Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2016 N Ф06-15440/2016 по делу N А12-24176/2016
Требование: О признании недействительным предписания административного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Обстоятельства: Административный орган по результатам проверки пожарной безопасности населенных пунктов и объектов, подверженных угрозе природных пожаров, предписал органу местного самоуправления выполнить работы по устранению выявленных нарушений.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предписание вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2016 г. в„– Ф06-15440/2016

Дело в„– А12-24176/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Октябрьского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.07.2016 (судья Смагоринская Е.Б.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 (председательствующий судья Кузьмичева С.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу в„– А12-24176/2016
по заявлению администрации Октябрьского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Камышинскому, Котовскому и Ольховскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, о признании недействительным предписания в части, с участием заинтересованного лица: Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области,

установил:

администрация Октябрьского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 4 предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Камышинскому, Котовскому и Ольховскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее - административный орган) от 20.04.2016 в„– 30/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращения угрозы возникновения пожара.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.07.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016, в удовлетворении заявленных администрацией требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит вышеназванные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган не соглашается с доводами изложенными администрацией, ссылается на то, что оспариваемые пункты предписания соответствуют требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами обеих инстанций норм права, установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения от 04.04.2016 в„– 30 в период с 04.04.2016 по 20.04.2016 уполномоченным должностным лицом административного органа была проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации с целью проверки пожарной безопасности населенных пунктов, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, объектов детского оздоровительного отдыха, подверженных угрозе природных пожаров, по итогам которой составлен акт проверки от 20.04.1016 в„– 30.
По итогам проверки в адрес администрации вынесено предписание от 20.04.2016 в„– 30/1/1, согласно которому администрации предписано в срок до 20.05.2016 выполнить работы по устранению выявленных нарушений.
Посчитав пункты 1, 4 предписания нарушающими ее права и законные интересы, администрация обратилась в суд с заявлением о признании названных пунктов недействительными.
В пункте 1 оспариваемого предписания указано, что в п. Октябрьский Октябрьского сельского поселения отсутствуют условия забора воды: у водонапорной башни отсутствует устройство для возможности забора воды автоцистернами и пожарными машинами; у пруда "Безымянный", расположенного в черте населенного пункта в северной части, отсутствует подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года, что является нарушением пунктов 9.4, 9.15 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 в„– 178 (далее - Свод Правил 8.13130.2009), статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 в„– 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон в„– 69-ФЗ), статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 в„– 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон в„– 123-ФЗ).
Пунктом 4 предписания от 20.04.2016 установлено, что в п. Октябрьский Октябрьского сельского поселения отсутствуют в достаточном количестве источники противопожарного водоснабжения, а именно: не обеспечен расход воды на нужды пожаротушения из расчета 5 л/с на условный пожар, продолжительностью 3 часа, с количеством населения в поселении до 1000 человек; у пруда "Безымянный" в границах населенного пункта отсутствует пирс (площадка с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для забора воды пожарными автоцистернами в любое время года) или резервуары, имеющие суммарный объем воды не менее 54 куб. м для нужд пожаротушения; при этом имеющийся в наличии резервуар объемом 50 куб. м водой не заполнен, что является нарушением пунктов 4.1, 5.1 таблицы 1 СП 8.13130.2009, статьи 6 Закона в„– 123-ФЗ.
Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о законности оспариваемых пунктов предписания и соответствии их закону, судами установлено отсутствие нарушений процедуры проведения проверки, а также отсутствие в материалах дела доказательств, опровергающих выводы административного органа, указанные в пунктах 1, 4 предписания.
Согласно части 4 статьи 6 Закона в„– 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон в„– 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 1 Закона в„– 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Закона в„– 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В силу статьи 10 Закона в„– 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 63 Закона в„– 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с требованиями статьи 62 Закона в„– 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Частями 1, 2 статьи 68 Закона в„– 123-ФЗ установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
Согласно пунктам 4.1, 5.1 Свода Правил 8.13130.2009 наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров в городских округах, городских и сельских поселениях для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети должны приниматься по таблице 1.
Согласно пункту 9.4 Свода Правил 8.13130.2009 водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Пунктом 9.15 Свода Правил 8.13130.2009 установлено, что вне резервуара или водонапорной башни на отводящем (подводяще-отводящем) трубопроводе следует предусматривать устройство для отбора воды автоцистернами и пожарными машинами.
Учитывая вышеизложенные требования законодательства в области противопожарной безопасности, суды обеих инстанций пришли к правомерным выводу, что, оспариваемые пункты предписания вынесены уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями действующего законодательства и правомерно адресованы ответственному за организацию противопожарных мероприятий и обеспечение пожарной безопасности в границах Октябрьского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области лицу - администрации.
Каких либо нарушений при осуществлении процедуры проведения проверки, а также при вынесении оспариваемого предписания в ходе рассмотрения дела судами не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы не доказывают нарушения в применении судами норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Таким образом, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов судебная коллегия кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.07.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 по делу в„– А12-24176/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------