Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.12.2016 N Ф06-481/2015 по делу N А55-29981/2014
Требование: О признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка, обязании устранить нарушение прав.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что после подачи обществом заявления о предоставлении земельного участка вступил в силу региональный нормативный акт, по которому участки для строительства предоставляются исключительно на торгах.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на момент вступления в силу регионального нормативного акта акт о выборе земельного участка не был утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта, являющееся основанием для принятия последующего решения о предоставлении участка для строительства, принято не было.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2016 г. в„– Ф06-481/2015

Дело в„– А55-29981/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2016 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу в„– А55-29981/2014
по заявлению Министерства строительства Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажная производственная фирма "Элри", г. Самара, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа,

установил:

Министерство строительства Самарской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области), оформленного сообщением об отказе в государственной регистрации от 05.11.2014 в„– 01/072/2014-574; обязании Управления Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения, путем проведения государственной регистрации договора от 10.09.2014 в„– 925 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Енисейская, 5 (т. 1, л.д. 3 - 10).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2015, требования Министерства удовлетворены.Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 09.11.2015 решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области. В постановлении суда кассационной инстанции содержатся указания на необходимость при новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции установить - предоставлялся ли в установленном порядке земельный участок для жилой застройки с подземным паркингом, осуществлялось ли его освоение, исследовать основания для раздела участка общей площадью 47 574,2 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0236003:4, предоставленного по акту о выборе, утвержденного постановлением главы г. Самара от 30.09.2005 в„– 2682, о необходимости проверки порядка и оснований образования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0236003:954, в том числе входит ли он в состав ранее сформированного участка, и как следствие, требуется ли повторная процедура его предоставления с учетом постановления правительства Самарской области в„– 639.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажная производственная фирма "Элри" (далее - ООО СМПФ "Элри"), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит решение и постановление отменить, удовлетворить требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, 13.04.2010 ООО СМПФ "Элри" обратилось в Министерство с заявлением входящий номер 20100253 "О выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта" по вопросу обеспечения выбора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду для строительства объекта недвижимости нежилого фонда при отсутствии правоустанавливающих документов на испрашиваемый земельный участок и предварительном согласовании места размещения объекта: многоэтажное здание под офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний и подземный паркинг, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Енисейская, 5, с предполагаемой площадью земельного участка 2019,0 кв. м (т. 1, л.д. 37, 38).
09 октября 2012 года администрацией городского округа Самара было принято постановление в„– 1344 "О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства в городском округе Самара", в пункте 5 которого указано: "предоставить ООО СМПФ "Элри" разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Енисейская, 5, для строительства многоэтажного здания под офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний и подземного паркинга" (т. 1, л.д. 35, 36).
Только после принятия Правительством Самарской области постановления от 09.11.2012 в„– 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" (далее - постановление Правительства Самарской области в„– 639) приказом Министерства от 03.02.2014 в„– 37-п (т. 1, л.д. 29, 30) был утвержден акт "О выборе земельного участка для строительства многоэтажного здания под офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний и подземного паркинга, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Енисейская, 5" (т. 1, л.д. 31 - 34).
18 августа 2014 года Министерством был издан приказ в„– 338-п "О предоставлении ООО СМПФ "Элри" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Енисейская, 5, для строительства многоэтажного здания под офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний и подземного паркинга" (т. 1, л.д. 27, 28).
Между Министерством (арендодатель) и ООО СМПФ "Элри" (арендатор) 10.09.2014 был заключен договор в„– 925 аренды земельного участка, согласно подпунктам 1.1 и 1.2 пункта 1 которого, на основании приказа от 18.08.2014 в„– 338-п арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории земли населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 63:01:0236003:954, находящийся по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Енисейская, 5, площадь 1819 кв. м, для строительства многоэтажного здания под офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний и подземного паркинга (т. 1, л.д. 17 - 21).
В соответствии с подпунктами 2.1 и 2.2 пункта 2 данного договора границы земельного участка обозначены на прилагаемом к договору кадастровом паспорте (кадастровый паспорт земельного участка от 14.07.2014 в„– 63-00-102/14-510855, т. 1, л.д. 22), который является неотъемлемой частью договора (приложение в„– 1).
Земельный участок передается арендодателем арендатору по акту приема-передачи (л.д. 25), подписанному обеими сторонами (приложение в„– 3).
25 сентября 2014 года Министерство и ООО СМПФ "Элри" посредством подачи заявлений, соответственно входящие номера: 012/072/2014-574 и 012/072/2014-574 (т. 1, л.д. 53 - 56) обратились в Управление Росреестра по Самарской области по вопросу государственной регистрации договора аренды земельного участка от 10.09.2014 в„– 925, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Енисейская, 5, с представлением соответствующих документов (т. 1, л.д. 51 - 104).
По результатам рассмотрения указанных заявлений Управление Росреестра по Самарской области подготовило и направило, в том числе в адрес Министерства сообщение об отказе в государственной регистрации от 05.11.2014 в„– 01/072/2014-574 (т. 1, л.д. 11 - 16). Отказ в осуществлении государственной регистрации договора от 10.09.2014 в„– 925 аренды земельного участка обоснован ссылками на абзацы 4, 10 и 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон в„– 122-ФЗ) и несоблюдением Министерством процедуры предоставления спорного земельного участка ООО СМПФ "Элри" в соответствии с постановлением правительства Самарской области в„– 639.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
При этом Управление Росреестра по Самарской области в письменных дополнениях к отзыву (т. 5, л.д. 173, 174) сообщило следующее: "в архиве Управления Росреестра по Самарской области имеется постановление главы г. Самара от 30.09.2005 в„– 2682, согласно которому ООО "Русская Строительная Компания-Самара" в аренду был предоставлен сроком на три года без права выкупа в собственность земельный участок площадью 33 611 кв. м, являющийся частью земельного участка площадью 47 5614,2 кв. м (в том числе, площадью 10 641,1 кв. м за красными линиями, являющейся частью земельного участка площадью 13 636,1 кв. м, для организации строительной площадки), относящийся по категории к землям поселений, расположенной по адресу: улицы Металлистов, Енисейская, Советская, проспект Металлургов в Кировском районе города Самары, для строительства. ЕГРП содержал записи об аренде земельного участка с кадастровым номером 63:01:0236003:4 в пользу ООО "Русская Строительная Компания-Самара", впоследствии - в пользу ООО СМПФ "Элри" на основании договора перемены лиц в обязательстве. В настоящее время все записи об аренде данного участка в ЕГРП погашены, также внесена запись о его ликвидации 05.01.2010; 11.10.2010 он был снят с кадастрового учета. Ликвидирован указанный выше земельный участок в связи с разделом его на два земельных участка, с кадастровыми номерами 63:01:0236003:524 и 63:01:0236003:525. В свою очередь, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0236003:524 был разделен по данным ЕГРП на земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0236003:725 и 63:01:0236003:724. Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 63:01:0236003:725 разделен на участки с кадастровыми номерами 63:01:0236003:928 и 63:01:0236003:927. Таким образом, из представленной суду уполномоченным органом информации следует, что ни по ЕГРП, ни по ГКН не прослеживается история образования спорного земельного участка, в связи с чем не представляется возможным определить порядок и основание образования спорного участка, равно как и невозможно определить, является ли он частью ранее сформированного участка".
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что на момент вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639 Министерством не был принят ненормативный акт об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, пришли к выводу, что испрашиваемый земельный участок должен был предоставляться в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639.
Принимая во внимание, что была нарушена процедура предоставления спорного земельного участка, предусмотренная действующим законодательством, суды пришли к выводу, что Управление Росреестра по Самарской области правильно отказало в государственной регистрации договора аренды земельного участка на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона в„– 122-ФЗ, в связи с чем отказали Министерству в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что на спорные правоотношения не распространяется действие постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639, судебной коллегией отклоняется.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений.
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления земельного участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 в„– 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Данная норма означает, что с момента вступления в силу нормативного правового акта, которым предусмотрено предоставление определенных земельных участков на торгах, земельные участки не могут быть предоставлены в ином порядке, а установленные им ограничения должны учитываться уполномоченными органами при рассмотрении заявления заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639, которое в соответствии с пунктом 5 вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна" от 13.11.2012 в„– 418 (28346), то есть 23.11.2012.
Таким образом, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, в том числе для строительства объектов торговли, исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950).
Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав.
Пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 в„– 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Таким образом, учитывая специфику статей 30, 31 ЗК РФ, гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента обращения заявителя о его предоставлении, а после принятия решения о предоставлении такого земельного участка на определенном праве.
Материалами по данному делу прямо подтверждается, что выбор спорного земельного участка для предоставления в аренду ООО СМПФ "Элри" был осуществлен только после принятия Правительством Самарской области постановления от 09.11.2012 в„– 639, что бесспорно подтверждается имеющимся в деле актом от 03.02.2014 "О выборе земельного участка для строительства многоэтажного здания под офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний и подземного паркинга, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Енисейская, 5", утвержденным приказом Министерства строительства Самарской области в„– 37-п (том 1 л.д. 29, 30).
Принимая во внимание, что на момент вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639 акт о выборе спорного участка не был утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято, в данном случае ООО СМПФ "Элри" до 23.11.2012 не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представило бесспорных доказательств того, что приобрело бы эти права, если бы положения постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639 не были применены.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2013 по делу в„– А55-33718/2012, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 09.07.2015 по делу в„– А55-26907/2014, от 21.08.2015 по делу в„– А55-25582/2014, от 22.10.2015 по делу в„– А55-894/2015, от 29.10.2015 по делу в„– А55-2154/2015.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Правильность выводов судебных инстанций подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 по делу в„– А55-29981/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН


------------------------------------------------------------------