Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.12.2016 N Ф06-15763/2016 по делу N А55-3869/2016
Требование: О признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности субъекта РФ на земельный участок, об обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что в регистрирующий орган не представлены документы, необходимые для проведения государственной регистрации.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку передача уполномоченным органом в рамках предоставленных ему полномочий земельного участка государственному учреждению в безвозмездное срочное пользование была осуществлена после вступления в силу ФЗ от 17.04.2006 N 53-ФЗ, право собственности субъекта РФ на спорный земельный участок не возникло.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2016 г. в„– Ф06-15763/2016

Дело в„– А55-3869/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Вирт О.И., доверенность от 18.05.2016 в„– 103,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2016 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Кувшинов В.Е., Корнилов А.Б.)
по делу в„– А55-3869/2016
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, при участии третьего лица - государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости", г. Самара, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязании,

установил:

Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) от 21.02.2015 в„– 001/772/2015-4709 в государственной регистрации права собственности на земельный участок и об обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности Самарской области на земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Западная, 30а, площадью 4210 кв. м, кадастровый номер 63:01:0000000:20725.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение Самарской области "Региональный центр недвижимости" (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что земельный участок, предоставленный Учреждению в 2014 году в безвозмездное срочное пользование, в силу положений статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ) относится к собственности Самарской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Министерства от 11.06.2014 в„– 1286 Учреждению предоставлен в безвозмездное срочное пользование земельный участок общей площадью 4210 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0000000:20725, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Западная, 30а, под размещение временного объекта, сроком на одиннадцать месяцев.
Между Министерством и Учреждением заключен договор от 17.06.2014 в„– 127п-2014/2015 безвозмездного срочного пользования вышеуказанным земельным участком.
Министерство 10.11.2015 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Самарской области на вышеуказанный земельный участок, представив в качестве документов, подтверждающих факт разграничения права собственности на земельный участок, договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 17.06.2014 в„– 127п-2014/2015 и Приказ Министерства от 11.06.2014 в„– 1286.
Сообщением от 21.12.2015 в„– 001/772/2015-4709 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности Самарской области на данный земельный участок, со ссылкой на то, что предоставление земельного участка Учреждению в безвозмездное пользование после 01.07.2006 не влечет разграничение права собственности на него в пользу субъекта Российской Федерации.
Полагая, что отказ Управления Росреестра не соответствует нормам действующего законодательства, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю с 01.07.2006 регулируются Законом в„– 137-ФЗ.
Закон в„– 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 в„– 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
Пункт 2 статьи 3.1 указанного Федерального закона содержат подробные критерии, позволяющие отнести земельные участки к собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Закона в„– 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации
В этой связи такие земельные участки, которые на момент введения в действие данной статьи не были переданы соответствующим организациям, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом в„– 137-ФЗ, остались в неразграниченной государственной собственности.Установив, что передача Министерством в рамках представленных ему полномочий земельного участка Учреждению в безвозмездное срочное пользование была осуществлена после введения Законом в„– 137-ФЗ статьи 3.1, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что право собственности Самарской области на спорный земельный участок по заявленному основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 3.1 Закона в„– 137-ФЗ, не возникло.
Иных оснований возникновения права собственности Самарской области на спорный земельный участок Министерством не указано и судами не установлено.
Следует также отметить, что договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 17.06.2014 в„– 127п-2014/2015 и Приказ Министерства от 11.06.2014 в„– 1286 не являются правоустанавливающими документами, необходимыми для государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации, поскольку временный характер пользования и цель предоставления земельного участка (под размещение временного объекта) не свидетельствуют о принадлежности земельного участка Учреждению в смысле пункта 2 статьи 3.1 Закона в„– 137-ФЗ. Иное означало бы, что договор о передаче земельного участка в краткосрочное пользование, по сути, является сделкой о его передаче в собственность субъекта Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 по делу в„– А55-3869/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА

Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА


------------------------------------------------------------------