Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.11.2016 N Ф06-15234/2016 по делу N А12-59593/2015
Требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченных денежных средств по договору поставки газа.
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что ответчик при расчете платы за поставленный газ необоснованно учел специальную надбавку к тарифу на транспортировку газа.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие на стороне ответчика неосновательного обогащения не доказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2016 г. в„– Ф06-15234/2016

Дело в„– А12-59593/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
при участии представителя:
третьего лица (Комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области) - Мальцева Р.Н., доверенность от 02.11.2016 в„– 23,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.05.2016 (судья Павлова С.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Камерилова В.А., Телегина Т.Н.)
по делу в„– А12-59593/2015
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" (ИНН 6612005052, ОГРН 1026600931180) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (ИНН 3445045202, ОГРН 1023403844441) о взыскании денежных средств, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Волгоград",

установил:

открытое акционерное общество "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" (далее - ОАО "СУАЛ", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании 122 245 руб. 52 коп. неосновательного обогащения за период с 01.01.2015 по 28.01.2015, 2604 руб. 43 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов, исходя из средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц с 15.12.2015 по день фактической уплаты долга.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.05.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "СУАЛ" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, исковые требования удовлетворить, указывая, что применение Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 29.01.2015 в„– 16-ОД "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации программы газификации Волгоградской области, финансируемой из средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа газораспределительными организациями" (далее - Приказ от 29.01.2015 в„– 16-ОД) к спорным правоотношениям незаконно.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, в соответствии с условиями заключенного между сторонами договора от 12.10.2012 в„– 09-5 28007/1 ЗБ/ВгАЗ-Д-12-680 (далее - договор) ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" приняло на себя обязательство поставлять газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, а ОАО "СУАЛ" - принимать и оплачивать газ по государственно регулируемой цене.
В период январь - март 2015 года ответчик осуществил поставку газа в объемах, указанных в актах приема-передачи газа, на основании которых впоследствии истцу были предоставлены счета-фактуры, оплаченные последним полностью, в том числе специальная надбавка к тарифу на транспортировку газа, что подтверждается соответствующими платежными поручениями.
По мнению истца, им необоснованно были оплачены ответчику услуги в части суммы специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа за период с 01.01.2015 по 28.01.2015 в размере 122 245 руб. 52 коп., рассчитанной на основании Приказа от 29.01.2015 в„– 16-ОД, в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м газа.
Полагая, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение в виде излишне уплаченных денежных средств в счет оплаты специальной надбавки к тарифу, истец обратился в суд с настоящим иском.
Спорные отношения регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации "Энергоснабжение" (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 5.1 договора цена на газ на выходе из сетей газораспределения ГРО формируется из регулируемой оптовой цены на газ, рассчитанной по формуле цены газа, утвержденной ФСТ России, тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО с учетом дополнительных налоговых платежей, возникших в связи с введением специальной надбавки, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 69) установлена обязанность потребителей оплатить поставку газа и оказанные услуги на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке.
Согласно статье 17 Закона в„– 69 для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями.
Порядок введения специальных надбавок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 в„– 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации".
В соответствии с пунктом 1 указанного постановления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями утверждаются специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации. Средства, привлекаемые за счет специальных надбавок, направляются на финансирование газификации жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной указанными программами, а также на компенсацию выпадающих доходов газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям. Размер специальных надбавок определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по методике, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.
Уставом Волгоградской области от 24.02.2012 в„– 1-ОД определено, что исполнительную власть Волгоградской области осуществляют Губернатор Волгоградской области, администрация Волгоградской области (ранее - Правительство Волгоградской области) и органы исполнительной власти Волгоградской области, образуемые в соответствии с данным Уставом и законами Волгоградской области.
Статьями 22, 24 Устава предусмотрено, что система органов исполнительной власти Волгоградской области устанавливается законом Волгоградской области; положения об органах исполнительной власти Волгоградской области утверждает Губернатор Волгоградской области.
В статье 11 Закона Волгоградской области от 15.03.2012 в„– 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено, что орган исполнительной власти Волгоградской области действует на основании положения о нем. Положение об органе исполнительной власти Волгоградской области утверждается Губернатором Волгоградской области. В случаях, установленных федеральным законодательством, положение об органе исполнительной власти Волгоградской области утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области - администрацией Волгоградской области (ранее - Правительством Волгоградской области).
Постановлением Правительства Волгоградской области от 19.06.2012 в„– 125-п полномочиями в сфере газификации и полномочиями по установлению специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям было наделено Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
Так, пунктом 2.5.2 положения о Министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области предусмотрены полномочия устанавливать по согласованию с газораспределительными организациями специальную надбавку к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенную для финансирования программ газификации.
В декабре 2013 года функции Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области были разделены между Комитетом тарифного регулирования, действующим на основании Положения от 19.06.2012 в„– 125-п о Министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области с изменениями, внесенными постановлением Правительства Волгоградской области от 16.12.2013 в„– 752-п, и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, действующим на основании Положения, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 в„– 1327.
В соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 16.12.2013 в„– 752-п полномочия Комитета тарифного регулирования первоначально соответствовали полномочиям Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, в том числе и по утверждению специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ газификации.
Впоследствии в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 06.02.2014 в„– 32-п Положение от 19.06.2012 в„– 125-п утратило силу в связи с утверждением нового Положения о Комитете тарифного регулирования, которым в компетенцию последнего вопросы, связанные с программами газификации, включены не были.
В силу пункта 4 постановления Губернатора Волгоградской области от 31.10.2013 в„– 1109 (в редакции постановления Губернатора Волгоградской области от 09.01.2014 в„– 3) с 15.01.2014 Министерству жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области переданы функции Комитета тарифного регулирования Волгоградской области по реализации программ газификации Волгоградской области, а также в сферах обеспечения эффективного и устойчивого функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 в„– 1327 утверждено положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, в котором (с 15.01.2014) определено, что в полномочия Министерства входит утверждать программы газификации, финансируемые за счет средств специальной надбавки, включаемой в тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям (пункт 2.2); осуществлять функции по реализации программ газификации Волгоградской области в пределах своей компетенции (пункт 2.4).
Постановление Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 в„– 1327 признано утратившим силу постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 в„– 158, которым утверждено Положение о Комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области с указанием о вступлении в силу 30.01.2015.
Одновременно постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 в„– 160 утверждено Положение о Комитете жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, в котором определено, что Комитет является правопреемником Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области в части полномочий по обеспечению функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществлению функций по реализации программ газификации Волгоградской области.
Приказом от 29.01.2015 в„– 16-ОД, опубликованным 11.02.2015 в газете "Волгоградская правда" в„– 24, утверждена Программа газификации Волгоградской области, финансируемая из средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа ОАО "Газпром газораспределение Волгоград" на 2015 год в следующих размерах: с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 70 руб. за 1 тыс. куб. м газа (пункт 2 Приказа).
В силу содержания вышеприведенных нормативно-правовых актов, а также пункта 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 в„– 1021, реализация программ газификации возможна лишь при утверждении специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, которые являются обязательной составляющей цены на газ. Утверждение надбавок производится непосредственно с целью обеспечения финансирования программ газификации и в рамках соответствующих полномочий по утверждению, реализации и финансированию программы, которыми ранее было наделено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, а впоследствии Комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области согласно утвержденным положениям.
Вступившим в законную силу решением Волгоградского областного суда от 01.12.2015 по делу в„– 3а-680/2015 со ссылкой на постановление Губернатора Волгоградской области от 02.10.2015 в„– 888 "Об определении органа исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченного на утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации" установлено, что органом, уполномоченным на утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями в 2015 году являлись: в период с 01.01.2015 по 29.01.2015 - Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области; в период с 30.01.2015 по дату вынесения указанного решения - Комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
Кроме того, исходя из системного толкования положений Приказа от 29.01.2015 в„– 16-ОД во взаимосвязи с вышеуказанными нормативными правовыми актами Волгоградской области, регулирующими общественные отношения в рассматриваемой сфере, функции по реализации и функций по установлению специальной надбавки в 2015 году были одновременно отнесены к компетенции одного и того же органа исполнительной власти Волгоградской области.
Кроме этого, Приказ от 29.01.2015 в„– 16-ОД распространяется на правоотношения, возникшие до его официального опубликования.
Данный нормативный правовой акт Волгоградской области вступил в законную силу с момента его подписания 29.01.2015 и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2015, как указано в самом нормативном правовом акте.
По смыслу части 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Приказ от 29.01.2015 в„– 16-ОД не является актом гражданского законодательства, поскольку регулирует публично-правовые отношения, прямо предусмотренные Законом в„– 69-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 в„– 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации".
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Согласно статье 37 Устава Волгоградской области от 24.02.2012 в„– 1-ОД законы Волгоградской области подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы Волгоградской области не применяются. Порядок официального опубликования иных нормативных правовых актов Волгоградской области и вступления их в силу определяется законом Волгоградской области.
В силу положений статьи 30 Закона Волгоградской области от 09.12.2014 в„– 169-ОД "О нормативных правовых актах Волгоградской области" нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти Волгоградской области вступают в силу со дня их подписания, если в самом нормативном правовом акте не установлен иной порядок вступления в силу.
По смыслу статьи 31 вышеназванного Закона в„– 169-ОД действие нормативного правового акта Волгоградской области может быть распространено на отношения, возникшие до его введения в действие (обратная сила).
Указание на обратную силу нормативного правового акта Волгоградской области должно содержаться в самом нормативном правовом акте Волгоградской области или в акте о введении его в действие.
В данном случае в самом Приказе от 29.01.2015 в„– 16-ОД определен порядок его вступления в силу и распространения его действия на правоотношения, возникшие с 01.01.2015.
При таких обстоятельствах довод истца о необоснованном применении Приказа от 29.01.2015 в„– 16-ОД к возникшим спорным правоотношениям правомерно признан несостоятельным и отклонен судами.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. При этом правила главы 60 ГК РФ о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли такое обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Установив обоснованность начисления ответчиком специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа, судами сделан обоснованный вывод, что истцом не доказано наличие неосновательного обогащения ответчика за счет средств истца, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.05.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 по делу в„– А12-59593/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
Г.Н.МАХМУТОВА
А.А.ХАЙБУЛОВ


------------------------------------------------------------------