Республики Татарстан) - Галимовой М.М. (доверенность от 14.03.2016),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тятюшкина Николая Ивановича, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.04.2016 (судья Харин Р.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Холодная С.Т., Корнилов А.Б.)
по делу в„– А65-30882/2015,
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Тятюшкина Николая Ивановича (ОГРН 304165021600105, ИНН 165002835703) к Министерству финансов Республики Татарстан, г. Казань, к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, о взыскании убытков, с участием в деле в качестве третьих лиц: муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан", Республика Татарстан, г. Набережные Челны, акционерного общества "Социальная карта", г. Казань,

установил:

индивидуальный предприниматель Тятюшкин Николай Иванович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Министерству финансов Республики Татарстан (далее - Минфин) и к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (далее - Минтранс) о взыскании в солидарном порядке 4 885 046 руб. 55 коп. убытков.
Исковое заявление мотивировано причинением Предпринимателю убытков в результате не перечисления причитающихся от пополнения электронных проездных карт денежных средств, подлежащих направлению на компенсацию выпадающих доходов за оказанные по электронным картам транспортные услуги.
Минтранс по отзыве по делу указал, что предусмотренные нормативным актом субъекта федерации обязательства Минтрансом исполнены, Предпринимателю перечислены субсидии на обеспечение равной доступности услуг транспорта для отдельных категорий граждан.
Определением от 16.02.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан" и акционерное общество "Социальная карта".
Минфин в отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении требований, поскольку солидарная ответственность по требованиям Предпринимателя не предусмотрена законодательством, средства от пополнения электронных транспортных карт поступают операторам автоматизированной системы оплаты проезда и распределяются в соответствии с утвержденной методикой, обязательства у Минфина отсутствуют, обязательства по компенсации выпадающих доходов Предпринимателя из бюджета субъекта федерации произведена в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.04.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: средства от пополнения электронных транспортных карт ответчикам не поступали, предусмотренная законодательством компенсация выпадающих доходов Предпринимателя произведена ответчиками в полном объеме, Предпринимателем не представлены доказательства, подтверждающие количество перевезенных льготников и их право на льготный проезд, Предпринимателем не доказано наличие совокупности оснований для взыскания убытков.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 решение суда первой инстанции от 21.04.2016 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Предприниматель ссылается на незаконность и необоснованность судебных актов. По мнению заявителя кассационной жалобы, судебными инстанциями не учтено следующее: оказание Предпринимателем услуг по перевозке льготных пассажиров подтвержден материалами дела и не оспаривается, выделенные из бюджета средства не в полном объеме компенсировали выпадающие доходы Предпринимателя, средства от АО "Социальная карта" Предпринимателем не получались, неполучение средств от оператора свидетельствует о не полной компенсации выпадающих доходов из бюджета, оборудование не было установлено по вине АО "Социальная карта", расчет убытков произведен в соответствии с утвержденной методикой, на стороне ответчиков имеется неосновательное обогащение.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей Предпринимателя, Минтранса и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Минфина просила оставить обжалованные судебные акты без изменения, поскольку судами правомерно отказано в удовлетворении иска, спорные денежные средства в бюджет Республики Татарстан не поступали, аккумулировались в АО "Социальная карта", у Республики Татарстан обязательства по спорным денежным средствам перед Предпринимателем отсутствуют.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Предпринимателя, заслушав представителя Минфина, судебная коллегия суда округа не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
Исковые требования Предпринимателя обусловлены оказанием услуг по перевозке пассажиров в период с 01.01.2013 по 31.06.2013.
Предприниматель на основании договора от 08.08.2008 в„– 207, заключенного с Исполнительным комитетом города Набережные Челны осуществлял пассажирские перевозки по автобусным муниципальным маршрутам, не включенным в муниципальный заказ, маршруты в„– 305 и 2а транспортными средствами особо малой вместимости в количестве 43 единиц.
Порядок организации пассажирских перевозок в Республике Татарстан в спорный период регулировался Законом Республики Татарстан от 13.11.2006 в„– 70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан" (далее - Закон об организации перевозок).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона об организации перевозок перевозчику, осуществляющему перевозку пассажиров по социальным проездным документам и других пассажиров, пользующихся льготами, а также обслуживание маршрутов по регулируемым тарифам, установленным ниже себестоимости перевозок, возмещаются его расходы, связанные с этими перевозками, из средств соответствующего бюджета. Порядок определения размера и условия возмещения указанных расходов перевозчика устанавливаются соответственно Кабинетом Министров Республики Татарстан, органами местного самоуправления и оформляются договором на осуществление пассажирских перевозок.
В целях реализации прав граждан на проезд транспортном общего пользования Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 в„– 161 "Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан" (далее - Постановление в„– 161) введены единый месячный социальный проездной билет и единый месячный детский социальный проездной билет.
В соответствии с пунктом 1 указанного порядка проездной билет и детский проездной билет являются именными, исполняются на бумажном носителе или в виде электронной карты с неограниченным количеством транзакций. При этом транзакция - операция регистрации проезда с использованием электронной карты, является безусловным подтверждением факта совершения поездки.
Согласно пункту 12 Порядка Минфин открывает Минтрансу в каждом городе и районе специальные казначейские счета для зачисления выручки от продажи проездных билетов и детских проездных билетов. В муниципальных районах (городских округах), где транспортные услуги оказывают две и более транспортные организации, средства, полученные от реализации проездных билетов и детских проездных билетов перечисляются Минтрансом транспортным организациям на основании решений о распределении средств, принятых исполнительными комитетами указанных муниципальных образований в соответствии с рекомендациями Минтранса.
Указанным выше Постановлением правительства Республики Татарстан утверждена Методика расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету.
01.01.2013 между Минтрансом и Предпринимателем заключен договор в„– 51, в соответствии с условиями которого Минтранс поручает, а Предприниматель принимает на себя обязательства об оказании транспортных услуг гражданам по единому социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2009 в„– 134 "О предоставлении в 2010 году субсидий и субвенций, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на территории Республики Татарстан" и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 в„– 161 "Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан".
Минтранс в соответствии с заключенным с Предпринимателем договором обязался возместить расходы, связанные с оказанием транспортных услуг гражданам по единому социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету в рамках бюджетного финансирования.
На основании пункта 3.1 указанного договора Минтранс принял на себя обязательство по мере поступления средств на расчетный счет производить перечисление средств в соответствии с Методикой расчета размера транспортных услуг гражданам по единому социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету на основании справок-расчетов, предоставленных муниципальным образованием.
В рамках реализации проекта "Транспортная карта Республики Татарстан", в целях осуществления оплаты проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, Кабинетом Министров Республики Татарстан 02.07.2012 было вынесено Постановление в„– 574 "Об утверждении Порядка предоставления электронных карт с льготным транспортным приложением и электронных карт с транспортным приложением в г. Альметьевске, г. Зеленодольске, г. Нижнекамске, г. Набережные Челны Республики Татарстан".
Согласно пункту 2 указанного постановления Управлению государственных закупок Республики Татарстан совместно с исполнительными комитетами муниципальных образований не позднее 15.08.2012 поручено провести отбор оператора автоматизированной системы оплаты проезда на всех видах городского общественного транспорта и на автомобильном транспорте пригородного сообщения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 данного постановления реализация бумажных единых месячных социальных проездных билетов и единых месячных детских социальных проездных билетов с 01.09.2012 отменена.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.09.2012 в„– 772 Порядок предоставления единого месячного социального проездного билета дополнен Методикой распределения средств, полученных от пополнения электронных карт с льготным транспортным приложением, между транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров в городском и пригородном сообщении на территории Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 2 указанной методики денежные средства, полученные от пополнения льготных транспортных карт и детских льготных транспортных карт, из пунктов продажи и пополнения транспортных карт поступают на расчетные счета операторов автоматизированной системы оплаты проезда и распределяются между транспортными организациями на основании данных о количестве транзакций льготных транспортных карт и детских льготных транспортных карт на маршрутах каждой транспортной организации.
В последующем денежные средства перечисляются со счетов операторов на счета транспортных организаций. Основанием для перечисления денежных средств является договор транспортной организации с оператором.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.09.2012 в„– 772 утвержден Порядок оплаты проезда с использованием электронных карт с льготным транспортным приложением и электронных карт с транспортным приложением.
По результатам отбора оператора АО "Социальная карта" было выбрано оператором автоматизированной системы оплаты проезда на всех видах городского общественного транспорта на территории муниципальных образований: г. Набережные Челны, Альметьевский муниципальный район, Нижнекамский муниципальный район, Зеленодольский муниципальный район.
Предъявляя требования по настоящему делу, Предприниматель исходил из того, что в период действия договора с Минтрансом им понесены убытки, связанные с перевозкой пассажиров по единому социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету.
При этом, указывая на причинение убытков ответчиками, Предприниматель ссылался на то, что с АО "Социальная карта" договор заключен не был, в договор с Минтрансом изменения по порядку осуществления перевозки льготных категорий граждан и возмещения перевозчику расходов не внесены, средства, поступившие от продажи и пополнения единых социальных проездных билетов АО "Социальная карта" как оператору автоматизированной системы оплаты проезда в период с января по июнь 2013 года, подлежали перечислению Предпринимателю.
Определения размера причиненных убытков Предпринимателем производился пропорционально доле в объеме выполненной транспортной работы по Методике расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из следующего.
Предметом требований по настоящему делу является возмещение убытков.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно положениям статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных, муниципальных органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению.
Учитывая, что взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, удовлетворение требований возможно лишь при наличии совокупности следующих условий: сам факт причинений убытков и их размер, противоправность действий причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.
Недоказанность хотя бы одного из указанных выше элементов исключает возможность удовлетворения исковых требований.
Оказание Предпринимателем в 2013 году услуг по перевозке граждан, в том числе и относящихся к льготной категории, участвующими в деле лицами не оспаривается.
До 31.08.2012 перевозка пассажиров на территории г. Набережные Челны осуществлялась по бумажным проездным билетам, начиная с 01.09.2012 были введены электронные транспортные карты.
Во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.07.2012 в„– 574, по результатам проведенного аукциона в качестве оператора автоматизированной системы оплаты проезда было определено АО "Социальная карта".
Перевозчикам АО "Социальная карта" было предложено оборудование производства ЗАО "Электронные системы", г. Санкт Петербург.
Договора по организации автоматизированной системы оплаты проезда между АО "Социальная карта" и транспортными организациями заключались после осуществления транспортными организациями интеграции оборудования, приобретенного ими у иного (кроме АО "Социальная карта") хозяйствующего субъекта, либо после приобретения (аренды) оборудования у АО "Социальная карта".
Как следует из материалов дела, на спорный период договор на организацию автоматизированной системы оплаты между АО "Социальная карта" и Предпринимателем заключен не был. Предложенное Предпринимателем оборудования иной организации не было интегрировано в автоматизированную систему оплаты проезда.
В спорный период перевозка граждан осуществлялась Предпринимателем не персонифицировано, так как оборудование не было закуплено и установлено.
Как указано выше, в связи с отсутствием персонификации перевозки, расчет подлежащих возмещению сумм от пополнения льготных карт Предпринимателем произведен на основании решений и справок-расчетов, предоставленных органом местного самоуправления.
Давая оценку данным доказательствам, судебные инстанции обоснованно указали, что из решений и справок-расчетов следует, что они составлялись в целях распределения денежных средств, выделенных из бюджета субъекта федерации на компенсацию расходов транспортным организациям по оказанным в соответствующие периоды услугам по перевозке пассажиров в соответствии с Методикой расчета размера компенсаций из бюджета расходов транспортным организациям в связи с оказанием транспортных услуг гражданам.
В то же время, Методика расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан не регулирует вопросы и не определяет размера денежных средств, подлежащих выплате транспортным организациям, от реализации и пополнения льготных транспортных карт.
Денежные средства, полученные от реализации бумажных льготных транспортных карт до 01.09.2012, распределялись в соответствии с пунктом 12 Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета с использованием специального казначейского счета, на котором до 01.09.2012 аккумулировалась вся выручка от реализации бумажных льготных транспортных карт. С переходом с 01.09.2012 на электронные транспортные карты реализация бумажных проездных билетов не осуществлялась.
Вся выручка от реализации бумажных льготных транспортных карт, поступившая на специальный счет Минтранса до 01.09.2012, была распределена последним между транспортными организациями, после 01.09.2012 поступлений на указанный счет не было.
С переходом на электронные транспортные карты с 01.09.2012 денежные средства от реализации и пополнения электронных карт поступали АО "Социальная карта".
Как следует из материалов дела, выделенные из бюджета субъекта федерации денежные средства на компенсацию расходов Предпринимателя по оказанным в спорный период услугам, рассчитанные по представленным Предпринимателем справкам-расчетам и методике, перечислены Предпринимателю в полном объеме. Минфином и Минтрансом в спорный период в полном объеме исполнены обязательства по перечислению Предпринимателю компенсаций из бюджета республики расходов в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету.
Как обоснованно указано судебными инстанциями, иные обязательства, связанные с перечислением Предпринимателю денежных средств при оказании последним транспортных услуг гражданам по льготным проездным билетам в спорный период ни договором, ни законом не были установлены.
Отклоняя представленный Предпринимателем расчет суммы убытков, судебные инстанции правомерно указали, что представленный расчет не отражает его фактических затрат на транспортное обслуживание льготных категорий граждан, так как не основан на фактических данных о количестве перевезенных пассажиров, и не позволяет получить сведения о размере образовавшихся у него расходов, количестве перевезенных пассажиров.
Учитывая отсутствие персонифицированного учета, Предпринимателем не представлены доказательства, подтверждающие количество перевезенных пассажиров льготной категории.
Доводы Предпринимателя о том, что он осуществлял перевозку льготной категории граждан при предъявлении электронной карты и чека об оплате обоснованно отклонены судебными инстанциями, поскольку проезд при предъявлении электронной карты с льготным транспортным приложением и квитанции (чека), печатаемой терминалом пополнения и подтверждающей проведение операции по пополнению транспортного ресурса электронной карты с льготным транспортным приложением на текущий период осуществлялось только в случае отказа в работе автоматизированной системы оплаты проезда, произошедшего не по вине держателя карты, либо порчи электронной карты с льготным транспортным приложением, либо в случае неисправности валидатора или считывающего устройства турникета.
Судебные инстанции обоснованно указали, что в соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Принимая обжалованные по делу судебные акты, судебные инстанции, на основании представленных в материалы дела доказательств, пришли к законному и обоснованному выводу о недоказанности Предпринимателем наличия совокупности элементов, позволяющих удовлетворить требование о привлечении ответчиков к гражданско-правовой ответственности, поскольку Предпринимателем доказано наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и понесенными убытками.
Ссылка Предпринимателя на наличие решения антимонопольного органа в отношении АО "Социальная карта" не может свидетельствовать о возникновении обязательства у ответчиков.
Требования к АО "Социальная карта" в рамках настоящего дела Предпринимателем не предъявлялись. Ответчики не могут нести ответственность за установленные антимонопольным органом со стороны АО "Социальная карта" нарушения.
Фактически доводы Предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судебными инстанциями норм права, основаны на ошибочном толковании положений законодательства, связаны с иной оценкой доказательств по делу и направлены на переоценку выводов судов, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда округа.
При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований соответствуют нормам права и материалам дела, судами дана надлежащая правовая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц, в связи с чем судебной коллегией суда округа правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационных жалоб судебная коллегия относит на заявителя кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.04.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу в„– А65-30882/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
М.М.САБИРОВ

Судьи
М.З.ЖЕЛАЕВА
А.В.ТОПОРОВ


------------------------------------------------------------------