Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2016 N Ф06-14649/2016 по делу N А57-29491/2015
Требование: Об обязании разработать и согласовать проект реконструкции теплового пункта и модернизации наружных сетей горячего водоснабжения для обеспечения помещений многоквартирного жилого дома бесперебойным горячим водоснабжением и провести реконструкцию теплового пункта.
Обстоятельства: ТСЖ ссылалось на то, что оборудование, расположенное в помещении теплового пункта, находится в нерабочем состоянии и не подлежит восстановлению, параметры качества горячего водоснабжения, поставляемого в помещения многоквартирного дома, не соответствуют установленным требованиям.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доводы ТСЖ подтверждены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2016 г. в„– Ф06-14649/2016

Дело в„– А57-29491/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Желаевой М.З., Сабирова М.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Город Саратов" и кассационную жалобу комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.06.2016 (судья Мещерякова И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2016 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Камерилова В.А., Телегина Т.Н.)
по делу в„– А57-29491/2015
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Пентагон-2", г. Саратов к комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344), с участием третьих лиц - администрации муниципального образования "Город Саратов", публичного акционерного общества "Т Плюс" об обязании разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП в„– 43 и провести реконструкцию ЦТП в„– 43,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Пентагон-2" (далее - истец, ТСЖ "Пентагон-2") к комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик, комитет, комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов"), третьи лица - администрация муниципального образования "Город Саратов", публичное акционерное общество "Т Плюс", с иском об обязании разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП в„– 43 (г. Саратов, ул. Соколовая, дом 44/62) и модернизации наружных сетей горячего водоснабжения для обеспечения помещений многоквартирного жилого дома в„– 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 в„– 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, для чего провести реконструкцию ЦТП в„– 43 (г. Саратов, ул. Соколовая, дом 44/62).
В порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уточнил исковые требования и просил обязать муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП в„– 43 и модернизации наружных сетей горячего водоснабжения для обеспечения помещений многоквартирного жилого дома в„– 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 в„– 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, провести реконструкцию ЦТП в„– 43 и модернизацию наружных сетей горячего водоснабжения, согласно разработанного и согласованного проекта, устранить нарушения циркуляционного трубопровода между ЦТП в„– 43 и жилым домом в„– 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове путем установки: - функционирующего циркуляционного трубопровода между ЦТП в„– 43 и жилым домом в„– 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове; пластинчатых теплообменников в ЦТП в„– 43, предусмотренных проектной документацией; повысительно-циркуляционного летнего насоса ГВС (при работе ЦТП в летний период); корректирующего подмешивающего насоса; циркуляционного насоса ГВС; регулятора, предназначенного для необходимого потокораспределения греющего теплоносителя между подогревателями ГВС и системой отопления; узла учета тепловой энергии, отдаваемой в систему ГВС с горячей водой по закрытой циркуляционной схеме.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.06.2016 исковые требования удовлетворены. Суд обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП в„– 43 (г. Саратов, ул. Соколовая, дом 44/62) и модернизации наружных сетей горячего водоснабжения для обеспечения помещений многоквартирного жилого дома в„– 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 в„– 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, провести реконструкцию ЦТП в„– 43 (г. Саратов, ул. Соколовая, дом 44/62) и модернизацию наружных сетей горячего водоснабжения, согласно разработанного и согласованного проекта, устранить нарушения циркуляционного трубопровода между ЦТП в„– 43 и жилым домом в„– 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове путем установки: - функционирующего циркуляционного трубопровода между ЦТП в„– 43 и жилым домом в„– 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове; пластинчатых теплообменников в ЦТП в„– 43, предусмотренных проектной документацией; повысительно-циркуляционного летнего насоса ГВС (при работе ЦТП в летний период); корректирующего подмешивающего насоса; циркуляционного насоса ГВС; регулятора, предназначенного для необходимого потокораспределения греющего теплоносителя между подогревателями ГВС и системой отопления; узла учета тепловой энергии, отдаваемой в систему ГВС с горячей водой по закрытой циркуляционной схеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2016 решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.06.2016 оставлено без изменения.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" и Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", не согласившись с принятыми судебными актами, обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителей, судебные акты вынесены при недоказанности имеющихся в деле обстоятельствах.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационные жалобы рассмотрены судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданных по делу кассационных жалоб.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Пентагон-2" создано на основании общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу г. Саратов, ул. Соколовая, дом 44/62 в форме заочного голосования для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в указанном многоквартирном доме.
01 июля 2008 года ТСЖ "Пентагон-2" и ОАО "Волжская ТГК" (в настоящее время ПАО "Т Плюс") был заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде, в том числе на горячее водоснабжение.
Как указывает истец, с 2010 года в многоквартирном доме по адресу г. Саратов, ул. Соколовая, 44/62 горячее водоснабжение отсутствует по причине отсутствия циркуляционного трубопровода от ЦТП в„– 43 до теплового пункта дома в„– 44/62 по ул. Соколовая, что делает невозможным обеспечение круглосуточной подачи жителям дома услуги по горячему водоснабжению соответствующей температуры (в точке водоразбора) требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 в„– 20. Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
На обращение истца в Саратовский филиал ОАО "Волжская ТГК" пришло сообщение, что оборудование ГВС, расположенное в помещении ЦТП в„– 43 находится в нерабочем состоянии.
Несоответствие подаваемой температуры горячего водоснабжения от ЦТП в„– 43 в жилой дом по адресу г. Саратов, ул. Соколовая, 44/62, находящегося в управлении ТСЖ "Пентагон-2" требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 в„– 20 подтверждается представлением Прокуратуры Волжского района г. Саратова в„– 82ж/2014 от 28.03.2014, вынесенным в адрес ТСЖ "Пентагон-2".
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
На товарищество собственников жилья в соответствии со статьей 137 ЖК РФ в интересах его членов возложено заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об оказании коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований указанного Кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Положениями пункта 3.2 Устава ТСЖ "Пентагон-2" на товарищество возложена обязанность по представлению интересов домовладельцев в случаях, предусмотренных уставом и законодательством, в отношениях с третьими лицами, включая органы государственной власти и управления.
Положениями статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 в„– 354 (далее Правил), исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов - исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с приложением в„– 1 к Правилам исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 в„– 20.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, судом первой инстанции была назначена тепло-техническая экспертиза.
Суды пришли к выводу, что результаты проведенной судебной теплотехнической экспертизы подтверждают, что причиной предоставления населению услуг водоснабжения ненадлежащего качества являются недостатки существующей тупиковой схемы внутриквартирных сетей горячего водоснабжения, при которой происходит остывание горячей воды в трубопроводах в период снижения или отсутствия водоразбора; отсутствие необходимого оборудование в ЦТП в„– 43, позволяющего приготавливать горячую воду по циркуляционной, закрытой схеме, а именно: отсутствие пластинчатых теплообменников в ЦТП в„– 43, предусмотренных проектной документацией; отсутствие повысительно-циркуляционного летнего насоса ГВС (при работе ЦТП в летний период); отсутствие корректирующего подмешивающего насоса; циркуляционного насоса ГВС; отсутствие регулятора, предназначенного для необходимого потокораспределения греющего теплоносителя между подогревателями ГВС и системой отопления; отсутствие узла учета тепловой энергии, отдаваемой в систему ГВС с горячей водой по закрытой циркуляционной схеме.
Согласно заключению эксперта в„– 057/2016 от 26.04.2016 схема теплоснабжения жилого дома в„– 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове не соответствует требованиям строительных норм и правил (СНиП), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 в„– 354, и требованиям СанПин 2.1.4.2496-09 "Гигиеническая требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача от 07.04.2009 в„– 20, не обеспечивает круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанного дома услуги "Горячее водоснабжение" соответствующей температуры (не ниже 60 °С и не выше 75 °С); система горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома в„– 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове централизованная, открытая, тупиковая, что не соответствует проектным решениям, так как в проекте система горячего водоснабжения является централизованной, закрытой, циркуляционной; основные нарушения проектной схемы связаны с отсутствием функционирующего циркуляционного трубопровода между ЦТП в„– 43 и жилым домом; пластинчатых теплообменников в ЦТП в„– 43, предусмотренных проектной документацией; повысительно-циркуляционного летнего насоса ГВС (при работе ЦТП в летний период); корректирующего подмешивающего насоса; циркуляционного насоса ГВС; регулятора, предназначенного для необходимого потокораспределения греющего теплоносителя между подогревателями ГВС и системой отопления; узла учета тепловой энергии, отдаваемой в систему ГВС с горячей водой по закрытой циркуляционной схеме. Без устранения вышеуказанных нарушений невозможно подать горячую воду надлежащего качества во все квартиры жилого многоквартирного дома; параметры качества горячего водоснабжения, поставляемого в помещения многоквартирного дома в„– 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове не соответствуют требованиям Правил и требованиям СанПин 2.1.4.2496-09.
Отклоняя доводы кассационной жалобы, о том, что муниципальное образование в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" является ненадлежащим ответчиком, судебная коллегия исходит из правильности применения судами положений статей 215, 210, 125 ГК РФ, статьями 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положения о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 в„– 21-202.
Доводу о пропуске истцом срока исковой давности судами дана надлежащая оценка, с учетом положений пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано стороной спора. Судами установлено, что заявление о пропуске срока подано администрацией муниципального образования "Город Саратов" являющейся третьим лицом, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. Обоснования предъявления ответчиком третьему лицу регрессных требований не приведено. Заявление Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" о пропуске срока исковой давности в судах апелляционной и кассационной инстанций в силу положений пункта 2 статьи 199 ГК РФ не влечет правовых последствий - отмены судебных актов и отказа в иске.
Выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, судом округа отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявители фактически ссылаются не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражают несогласие с произведенной судами оценкой доказательств и просят еще раз пересмотреть спор по существу и переоценить имеющиеся в деле доказательства.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.06.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2016 по делу в„– А57-29491/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.

Председательствующий судья
А.В.ТОПОРОВ

Судьи
М.З.ЖЕЛАЕВА
М.М.САБИРОВ


------------------------------------------------------------------