Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.11.2016 N Ф06-15107/2016 по делу N А55-23753/2015
Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган по результатам проверки по жалобе общества установил неправомерное отклонение конкурсной комиссией заявки общества на участие в конкурсе, предписал устранить нарушения законодательства в сфере закупок.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отклонение конкурсной комиссией заявки общества на участие в конкурсе со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих добросовестность участника конкурса, неправомерно.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2016 г. в„– Ф06-15107/2016

Дело в„– А55-23753/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
администрации городского округа Сызрань Самарской области - Бабак Т.Д., доверенность от 10.11.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Сызрань Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.05.2016 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2016 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Филиппова Е.Г.)
по делу в„– А55-23753/2015
по заявлению администрации городского округа Сызрань Самарской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области об оспаривании решения и предписания,
и встречному заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области к администрации городского округа Сызрань Самарской области о понуждении исполнить предписание, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Эксперт", г. Сызрань Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Центр независимой экспертизы", г. Пенза,

установил:

администрация городского округа Сызрань Самарской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 08.09.2015 в„– 705-11725-15/4 по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Центр независимой экспертизы".
Антимонопольный орган обратился в Арбитражный суд Самарской области со встречным заявлением о понуждении к исполнению предписания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества с ограниченной ответственностью "Эксперт", "Центр независимой экспертизы" (далее - общества "Эксперт", "Центр независимой экспертизы")
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.05.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано; производство по встречному заявлению прекращено в связи с отказом от него антимонопольным органом.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2016 решение суда первой инстанции в обжалованной части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
03.08.2015 уполномоченным органом - администрацией на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в сети Интернет размещено извещение в„– 0142300001215000470 о проведении открытого конкурса "Выполнение работ по изготовлению технических паспортов и технических планов на объекты (сооружения)", начальная максимальная цена контракта 2 920 920 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26.09.2014 в„– ПРО1 для закупки в„– 0142300001215000470 заявка общества "Центр независимой экспертизы" (УЗ в„– 6) с предложением цены в размере 1 000 000 рублей признана единой комиссией по определению поставщиков не соответствующей требованиям, установленным частью 3 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и документацией о проведении открытого конкурса (пункт 3.9.2 конкурсной документации), со ссылкой на то, что в составе заявки не имелось документов, подтверждающих добросовестность участника конкурса при ценовом предложении, сниженном от начальной максимальной цены контракта на 25 процентов и более.
Победителем конкурса признано общество "Эксперт", предложившее цену 2 800 000 рублей.
Общество "Центр независимой экспертизы" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа при проведении вышеназванного открытого конкурса, указывая на неправомерное отстранение его заявки на участие в конкурсе.
Решением антимонопольного органа от 08.09.2015 (резолютивная часть от 03.09.2015) в„– 705-11725-15/4 жалоба общества "Центр независимой экспертизы" признана обоснованной, а действия администрации и конкурсной комиссии нарушающими требования, установленные частью 4 статьи 37 Закона о контрактной системе.
На основании указанного решения администрации выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок, а именно: не заключать муниципальный контракт по итогам проведения закупки; в течение 10 рабочих дней со дня получения этого предписания отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки, за исключением протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке от 25.08.2015 в„– ПВК1 для закупки в„– 0142300001215000470; рассмотреть заявки, поданные на участие в закупке, заново с учетом решения комиссии управления по контролю в сфере закупок от 03.09.2015 в„– 705-11725-15/4; продолжить осуществление закупки в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом о контрактной системе.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству, администрация обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе (пункт 4 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе) в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса.
В частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае если при проведении конкурса начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 указанной статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 указанной статьи.
В силу части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 указанной статьи.
Подпунктом 10 пункта 18 "Документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе" части II "Информационная карта конкурса" конкурсной документации предусмотрено, что в составе заявки на участие в конкурсе представляются документы, подтверждающие добросовестность участника закупки в случае, предусмотренном пунктом 3.9.2.1 части I "Общие условия проведения конкурса" конкурсной документации.
Согласно пункту 3.9.2.1 части I "Общие условия проведения конкурса" конкурсной документации к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
В пункте 3.9.2 конкурсной документации, на который сослалась конкурсная комиссия, не содержится указания на то, что непредставление участником закупки информации, подтверждающей его добросовестность, влечет за собой отклонение его заявки.
Из положений части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе следует, что заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Частью 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения. Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (часть 4 статьи 53 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 37 Закона о контрактной системе в случае проведения конкурса информация, предусмотренная частью 3 указанной статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 указанной статьи, в составе заявки на участие в конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 указанной статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Таким образом, как правомерно указано судами, на основании положений части 4 статьи 37, части 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия должна отклонить заявку участника конкурса только в случае наличия в составе поданной заявки недостоверной информации, подтверждающей добросовестность участника конкурса. В случае непредставления участником конкурса информации, подтверждающей его добросовестность, положения части 4 статьи 37 Закона о контрактной системе и пункта 3.9.2.3 конкурсной документации предоставляют право участнику конкурса при заключении контракта предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), что, в свою очередь, будет свидетельствовать о надлежащем выполнении участником конкурса антидемпинговых мер, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного являются обоснованными выводы судов о том, что конкурсная комиссия неправомерно отклонила заявку общества "Центр независимой экспертизы" на участие в конкурсе со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих добросовестность участника конкурса.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебных актов у судебной коллегии не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 13.05.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2016 по делу в„– А55-23753/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Сызрань Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ


------------------------------------------------------------------