Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.10.2016 N Ф06-12840/2016 по делу N А72-16048/2015
Требование: О признании недействительным предписания административного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым актом административный орган предписал заявителю возвратить полученные за счет бюджета средства , ссылаясь на неправомерное использование заявителем бюджетных средств и представление недостоверной отчетности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку условия соглашения о предоставлении субсидий заявителем не соблюдены, оспариваемое предписание соответствует закону.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2016 г. в„– Ф06-12840/2016

Дело в„– А72-16048/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя - Натариуса Д.М., доверенность от 16.11.2015 (б/н),
ответчика - Долынина С.А., доверенность от 26.08.2016 (б/н),
третьего лица - Катрачевой С.И., доверенность от 27.09.2016 в„– 55,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Некоммерческого партнерства "Ремесленная палата Ульяновской области"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.03.2016 (судья Корастелев В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу в„– А72-16048/2015
по заявлению Некоммерческого партнерства "Ремесленная палата Ульяновской области" (ОГРН 1067300015452, ИНН 7325065620), к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области (ОГРН 1047300993035, ИНН 7325048417), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство экономического развития Ульяновской области (ОГРН 1047301019776, ИНН 7325050230) (смена наименования на Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области), об оспаривании предписания,

установил:

некоммерческое партнерство "Ремесленная палата Ульяновской области" (далее - НП "Ремесленная палата", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области (далее - ТУ Росфиннадзора по Ульяновской области, Управление), в котором просит признать недействительным предписание от 31.08.2015 в„– 6, принятое по результатам выездной проверки по использованию средств федерального бюджета в 2014 году, проведенной в период с 17.08.2015 по 31.08.2015.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.03.2016, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016, в удовлетворении заявленных требований НП "Ремесленная палата" отказано.
НП "Ремесленная палата" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В отзыве ТУ Росфиннадзора по Ульяновской области, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от третьего лица в суд не представлен.
До начала судебного заседания от ТУ Росфиннадзора по Ульяновской области поступило ходатайство о замене в порядке процессуального правопреемства ТУ Росфиннадзора по Ульяновской области на Управление Федерального казначейства по Ульяновской области в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и передачей ее функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере Федеральному казначейству на основании Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 в„– 41 и Постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 в„– 300.
Рассмотрев ходатайство о процессуальном правопреемстве, Арбитражный суд Поволжского округа считает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 в„– 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена, функции упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 в„– 300 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 в„– 77 "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора"; в пункт 5.15 (1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 в„– 703, внесены изменения, в соответствии с которыми Федеральное казначейство осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Некоммерческое партнерство "Ремесленная палата Ульяновской области" является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс.
Согласно Уставу, предметом деятельности НП "Ремесленная палата" является сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов на территории Ульяновской области.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 в„– 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства", постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2010 в„– 42/389-П "Об утверждении областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области" на 2011 - 2015 годы" 26.09.2012 между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Ульяновской области заключено соглашение в„– 129-МБ-12 о предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
Законом Ульяновской области от 30.11.2012 в„– 181-ЗО "Об областном бюджете Ульяновской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", в целях реализации областной целевой программы "Развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области" на 2014 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2010 в„– 42/389-П, разработан Порядок предоставления в 2013 году за счет средств областного бюджета Ульяновской области субсидии на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства
Между Министерством стратегического развития Ульяновской области и НП "Ремесленная палата" 12.12.2013 было заключено Соглашение в„– 11/2013 (далее также - Соглашение в„– 11/2013) о предоставлении субсидии на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов и сельского и экологического туризма в размере 12 500 тыс. рублей 00 копеек.
Согласно приложению к Соглашению в„– 11/2013 НП "Ремесленная палата" выделялись средства в размере 5000 тыс. рублей на приобретение оборудования в рамках создания центра коллективного пользования для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельности в области ремесел, народных художественных промыслов, и 7 500 тыс. рублей предусмотрены в рамках сметы затрат на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельности в области ремесел, народных художественных промыслов, сельского и экологического туризма.
В соответствии с пунктом 4.1 Соглашения в„– 11/2013 Министерство стратегического развития Ульяновской области перечислило бюджетные средства на банковский счет заявителя (платежные поручения в„– 433834 от 19.12.2013, в„– 5117983 от 25.12.2013).
Согласно пункту 3.3.1 Соглашения в„– 11/2013 НП "Ремесленная палата" приняло на себя обязательство использовать бюджетные средства, выделенные в форме субсидии, в течение одного календарного года с момента перечисления субсидии. Неиспользованные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет Ульяновской области на лицевой счет Министерства стратегического развития Ульяновской области.
В соответствии с подпунктом 3.3.2 Соглашения от 12.12.2013 в„– 11/2013 НП "Ремесленная палата" приняло на себя обязательство обеспечить раздельный бухгалтерский и аналитический учет бюджетных средств, полученных от Министерства стратегического развития Ульяновской области и расходуемых в рамках данного Соглашения.
На основании пункта 3.3.4 Соглашения в„– 11/2013 НП "Ремесленная палата" обязалось обеспечить возврат неиспользованных остатков субсидий в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 28 Плана контрольных мероприятий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации на 2015 год, на основании приказа ТУ Росфиннадзора по Ульяновской области от 17.08.2015 в„– 172 должностными лицами Управления в отношении заявителя была проведена выездная проверка.
Темой выездной проверки явилось использование в 2014 году средств федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в Министерстве экономического развития Российской Федерации и уполномоченных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и подведомственных им учреждениях.
Проверяемый период определен как 2014 год. Срок проведения выездной проверки, не включая периоды ее приостановления, составил 11 рабочих дней с 17.08.2015 по 31.08.2015.
По результатам проверки составлен Акт выездной проверки в НП "Ремесленная палата" от 31.08.2015, который вручен НП "Ремесленная палата" 31.08.2015.
Выездной проверкой установлено, что по данным бухгалтерского учета НП "Ремесленная палата" за 2014 год не подтверждена правомерность использование бюджетных средств в сумме 6 098,6 тыс. руб. на приобретение оборудования и изготовление архитектурно-строительных проектов. Установлено не обеспечение отражения полной и достоверной информации о деятельности организации, выразившееся в предоставлении недостоверной отчетности за 2014 год, в том числе, не обеспечение раздельного бухгалтерского и аналитического учета бюджетных средств.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением вынесено оспариваемое предписание от 31.08.2015 в„– 6, которое вручено заявителю 11.09.2015.
В предписании указаны выявленные в ходе проверки нарушения заявителем бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов:
- не подтверждена правомерность использования бюджетных средств на приобретение оборудования и изготовление архитектурно-строительных проектов, предусмотренных сметой для создания центра коллективного пользования для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов. В денежном выражении нарушение составляет 6 098,6 тыс. руб. Период совершения нарушения 2014 год.
Нарушены положения пункта 3.3 Соглашения от 12.12.2013 в„– 11/2013:
- не обеспечена полная и достоверная информация о финансовой деятельности организации, выразившаяся в предоставлении недостоверной отчетности за 2014 год.
- не обеспечен раздельный бухгалтерский и аналитический учет бюджетных средств, полученных от Министерства экономического развития Ульяновской области.
В денежном выражении нарушение составляет 18 901,4 тыс. руб. Период совершения нарушения - 2014 год.
Управлением констатировано, что нарушены положения пункта 3.3.2 Соглашения от 12.12.2013 в„– 11/2013, статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 в„– 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", раздел III Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 в„– 43н.
Указанным предписанием от 31.08.2015 в„– 6 заявителю предписано обеспечить возврат субсидии в сумме 6 098,6 тыс. руб., выделенной по Соглашению от 12.12.2013 в„– 11/2013, на лицевой счет Министерства экономического развития Ульяновской области (правопреемник Министерства стратегического развития Ульяновской области), правомерность использования которой не подтверждена данными бухгалтерского учета за 2014 год; подготовить и предоставить в установленном порядке бухгалтерскую отчетность за 2014 год, обеспечивающую достоверное представление о финансовом положении организации на отчетную дату, финансовом результате деятельности и движении денежных средств за отчетный период; восстановить бухгалтерский учет за 2014 год и обеспечить раздельный бухгалтерский и аналитический учет субсидий.
Заявитель, не согласившись с указанным предписанием от 31.08.2015 в„– 6, обратился с соответствующими требованиями в Арбитражный суд Ульяновской области.
Судом первой инстанции установлено, что по данным бюджетного учета Министерства экономического развития Ульяновской области по состоянию на 01.01.2014 у заявителя значился остаток неиспользованной субсидии в размере 12 500 тыс. руб., выделенной в соответствии с Соглашением от 12.12.2013 в„– 11/2013, в том числе 2500 тыс. руб. за счет средств областного бюджета Ульяновской области, 10 000 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета.
Проверкой обоснованности и достоверности расходов, включенных в отчет о целевом расходовании бюджетных средств НП "Ремесленная палата Ульяновской области" за 4 квартал 2014 года в части использования средств на оборудование установлено, что согласно предъявленным документам (договоры поставки, накладные, платежные поручения) НП "Ремесленная палата" приобретено и оплачено оборудование на общую сумму 5 000 тыс. руб.
Согласно предъявленным регистрам бухгалтерского учета НП "Ремесленная палата" за 2014 год (оборотно-сальдовые ведомости по счетам: 01 "Основные средства", 08 "Вложения во внеоборотные активы") указанное оборудование по состоянию на 01.01.2015 года не значится.
По данным оборотно-сальдовой ведомости по счету 51 "Расчетные счета" за 2014 год произведен возврат перечисленных денежных средств за оборудование в общей сумме 4298,6 тыс. руб.
Поскольку указанное оборудование на балансе не значилось, отсутствовали инвентарные карточки основных средств и инвентарные номера на основных средствах, проведение контрольного мероприятия путем сличения данных бухгалтерского учета с фактическим наличием оборудования не представилось возможным.
При этом 24.08.2015 проведен контрольный осмотр предъявленного оборудования, находящегося в пользовании и на хранении у других организаций, однако документы на передачу оборудования предъявлены не были.
Как следует из пояснительной записки директора НП "Ремесленная палата" Лукьянова В.В. часть оборудования передана в безвозмездное пользование ООО "Керамос", часть передана на хранение на территорию ООО "Лита", часть оборудования передана для участия в выставочной деятельности. Документы на передачу не предъявлены в связи с их изъятием сотрудниками УФСБ.
Управлением отмечено, что при проведении контрольного осмотра техническая документация на оборудование предъявлена не была, следовательно, сделать вывод о соответствии приобретенного оборудования фактически предъявленному не представилось возможным. По отдельным объектам при проведении контрольного осмотра было невозможно установить серию, марку, заводской номер.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что по данным бухгалтерского учета заявителя за 2014 год не подтверждалась на момент проверки правомерность использования бюджетных средств на приобретение оборудования и изготовление архитектурно-строительных проектов, предусмотренных сметой, на общую сумму 6 098,6 тыс. руб., что является нарушением пункта 3.3 Соглашения от 12.12.2013 в„– 11/2013.
ТУ Росфиннадзора по Ульяновской области контрольные мероприятия в части достоверности и правомерности произведенных расходных операций за счет средств субсидии на оказание прочих услуг (проведение выставочных мероприятий, реклама и др.) провести не было возможности в связи с не представлением к проверке бухгалтерских документов в полном объеме и запущенностью бухгалтерского учета.
Суд первой инстанции, констатировав, что заявитель не исполнил взятые на себя обязательства по Соглашению от 12.12.2013 в„– 11/2013 о предоставлении субсидии, руководствуясь статьями 78, 166.2, 266.1, 270.2, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьями 198, 200, 201 АПК РФ, отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что оспариваемое предписание каких-либо неправомерных или необоснованных требований не содержит и вынесено в пределах полномочий, предоставленных ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области в силу закона и условий Соглашения от 12.12.2013 в„– 11/2013. Устранение в последующем со стороны НП "Ремесленная палата" недочетов (нарушений) бухгалтерского учета не свидетельствует о том, что в ходе проверки необоснованно были установлены обстоятельства, послужившие основанием для выдачи предписания.
Судом первой инстанции также отмечено, что оспариваемое предписание в части обеспечения возврата субсидии в сумме 6 098,6 тыс. руб. на лицевой счет Министерства, не является исполнительным документом, который может быть обращен к принудительному исполнению во внесудебном порядке. Его исполнение, согласно части 4 статьи 270.2 БК РФ, в случае отсутствия добровольного возврата средств в бюджет, возможно только посредством подачи соответствующего иска в суд.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе заявитель оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что нецелевого использования бюджетных средств заявителем в ходе проверки не установлено, а значит, отсутствуют основания для вынесения оспариваемого предписания от 31.08.2015 в„– 6; отмечая, что не были учтены возражения, поступившие от заявителя в предусмотренный законом 10-дневный срок со дня получения акта проверки, не была назначена при поступлении возражений выездная проверка, и поэтому предписание вынесено преждевременно; указывая, что требования о возврате субсидии могут быть заявлены Министерством (стороной Соглашения от 12.12.2013 в„– 11/2013), но не ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Выявленные по результатам проверочных мероприятий нарушения, изложенные в предписании в„– 6 от 31.08.2015, подтверждаются материалами дела, и фактически не были оспорены НП "Ремесленная палата".
По данным бухгалтерского учета НП "Ремесленная палат" за 2014 год не подтверждалась на момент проверки правомерность использования бюджетных средств на приобретение оборудования и изготовления архитектурно-строительных проектов, предусмотренных сметой, на общую сумму 6 098,6 тыс. руб. (4298,6+1800,0), что квалифицировано ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области как неправомерно расходование в нарушение п. 3.3 Соглашения от 12.12.2013 в„– 11/2013.
Проанализировав положения подпункта "г" пункта 10, пункта 67 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 в„– 1092, суд апелляционной инстанции отметил, что руководитель территориального управления Росфиннадзора имеет право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, а решение о внеплановой проверке принимается в случае, если поступившие от объекта контроля письменные возражения влияют на выводы, сделанные по результатам проверки.
Судом установлено, что возражения, представленные заявителем на акт выездной проверки от 31.08.2015, не содержат сведений, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки, и у ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области отсутствовали основания для проведения повторной проверки.
Вместе с тем, возражения не были оставлены ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области без внимания, по ним подготовлено и направлено в адрес НП "Ремесленная палата" обоснованное заключение от 08.10.2015.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что, являясь юридическим лицом, получившим бюджетные средства в виде субсидий, НП "Ремесленная палата" стало объектом, подконтрольным ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области в части соблюдения условий соглашения о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Частью 3 статьи 270.2 БК РФ, определено, что предписание - документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В данном случае НП "Ремесленная палата" несет ответственность в соответствии с условиями Соглашения о предоставления субсидий от 12.12.2013 в„– 11/2013.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятого по делу судебного акта, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 по делу в„– А72-16048/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.В.МОСУНОВ

Судьи
Э.Г.БАШИРОВ
И.Ш.ЗАКИРОВА


------------------------------------------------------------------